СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как мотивировать интерес учеников к уроку

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на муниципальном этапе областного конкурса «Учитель года 2022» «Методическая мастерская» на тему «Как мотивировать интерес учеников к уроку»

Просмотр содержимого документа
«Как мотивировать интерес учеников к уроку»

Выступление на муниципальном этапе

областного конкурса «Учитель года 2022»


«Методическая мастерская»

на тему

«Как мотивировать интерес учеников к уроку»



С1 Добрый день, уважаемые коллеги!

С2 В последние годы все чаще можно слышать, что у современных детей нет интереса к учению, нет потребности в знаниях. Понятно, что если обучающийся относится к получению знаний, к учению равнодушно, без интереса, не осознает потребности в знаниях, то успешного обучения и положительного результата не будет. Поэтому перед педагогами стоит задача сформировать у школьника положительную мотивацию к учебной деятельности.

С3 Что же такое мотивация?

Мотив – приводить в движение, толкать; побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта.

Мотивация – процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

Мотивирование – создание условий для развития собственных мотивов либо внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний.

С4 Виды мотивации:

- внешняя (мотивы, стимулирующие определенную деятельность, в нашем случае процесс учения, не связаны напрямую с ней)

- внутренняя (мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью)

- положительная/отрицательная

- устойчивая/неустойчивая

Согласно всему этому, чтобы мотивировать познавательную деятельность обучающихся на уроке, необходимо использовать такие процессы, методы, средства, формы работы, которые бы вызывали у детей интерес. Другими словами создавать условия для устойчивого интереса школьников к уроку.

По мере взросления мироощущения и потребности ребенка меняются, то, что мотивировало учиться в начальной школе (похвала учителя или родителей, отличная оценка, интерес к новому), в средней может перестать работать. Чтобы мотивировать подростка к обучению, необходима новая стратегия ( стать другом, показать, что вы его понимаете, говорить что у тебя все получится, ты движешься в нужном направлении).

В этом возрасте многие дети еще не способны оценить значимость образования как такового, выслушивая миллион разных нотаций, почему учиться в школе это надо.

С 5 Профессия учителя многогранна. Учитель – это не только педагог, это и актер, и секретарь, и бухгалтер, и психолог, и следователь, профессиональный ведущий, врач.

Да, все реже мы видим в глазах детей интерес, горящие глаза, современные дети меньше стали удивляться, изумляться новым знаниям, полученному опыту, приобретенному навыку.

Наше учительское ожидание порой не совпадает с реальностью. Детям не интересно (дети чаще сидят в телефонах, грустные, ничего не хотят, не могут организовать себя). Единственное, что их радует гаджеты. Но это проблема не только учителей, но и родителей. Ученики сами признаются, что самое веселое в школе - это перемена. И не потому, что уроки им не нравятся, а потому что они там общаются (и чаще опять на тему гаджетов, игр, тик-тока, инстограмма, реже спортивные игры), а это они могут сделать только в перерыве между уроками.

С 6 Есть такие причины спада школьной мотивации:

- Переизбыток медийной информации

- Возрастные особенности

- Умственное развитие ученика

- Пропаганда легкого образа жизни (блогерство)

- Чрезмерные нагрузки

- Завышенные требования

- Негативное отношение ученика к учителю

- Негативное отношение учителя к ученику

- Стиль воспитания в семье

- Отсутствие личной значимости предмета

- Низкая продуктивность учебной деятельности

- Непонимание цели учения

- Страх перед школой


С 7 Существуют различные приемы мотивации .

Я думаю, что каждый учитель пользуется ими.

В своей работе я стараюсь использовать эмоциональные приемы: эмоциональная деталь, цитата, факт, новость, подбор эмоционально привлекательного материала, наглядность, театрализованность, звуковые и видео-фрагменты, иногда умышленная ошибка, или перескок с одной темы на другую). Как же я это использую на уроках русского языка и литературы.

На уроках литературы, при изучении стихов о Родине и родной природе, мы не только читаем стихи выразительно, заучиваем их наизусть, делаем анализ, мы рисуем рисунок по прочитанному. А самое интересное для ребят становится экскурсия в природу, где мы наблюдаем за красотой окружающей нас, то, что в настоящее время мы просто не замечаем. Сравниваем прочитанное в стихах с увиденным во время экскурсии. А на уроке русского языка можно написать сочинение о красоте природы нашего края, добавляя отрывки из стихов.

С8 При изучении повести «Детство» Максима Горького в 7 классе, мы смотрим отрывки из советского фильма «Детство» 1938 года. Благодаря которому можно окунуться в ту эпоху, когда жил Максим Горький. Увидеть улицы Нижнего Новгорода, увидеть Волгу во всей её мощи.

