1. | Самоопределение к деятельности Проверка домашнего задания | Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я всех вас рада видеть на уроке основы православной культуры. Ребята, можете занять свои места и настроиться на работу. Представьте себе, что вы находитесь в храме. Что Вас там окружают? Что такое икона? На доске иконы. Вам нужно название иконы закрепить рядом с иконой и рассказать, что вы о ней знаете. Икона Георгия Победоносца Владимирская икона Божией Матери Икона Николая Чудотворца У нас остались еще иконы Семистрельная Святая блаженная Матрона Московская | отвечают на вопросы учителя. Рассказ об иконах ИКОНА – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковная история. Перед нами Икона Георгия Победоносца. Он является заступником для верующих, чья жизнь имеет какое-либо отношение к военным делам, но также он может оберегать и землевладельцев. К святыне Великомученика обращаются те, кто связал свою жизнь с защитой отчизны, а также перед ликом молятся родители ,чьих сыновей призвали к службе, чтоб образ их уберег от всяких трудностей, а служба прошла благополучно. Это самая нежная иконы Богородицы, на ней Пресвятая обнимает своего Сына, а Он — Её. Божья Матерь Владимирская помогает каждому верующему, кто обращается к Ней с искренней молитвой — Она заступница и защитница, оберегает дом и помогает во многих житейских нуждах. Икона Николая Чудотворца На Руси он стал «своим» святым, которому молились об урожае, о защите от всяческих напастей – засухи, болезней. Считалось, что все, что просят у иконы Николая Чудотворца, будет даровано при искренней вере в молитву. Семистрельная - икона защищает дом от злых и завистливых людей. помогает бездетным, вызволяет из самых бедственных обстоятельств и помогает обрести семейным мир | Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция Познавательные УУД: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли | 5 мин Картины с изображением икон |
2. | Актуализация знаний Постановка проблемы. | Теперь мы окунулись в атмосферу добра и веры и совершим путешествие в историю нашей Родины. Со славянским именем — Владимир Крепка моя святая Русь. В его корнях непобедимость, И мир земной — посильный груз. Мы с этим именем крестились, И с этим именем живем. -Ребята, скажите, пожалуйста, какое церковное таинство бывает первым в жизни человека? Что вы знаете об обряде крещения? А что хотели бы узнать? Поговорим на эту тему? Хотите узнать, что про крещение говорят учителя? Дима Т, ты должен был для нас подготовить интервью Спасибо за работу, Дима | отвечают на вопросы учителя. - Крещение. -Кто придумал крестить людей, откуда к нам пришло крещение? Как христианство пришло на Русь? Да, конечно. Я на этой неделе взял интервью у учителей истории. Вот, что они рассказывают о крещении. Внимание на экран. Крещение – одно из таинств православной церкви. Крещеный человек получает от Бога святое имя и Ангела-хранителя. Через крещение человек становится членом Церкви, Крещение в Православной церкви совершается троекратным погружением с головой в купель со святой водой — во имя Отца, и Сына и Святого Духа Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. Человек соглашается жить по велению совести, по учению Христа. | Познавательные УУД: постановка и решение проблем, подведение под тему урока. Совместная формулировка цели. | 5 мин Видеоролик |
3. | Открытие новых знаний | Ребята, перенесите нас в историю, расскажите нам о принятии христианства. Вика К, Ира К, Настя Е. Вика К До принятия христианства у наших предков славян была языческая религия, которая не удовлетворяла князя. Славяне верили во множество богов, обожествляли и поклонялись силам и духам природы, считали, что многие природные предметы (например, камень, дерево, ручей) обладают сверхъестественной силой. В 10 веке правителем древней Руси был князь Владимир. Родился князь Владимир в 963 году. Отцом его был князь Святослав Игоревич. А бабушкой была Княгиня Ольга. Она первая из правителей Руси приняла христианскую веру. Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря ее решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на ее несправедливость, жестокость или неразумность. Ира К. Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Больше всего она хотела, чтобы ее дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством. Владимир почти все детство провел в Киеве, рядом с бабушкой. Он посещал храмы, возведенные греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал все, что рассказывала внукам бабушка. Настя Е. - Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошел по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, ее пример сыграл не последнюю роль. По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр. Драматизация: Дима Т. – Князь Владимир: «Я выслушал послов разных вероисповеданий – Больше всего мне приглянулись православные греки. Я спрашиваю у Вас, кто Вам по душе?» Лебедев и Гребенников Ответ Бояр: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». Князь: «Не осталось у меня больше сомнений! Я призываю жителей Киева креститься в реке Днепре!!!» Настя Е. Тогда у Владимира не осталось сомнений. В 988 году князь Владимир Красно Солнышко призвал жителей Киева креститься в реке Днепре. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые. Люди, ставшие христианами, объединились в общество, которое называется ЦЕРКОВЬ. Церковь растет и присоединяет к себе все новых людей и новые народы. В учебнике на стр. 59 прочитайте о том, что такое крещение и какие изменения произошли на Руси после принятия крещения? Какие изменения произошли на Руси? | Совместная работа учителя и обучающихся. Слайд - шоу Текст читают 3 ученика. Драматизация Работа по учебнику Чтение материала «Крещение Руси» на стр. 59 учебника,. Учащиеся дают новое определение понятия церковь, крещение. Открытие школ, строительство храмов, вера в единого Бога. | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать. РегулятивныеУУД выделение и осознание того, что подлежит усвоению. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование. Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка. Личностные УУД: Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции. Регулятивные УУД: умение выделять главное. Познавательные УУД: знакомство и работа с историческим источником, синтез как составление целого из частей. | 10 мин |
5. | Закрепление. Работа в парах, взаимооценка | Ребята, на столе у вас карточка, переверните ее. Вам нужно будет поработать в парах и ответить на 6 вопросов. Какая религия до принятия христианства была у наших предков славян? – Языческая религия. Какой князь первым принял Крещение? – Владимир. В каком году князь Владимир призвал жителей Киева креститься? - 988 г. В какой реке Владимир крестил Русь? – В реке Днепре. Верно ли, что с принятием крещения стали закрывать школы и разрушать церкви? – Нет. Всякий ли входящий в храм должен снимать головной убор? Мужчина – снимает, женщина – одевает. Проверим работу. Попрошу встать пары, у которых работа выполнена без ошибок. Пожмите друг другу руку. Вы справились с задание. | Учащиеся в парах находят ответы на вопросы. На экране вопрос и ответ | Коммуникативные УУД: Общение в парах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся Личностные УУД: личные высказывания, умение анализировать и делать выводы. | Карточки 9 мин |
6, | Работа в группах | Теперь я предлагаю Вам поработать в группе. И попрошу составить синквейн по теме нашего урока. Я вам раздаю карточки, на которых уже написано существительное. А вы продолжаете работу. Название темы – 1 сущ. Описание темы – 2 прил. Описание действий – 3 глагола Отношение к теме – 4 слова Суть темы – 1 слово Работа выполнена. Теперь каждая группа зачитает то, что получилось. Ученик выходит к доске, читает и прикрепляет на доску свой лист. | Крещение Князь Владимир Русь Храм Вера Река Днепр | Коммуникативные УУД: Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора. Умение обобщить изученное на уроке | 9 мин Раздаточный материал для работы в группах |