СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Как христианство пришло на Русь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование представления о значимости принятия православия, как этапа, с которого началось иное развитие нашей культуры.

Цель урока  

  • познакомить с  понятиями:  «религия», «церковь», «крещение».
  • объяснить смысл Крещения;
  • рассказать, как христианство пришло на Русь, и какое значение это событие имело для нашего государства.
  • воспитание  личности через пример св. равноапостольного князя Владимира, который после принятия христианства радикально изменил свою жизнь.
  • освоение представления о развитии страны, с принятием христианства.

Задачи

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Как христианство пришло на Русь"»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ресурсы

Время

1.

Самоопределение к деятельности

Проверка домашнего задания


Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я всех вас рада видеть на уроке основы православной культуры. Ребята, можете занять свои места и настроиться на работу.

Представьте себе, что вы находитесь в храме. Что Вас там окружают? Что такое икона?

На доске иконы. Вам нужно название иконы закрепить рядом с иконой и рассказать, что вы о ней знаете.


Икона Георгия Победоносца




Владимирская икона Божией Матери 


Икона Николая Чудотворца


У нас остались еще иконы

Семистрельная

Святая блаженная Матрона Московская





отвечают на вопросы учителя.


Рассказ об иконах

ИКОНА – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковная история.

Перед нами Икона Георгия Победоносца. Он является заступником для верующих, чья жизнь имеет какое-либо отношение к военным делам, но также он может оберегать и землевладельцев.

К святыне Великомученика обращаются те, кто связал свою жизнь с защитой отчизны, а также перед ликом молятся родители ,чьих сыновей призвали к службе, чтоб образ их уберег от всяких трудностей, а служба прошла благополучно.

Это самая нежная иконы Богородицы, на ней Пресвятая обнимает своего Сына, а Он — Её.
Божья Матерь Владимирская помогает каждому верующему, кто обращается к Ней с искренней молитвой — Она заступница и защитница, оберегает дом и помогает во многих житейских нуждах.


Икона Николая Чудотворца

На Руси он стал «своим» святым, которому молились об урожае, о защите от всяческих напастей – засухи, болезней. Считалось, что все, что просят у иконы Николая Чудотворца, будет даровано при искренней вере в молитву.


Семистрельная - икона защищает дом от злых и завистливых людей.

помогает бездетным, вызволяет из самых бедственных обстоятельств и помогает обрести семейным мир

Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция

Познавательные УУД:  повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли







5 мин










Картины с изображением икон

2.

Актуализация

знаний










Постановка проблемы.

Теперь мы окунулись в атмосферу добра и веры и совершим путешествие в историю нашей Родины.


Со славянским именем — Владимир
Крепка моя святая Русь.
В его корнях непобедимость,
И мир земной — посильный груз.
Мы с этим именем крестились,
И с этим именем живем.

-Ребята, скажите, пожалуйста, какое церковное таинство бывает первым в жизни человека?

Что вы знаете об обряде крещения?

А что хотели бы узнать?

Поговорим на эту тему?


Хотите узнать, что про крещение говорят учителя?


Дима Т, ты должен был для нас подготовить интервью













Спасибо за работу, Дима












отвечают на вопросы учителя.

- Крещение.

-Кто придумал крестить людей, откуда к нам пришло крещение? Как христианство пришло на Русь?




Да, конечно. Я на этой неделе взял интервью у учителей истории. Вот, что они рассказывают о крещении.

Внимание на экран.

Крещение – одно из таинств православной церкви. Крещеный человек получает от Бога святое имя и Ангела-хранителя. Через крещение человек становится членом Церкви,

Крещение в Православной церкви совершается троекратным погружением с головой в купель со святой водой — во имя Отца, и Сына и Святого Духа

Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. Человек соглашается жить по велению совести, по учению Христа.

Познавательные УУД: постановка и решение проблем, подведение под тему урока.



Совместная формулировка цели.









5 мин


Видеоролик

3.


Открытие новых знаний



Ребята, перенесите нас в историю, расскажите нам о принятии христианства.

Вика К, Ира К, Настя Е.


Вика К

До принятия христианства у наших предков славян была языческая религия, которая не удовлетворяла князя. Славяне верили во множество богов, обожествляли и поклонялись силам и духам природы, считали, что многие природные предметы (например, камень, дерево, ручей) обладают сверхъестественной силой.

В 10 веке правителем древней Руси был князь Владимир.

Родился князь Владимир в 963 году. Отцом его был князь Святослав Игоревич.

А бабушкой была Княгиня Ольга. Она первая из правителей Руси приняла христианскую веру.

Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря ее решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на ее несправедливость, жестокость или неразумность.

Ира К.

Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Больше всего она хотела, чтобы ее дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.

Владимир почти все детство провел в Киеве, рядом с бабушкой. Он посещал храмы, возведенные греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал все, что рассказывала внукам бабушка.

Настя Е. - Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошел по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, ее пример сыграл не последнюю роль.

По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр.

Драматизация: Дима Т. – Князь Владимир: «Я выслушал послов разных вероисповеданий – Больше всего мне приглянулись православные греки. Я спрашиваю у Вас, кто Вам по душе?»

Лебедев и Гребенников Ответ Бояр: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».

