Конспект урока по русскому языку,
УМК «Гармония»
Учитель: Гогуля Анастасия Анатольевна
Тема: Знакомство с изменением имен существительных по падежам, наблюдение за изменением по падежам имен существительных и местоимений («Как могут изменяться слова?»)
Цель: Дать первоначальное представление об изменении существительного по падежам.
Задачи:
1. Знакомить учащихся с понятием падеж, количеством падежей в русском языке.
2. Уточнить представление учащихся о начальной форме имени существительного.
3. Познакомить учащихся с формой Им. падежа.
4. Дать представление об изменении местоимений по падежам.
5. Продолжить работу над орфографической зоркостью учащихся.
УУД:
личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
познавательные:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- устанавливать аналогии.
коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: учебник, тетрадь-задачник, компьютер, экран, демонстрационные таблицы.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент и самоопределение к деятельности |
Приветствие, проверка готовности к уроку. Отправляемся мы снова В мир родного языка Мы разгадывать готовы, Его тайны до звонка. - О каких тайнах здесь идет речь?( Мы каждый урок узнаем что-то новое) - Как называется наш учебник? (К тайнам нашего языка) - Готовы разгадывать тайны русского языка? - Что для этого надо? - Значит, отправляемся в путь, но прежде проверим ваш багаж знаний. | Готовность рабочего места ученика. Отвечают на вопросы. Настраиваются на работу. |
Актуализация знаний |
- Прочитайте слова, чем они похожи? Море, дома, стакан, девочки, одеяло, стулья, к дому. - Разбейте данные слова на две группы. - По какому признаку вы это выполнили? - Какой частью речи являются слова в 1 ом столбике? Во 2 ом? - В какой форме имена существительные стоят в 1 столб (в форме единственного числа) , а во 2ом?(во множеств.) -Как изменяются существительные? (по числам) -Почему «к дому» вы оставили? Оно изменилось по числам? (нет) -Как же еще могут изменятся слова? -Хотите это узнать, как в русском языке называют такое изменения? | Читают слова, находят сходства, разбивают на группы, отвечают на вопросы |
Постановка учебной задачи |
- Так и звучит наша тема урока: «Как еще могут изменяться слова?» - Какие учебные задачи поставим? - Сегодня мы раскроим еще одну тайну русского языка об изменении имени существительного, мы будем выяснять, как еще могут изменяться имена существительные - А выяснять мы это будем в группах, выполнив упражнение 189 стр. 76. -Вспомним правила работы в группах. - Внимательно прочитали задание -Это предложение? Почему нет? -Что такое предложение? - О ком можно составить предложения? Составьте предложения в группах, обсудите и запишите в тетрадь. Ученик ответил на вопрос учителя. Учитель ответил на вопрос ученика. - Че отличаются записанные предложения? -Какие слова изменили окончание? -Какой частью речи являются? -Как изменились слова? (по вопросам) -Значит как еще изменяются слова? (по командам вопросов) –Какие вопросы командовали при изменении слов? - Как в русском языке называют такие изменения по вопросам, мы узнаем прочитав информацию на стр 77 упр 192. - Как в русском языке называют такие изменения по вопросам? -Ученые их расположили по-особому. -Как расположились вопросы?(лесенкой) - С каким словом можно связать слово «ПАДЕЖ»? -Слово будто бы скакало, падало со ступеньки на ступеньку. - Сколько пар вопросов? (6) - Сколько ступенек?(6) -А сколько падежей в русском языке?(6) - Сегодня мы раскрыли еще одну тайну русского языка об изменении имени существительного, мы выяснили, как еще могут изменяться имена существительные, по падежам. | Ставят цель: узнаем…, научимся… Доказывают (нет мысли, слова не связаны по смыслу) Работают в группах Отвечают на вопросы Выдвигают предположения. Знакомятся с новой информацией в учебнике Отвечают на вопросы учителя |
Физминутка |
Применение на практике |
- Для того, чтобы научиться изменять слова по вопросам мы понаблюдаем, как будет изменяться слова сестра, река. Для этого откройте задачники № 190, 191 и измените в предложениях слова сестра, река. (Самостоятельная работа по вариантам). - Какая часть слова изменилась? Если изменилось окончание то, что изменяется? (Форма слова). Почему изменилась форма слова? - Какие вопросы командовали при изменении слова сестра, река? - Значит, какой можем сделать вывод? - В русском языке у каждого падежа есть свое имя. Давайте прочитаем, как называется первый падеж. - Как можно распознать именительный падеж? -Найдите, пожалуйста, в упр 190,191 среди слов, которые вы вставляли слова в им.п. и подпишите (учитель показывает, как правильно подписывать) - Наш мальчик иностранец тоже решил изменить слова. Прочитайте, что у него получилось. Упр 194 - Понятно ли вам предложение? Какую ошибку допустил? - Как можно исправить это предложение?(заменить местоимением) - Прочитайте полученное предложение. А теперь закройте учебники и попробуйте записать это предложение по памяти. - Прочитайте, что получилось. Как вы записали слово «побежал»? - Какой частью речи мы заменили им.сущ? (местоимение) - Можно ли сказать, что местоимения тоже изменяются по падежам? - Давайте проверим, прочитав информацию в учебнике. - Какой вывод можем сделать? | Выполняют задание самостоятельно Отвечают на вопросы Вывод- им.сущ изменяются по падежа Читают Подписывают падеж Читают предложение в учебник Использовал одно и тоже слово. Записывают предложение Объясняют написание слова Высказывают предположения Читают Делают вывод |
Итог урока |
- Какие задачи стояли перед нами на уроке? - Как же еще изменяются имена существительные? - Сколько падежей в русском языке? - Какой падеж главный? Почему? - Действительно, падежей 6, но мы знаем название только самого главного. - На какие вопросы отвечает существительное в именительном языке? - Как вы думаете, мы достигли своей цели? - Какие задачи мы можем поставить перед собой на следующий урок? | Отвечают на вопросы. |
Домашнее задание: С. 77 - 79 правила, № 196 |
3