СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как можно, а как нельзя мотивировать ребенка в образовательном процессе?"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыта тема мотивации ребенка в образовательном процессе. Педагогический совет

Просмотр содержимого документа
«"Как можно, а как нельзя мотивировать ребенка в образовательном процессе?"»

«Как можно, а как нельзя мотивировать ребенка в образовательном процессе?»


Выполнила: Фирсова Светлана Николаевна, учитель изо, гимназия №44


Данный вопрос на самом деле очень важный. Мотивирующие факторы могут оказать положительное или отрицательное влияние на учеников. Для начала дадим определение понятию мотивация. Мотивация это внутреннее побуждение к действию, направленное на достижение

цели. Мотивация ребенка, в первую очередь, зависит от его окружения, от родителей. Если родители заинтересованы в образовании своего чада, и у них есть четкие цели, которые должен достичь их ребёнок, то все свои силы и старания будут направлены на достижение поставленных целей. Так же, влияние на ученика оказывает школа, преподаватели, спецификация учебного предмета, условия, в которых проходит образовательный процесс. На большинство детей влияние оказывают их сверстники. Ребёнок может отказываться что-либо выполнять, лишь потому что его одноклассник или друг тоже отказался это делать.

Так, как же можно, а как нельзя мотивировать ребенка в учебном процессе? Что нужно сделать, чтобы ребенок был заинтересован в образовании и знаниях? Ребенок должен осознавать, зачем ему знать и учить уроки. Он должен быть заинтересован и иметь желание и понимание того, что он приобретет после изучения новой информации и повторения старой. Он должен представлять готовый результат. Учеников с более глубокой мотивацией учить не так сложно. У них наиболее активно происходят мыслительные процессы, они эффективнее воспринимают информацию, и им становится интересно и занимательно. В итоге ученик создает потребность в необходимости получения информации, знаний и умений. Заинтересованных и незаинтересованных учеников легко отличить друг от друга. Когда ученику интересно на уроке, он активно работает, с удовольствием выполняет задания, участвует в обсуждениях. На примере такого ученика мы можем сказать, что у него есть мотивация, он поставил себе цели и постепенно приближается к ней. Незаинтересованного ученика вычислить несложно, такой ребенок на уроке может заниматься своими посторонними делами, нарушать дисциплину, мешая при этом получать знания своим одноклассникам, в мыслях находиться где угодно, но только не на уроке. И очень важно такого ученика направить на мотивационный путь. Полезно будет провести беседу с такими учениками, найти общий язык и узнать что им нравится, а что не нравится в уроке, в классе, в общении со сверстниками, учесть их пожелания. Преподаватель должен привлечь внимание детей и заинтересовать их к обучению. Для того чтобы ребенка мотивировать к обучению, в классе нужно организовать достойные условия, должна царить атмосфера мотивации, нужно ставить активных детей в пример, чтобы другие дети смотрели на них и брали пример. В обучение детей младших классов можно ввести элементы игровой деятельности, интересные обучающие материалы, поощрения и выделения активных ребят из группы. Если учитывать тот факт, что внимание ребенка сосредоточено на начало и конец урока, то учитель должен грамотно распланировать урок, создав тем самым, почву для активной деятельности учащихся. Если это ребята старшей школы, то мотивацией здесь является грамотно подготовленный урок с уникальной информацией, и включением учащихся в обсуждения. Поведение детей основано на чувствах и их личный выбор обычно не является полезным для них самих. Дети осознают, что можно делать, а чего нельзя, но, когда дело доходит до главного действия, они становятся жертвами своих чувств, своих привычек. И их нужно направить в правильное русло, исключая ошибки, не травмируя личность, мнения и психику ребёнка. Учителям, и родителям, в первую очередь, нужно знать и понимать работу деятельности детского сознания и психологии, для того чтобы у детей были сформированы правильные привычки и они были подготовлены к жизни.

Отпугнуть мотивацию к обучению легко путем высмеивания, нелепых высказываний, унижением, сравнивая с другими детьми, «загнать» в ситуацию неудачи и неуспеха. Очень сложно донести до ребенка, который разочаровался в школе и в учебе, в исключительных случаях в родителях и в жизни, что учебный процесс это одна из важных ступеней в его жизни, от которой многое зависит. Кем станет ученик, каким человеком он вырастет, какие ценности будут для него важнее в жизни. И постепенными медленными шажочками формируется личность, которую важно не сломать. Возлагать свои грандиозные планы на ребенка со стороны родителей – это самая популярная ошибка, которую сами родители не всегда осознают. Негативно на мотивацию может повлиять неблагополучие в семье. Ребенок, который привык что у него все вопросы в семье не могут решиться без эмоционального напряжения и переживаний, обычно, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы, потому что у него не хватает на это энергии. Сколько бы родители не внушали своему ребенку, что учится он только для себя, с перспективой в будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Маленькие дети учатся для своих родителей, ради похвалы и признательности. Не нужно надоедать ребенку нотациями, а сделать упор на любознательность, заинтересовать его. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится. Не стоит ограждать ребёнка одной только учебой, ребёнок должен быть всесторонне развит. Перед учителем и родителями стоит задача, показать ребенку, как и в какой области он может развиваться и достигать поставленные цели. Не нужно ставить детей в рамки. Пусть ребёнок чувствует себя немного самостоятельным, потому что у него есть выбор. Пусть он выбирает то, что ему нравится и то, что ему по душе, посоветовавшись со старшими для правильного выбора. К примеру, если ребенку нравится рисовать и он сам просит чтобы его отдали в художественную школу, а у родителей свое мнение и они записывают его в музыкальную школу, к которой у ребенка нет ни интереса ни способностей, то результат будет печальным. Будет очень сложно заставить ребенка, что бы он ходил на эти музыкальные занятия. Мотивация в этом случае находится на самом нижнем уровне. Важно находиться с ребёнком на одной волне взаимопонимания и доверия.

Мотивацию увидеть невозможно, только ее результаты или их отсутствие. Ведь только имея мотивацию к учебе и развитию, ребенок сможет вырасти самостоятельным и целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!