Изучая фольклор, народные песни, в 8 классе прослушиваем исполнение народными ансамблями. Где ребята могут услышать, как раньше исполняли эти песни, говор. На уроке русского изучая историзмы, диалектизмы можно предложить ребятам сделать словарь диалектных слов нашего края. Больше всего вызывает интерес работа по теме жаргонизмы. Здесь ребята с удовольствием берут у родителей интервью и составляют словарь жаргонизмов.

А для того чтобы вызвать интерес у детей, сконцентрировать их внимание можно и пошутить, предложив ответить на вопрос: «Знаете, что письмо Татьяны Онегину написала не Татьяна? Дети могут замолчать или начать спорить, что в книге написано именно так. Возникает вопрос «А кто?» Попробуйте найти ответ. Письмо написал Пушкин»

С9 Или же можно задать вопрос «Что объединяет учеников школы Терра-септ в штате Верджиния с Владимиром Галактионовичем Короленко?» ( эта школа в буквальном смысле находится под землей, а он написал произведение «Дети подземелья, сейчас мы называем его «В дурном обществе»)

Проектная и исследовательская деятельность очень увлекает детей. Сделать не просто доклад о жизни какого-нибудь писателя или поэта, а найти 10 интересных фактов из жизни. Проект «Современные левши», мы делаем во время изучения сказа «О Тульском косом Левше и о стальной блохе». Пишем сочинение не просто по прочитанному роману Пушкина «Дубровский», а придумываем как бы, по их мнению, должен закончиться роман, делаем пробу пера. Предложить почитать числовые стихи и отгадать какое это стихотворение.

Можно на уроке русского языка достать учебник биологии или истории. Даже если предметы разные, но написаны они все на русском языке. Можно закрепить тему сложное предложение, или тире между подлежащим и сказуемом, существительные одушевленные или неодушевленные.

Даже в старших классах ребятам очень интересно на любом уроке разгадывать ребусы, отгадывать загадки. Это одновременно расслабляет ребят и заставляет их думать. Игра это инструмент, это то, что позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика, включить учащегося в занятие, создать эмоционально-интеллектуальную атмосферу. И многое другое.

С моей точки зрения, в работе учитель должен использовать оптимизм, образность и эмоции. Не повторять все время одно и то же (ты должен, это будет на контрольной), не создавать ситуацию дискомфорта стоя возле ученика и делая ему постоянно замечания.

Говорят, чтобы удивиться достаточно 1 минуты, а ведь это правда, в любой момент урока можно пошутить, предложить необычное домашнее задание. Учеба в школе это серьезный труд двоих, и все зависит не только от взаимодействия или взаимопомощи, взаимопонимания и содружества только тогда можно придти к качественному результату.

Использование разных приемов привело к тому, что многие дети стали активно работать, брать на себя различные роли, включаться в творческие задания, но самое главное, что они улыбаются, удивляются предоставленному материалу. А для меня, как для учителя, если я вижу на лице ребенка улыбку, я понимаю что ему хорошо и комфортно и как было бы здорово, если бы реакция друг на друга была только такая.

Но такую работу нужно вести не только на уроке, но и во внеурочное время. Кто-то из ребят активно участвует, хорошо учится, а кто-то хочет принять участие, но ждет от учителя помощи. Многие дети говорят, что не хотят ни в чем участвовать, но если его оставишь, дашь ему задание, то ему и уходить потом не хочется.

С 10 Проводя опрос среди учащихся, какой урок должен быть или нравится, какой должен быть учитель, я получила такие результаты:

- урок должен быть интересным, увлекательным, необычным

- задания должны быть интересными (загадки, ребусы, анаграммы, смотреть видео-уроки, фильмы, работать на компьютере, выполнять практические задания и др)

- проверять задания совместно, оценивать на уроке друг друга, работать в группах, в паре

- учитель должен хвалить, но иногда быть строг, а иногда и пошутить, удивлять чаще, понимать ученика.

С 11 Обобщив всю информацию, можно назвать несколько правил, каким должен быть стиль педагога, чтобы детям было интересно. А сказать я это хочу словами великих людей, педагогов, чьи слова актуальны в любое время:

- главная заповедь учителя - заметить даже самое маленькое продвижение вперед и поддержать успех – сказал когда-то Ушинский, значит, необходимо создавать атмосферу успеха на уроке

- как говорил Ян Амос Каменский «У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру. Значит, учителю необходимо всегда удивлять, развивать учеников и верить в возможности каждого из них.

С12 И закончить свое выступление я хочу словами доктора психологических наук Орлова Александра Борисовича:

Мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя и мотивации научиться, как таблице умножения, её можно лишь стимулировать, развивать, повышать…

С 13 Спасибо за внимание!