СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как можно отличить представителей разных царств живой природы?

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель урока - обобщение полученных знаний о различных царствах живой природы. В ходе урока учащиеся разбиваются на 4 команды , каждая выступает в защиту всвоего царства.

Просмотр содержимого документа
«Как можно отличить представителей разных царств живой природы?»

МО учителей биологии Кировского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 ст.Змейской



открытый урок в 6 классе













учитель биологии:

Глива И.В.




2016-2017 учебный год

Тема урока: Как можно отличить представителей разных царств живой природы?

Цель урока: Обобщить изученные общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разных царств живой природы.

Задачи урока:

Образовательные:

Изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разных царств живой природы.
Развивающие:

развивать у обучающихся умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдений, умение работать с разными источниками информации, работать в группе;
Воспитательные:

способствовать формированию бережного отношения к природе;

прививать любовь к родному краю.

воспитывать у обучающихся уважение к научному, исследовательскому труду.

Тип урока: обобщающий

Оборудование: презентация к уроку, карточки, схемы, рисунки.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово.

Учитель : Здравствуйте , ребята! Сегодня у нас необыкновенный урок, у нас гости, и они совершенно не знакомы с представителями живой природы нашей Планеты! Какая жалость. Значит, мы с вами должны представить жителей нашей красавицы Земли в самом лучшем свете. Мы должны рассказать все, что мы уже узнали, и понять, что еще хотели бы узнать. Итак, начинаем! Прежде всего, мы должны разбиться на 4 команды.

Провести жеребьевку.


Участники рассаживаются на заранее приготовленные места. На парты ставятся таблички с надписями «ЖИВОТНЫЕ», «РАСТЕНИЯ», «БАКТЕРИИ», «ГРИБЫ».

На уроках мы выяснили, что все живые организмы учены е разделили на пять царств живой природы. Это животные, растения, грибы, бактерии и вирусы.

Для начала давайте познакомим наших гостей с общей характеристикой живых организмов пяти царств живой природы. Для этого вы должны выбрать верные предложения из представленного вам текста и если вы сделаете правильный выбор, то у нас получится краткий рассказ о жителях Земли.

Задание1. Выберите верные предложения.

  1. Все живые организмы имеют клеточное строение.

  2. Все живые организмы многоклеточные.

  3. Живые организмы могут быть как одноклеточными так и многоклеточными.

  4. Живые организмы растут, питаются, размножаются.

  5. Все живые организмы разделили на 5 царств: бактерии, грибы, растения, животные и неклеточная форма - вирусы.

  6. Бактерии – самые древние живые организмы.

  7. Живые организмы могут быть возбудителями болезней, а могут приносить пользу природе и человеку.

  8. Все живые организмы способны к перемещению в пространстве.

  9. Животные и растения питаются готовыми органическими веществами.

  10. Растения способны создавать органические вещества из неорганических.

  11. Животные растут в течении всей жизни.

  12. Растения и грибы растут в течение всей жизни.


По окончанию выполнения задания, проверить, дать учащимся возможность исправить ошибки, по необходимости внести коррективы.

Вспоминаем признаки первого царства БАКТЕРИИ. Учащиеся с места рассказывают о бактериях.

Вопросы: каковы размеры бактерий?

Имеют ли клетки бактерий ядро?

Где обитают бактерии?

Какую роль играют бактерии в природе и в жизни человека? Выступление учащегося. САМЫЕ – САМЫЕ.

Продолжаем рассказывать о живом мире и у вас следующее задание. Задание 2. Заполнить пропуски в таблице. Учащиеся работают самостоятельно с раздаточным материалом. Один учащийся у доски.

Многоклеточные организмы



Одноклеточные организмы





инфузории

Молочнокислые бактерии

Шляпочные Грибы

Цветковые растения

дрожжи

водоросли

Птицы

Рыбы





























Вспомним признаки царства ГРИБЫ. Учащиеся работают с места. Вспоминают признаки грибов.

Вопросы: Содержат ли клетки грибов хлорофилл?

Можно ли встретить среди грибов одноклеточные формы?

Приносят ли пользу грибы?

Опасны ли грибы для человека?

Выступление учащегося. САМЫЕ – САМЫЕ.


Разминка Найди животных!


Задание 3. Найди ошибку в приведенном перечне живых организмов.

К растениям относят следующие живые организмы: КУВШИНКУ, ЕЛЬ, ПОДБЕРЕЗОВИК, МОХ, СЫРОЕЖКУ, ПАПОРОТНИК, ВОДОРОСЛЬ, ВИРУС ГРИППА, АМЕБУ, ЛАНДЫШ, РОМАШКУ, ДОЖДЕВОГО ЧЕРВЯ, БЕРЕЗУ И РЯСКУ.

К царству растений не относят ______________________________________

_________________________________________________________________ так как они не имеют ______________________________________________


Проверяем задание. При необходимости исправляем ошибки.

Вспомним признаки царства РАСТЕНИЯ. Учащиеся работают с места. Вспоминают признаки растений.

Вопросы : объясните, почему растения могут жить не «сходя с места»?

Почему жизнь на Земле без растений невозможна?

Все ли растения образуют плоды и семена?


Выступление учащегося. САМЫЕ – САМЫЕ.

Задание4. Укажите способы передвижения животных на рисунке , заполнив таблицу.

1


2


3


4


5


6


7


8


9



По окончании работы проверяем, исправляем ошибки. Вспоминаем признаки животных.

Вопросы: встречаются ли одноклеточные животные?

Где обитают животные?

Каковы размеры животных? Приведите примеры.

Какую роль играют животные в жизни человека?

Выступление учащегося. САМЫЕ – САМЫЕ.


Ребята, мы вспомнили четыре из пяти царств живой природы. Осталось рассказать только об одном царстве ВИРУСЫ. Вирусы открыли с изобретением увеличительных приборов, микроскопов. Это очень малые представители природы , которые не имеют клеточного строения и проявляют активность только попав в клетку живого организма. Благодаря своим малым размерам вирусы могут проникать не только в организм человека, животных, растений, но и в бактерию, состоящую всего из одной клетки. Все вирусы, которых обнаружили ученые, живут за счет других живых организмов, а значит, они являются паразитами. Вирусы оказались страшнее любых других паразитов. Именно вирус является причиной СПИДа – заболевания, которое во всем мире называют чумой ХХ века.

Вирусы поражают растения, животных, человека. У человека одним из наиболее распространенных путей заражения является воздушно-капельный путь, когда вирус распространяется при кашле, чихании. Таким образом переносится , например, вирус гриппа, кори.

А теперь давайте спросим у наших гостей, понравился ли им наш рассказ о живых организмах нашей планеты, и подведем итоги урока.


Подведение итогов урока. Мы изучили царства живой природы. Узнали, представителей этих царств, их признаки, особенности. Каждый живой организм занимает свое место в системе органического мира и играет важную роль в природе. То есть, все живые организмы связаны между собой. Посмотрим на слайд. Вы видите перед собой простую пищевую цепь, в которой отображается связь между представителями живых организмов. В ходе дальнейшего изучения предмета, вы углубите свои знания, в этом вам помогут книги о живой природе!

Домашнее задание. § 37.

На этом урок окончен, до новых встреч!




























Приложения

Лабиринт"Симбиоз"

На почвах, богатых органическими веществами и сырым гумусом, возникает симбиоз деревьев и грибов. Пройдя по лабиринту, найдите пары симбиоза.






7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!