Князь: «Не осталось у меня больше сомнений! Я призываю жителей Киева креститься в реке Днепре!!!»

Настя Е.

Тогда у Владимира не осталось сомнений. В 988 году князь Владимир Красно Солнышко призвал жителей Киева креститься в реке Днепре.

Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые.




Люди, ставшие христианами, объединились в общество, которое называется ЦЕРКОВЬ. Церковь растет и присоединяет к себе все новых людей и новые народы.

В учебнике на стр. 59 прочитайте о том, что такое крещение и какие изменения произошли на Руси после принятия крещения?


Какие изменения произошли на Руси?



Совместная работа учителя и обучающихся.



Слайд - шоу


Текст читают 3 ученика.

















































Драматизация






































Работа по учебнику


Чтение материала «Крещение Руси» на стр. 59 учебника,.

Учащиеся дают новое определение понятия церковь, крещение.










Открытие школ, строительство храмов, вера в единого Бога.



Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать.

РегулятивныеУУД выделение и осознание того, что подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование.

Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка.

Личностные УУД:

Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции.

Регулятивные УУД: умение выделять главное.

Познавательные УУД: знакомство и работа с историческим источником, синтез как составление целого из частей.
























































































10 мин

Выступление учеников,


Учебник



















































































































4

Физкультминутка


Снятие физического и эмоционального напряжения.

ФИЗМИНУТКА

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись!


Выполняют упражнения.


1 мин

5.

Закрепление.

Работа в парах, взаимооценка

Ребята, на столе у вас карточка, переверните ее. Вам нужно будет поработать в парах и ответить на 6 вопросов.


Какая религия до принятия христианства была у наших предков славян? – Языческая религия.

Какой князь первым принял Крещение? – Владимир.

В каком году князь Владимир призвал жителей Киева креститься? - 988 г.

В какой реке Владимир крестил Русь? – В реке Днепре.

Верно ли, что с принятием крещения стали закрывать школы и разрушать церкви? – Нет.

Всякий ли входящий в храм должен снимать головной убор? Мужчина – снимает, женщина – одевает.

Проверим работу.
Попрошу встать пары, у которых работа выполнена без ошибок. Пожмите друг другу руку. Вы справились с задание.

Учащиеся в парах находят ответы на вопросы.










На экране вопрос и ответ

Коммуникативные УУД:

Общение в парах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся

Личностные УУД: личные высказывания, умение анализировать и делать выводы.

Карточки


9 мин

6,

Работа в группах

Теперь я предлагаю Вам поработать в группе.

И попрошу составить синквейн по теме нашего урока. Я вам раздаю карточки, на которых уже написано существительное. А вы продолжаете работу.

  1. Название темы – 1 сущ.

  2. Описание темы – 2 прил.

  3. Описание действий – 3 глагола

  4. Отношение к теме – 4 слова

  5. Суть темы – 1 слово
    Работа выполнена. Теперь каждая группа зачитает то, что получилось.

Ученик выходит к доске, читает и прикрепляет на доску свой лист.

Крещение
Князь Владимир
Русь

Храм

Вера
Река Днепр





Коммуникативные УУД:

Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся

Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора. Умение обобщить изученное на уроке

9 мин


Раздаточный материал для работы в группах

7.

Рефлексия


«Закончи предложения»

Мне на уроке

Мне было интересно…

Я понял что…

Был ли урок интересным?

Чем запомнился?

О чём сможете рассказать дома родителям по теме урока?

Производят самооценку своей деятельности.


осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


3 мин

8.

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы к параграфу учебника;

2. Рассказать членам семьи и друзьям об особенностях православия в России;

3. Составить кроссворд по теме урока (по желанию)



1 мин

9.

Заключение


Вся Русь поныне чтит Владимира Святого,

При нем блеснул над Русью Христианства первый луч…

О Ты! страны родной, великий Просветитель,

Владимир-Солнышко! ее отцом ты был,

Молись за нашу Русь, которой Сам Спаситель,

Крещением святым грехи ее омыл".


Спасибо за урок.

Давайте друг другу похлопаем за работу.

Ученик читает стихотворение


2 мин

















Учитель Саркисян Людмила Мурадовна

УМК Начальная школа XXI века

Предмет ОРКСЭ

Класс 4 «А»

Урок Как христианство пришло на Русь

Тип урока урок введения нового знания

Технология технология деятельностного подхода

Дата 27.02.2020


Технологическая карта урока


Как христианство пришло на Русь

Тема

формирование представления о значимости принятия православия, как этапа, с которого началось иное развитие нашей культуры.

Цель урока

  • познакомить с понятиями: «религия», «церковь», «крещение».

  • объяснить смысл Крещения;

  • рассказать, как христианство пришло на Русь, и какое значение это событие имело для нашего государства.

  • воспитание личности через пример св. равноапостольного князя Владимира, который после принятия христианства радикально изменил свою жизнь.

  • освоение представления о развитии страны, с принятием христианства.

Задачи

Урок введения нового знания

Тип урока

История

Межпредметные связи


учебник;

персональный компьютер, мультимедиа проектор, презентация, карточки для парной работы,

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Работа фронтальная, в парах, в группах.

Организация пространства