МО учителей биологии Кировского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 ст.Змейской
открытый урок в 6 классе
учитель биологии:
Глива И.В.
2016-2017 учебный год
Тема урока: Как можно отличить представителей разных царств живой природы?
Цель урока: Обобщить изученные общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разных царств живой природы.
Задачи урока:
Образовательные:
Изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разных царств живой природы.
Развивающие:
развивать у обучающихся умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдений, умение работать с разными источниками информации, работать в группе;
Воспитательные:
способствовать формированию бережного отношения к природе;
прививать любовь к родному краю.
воспитывать у обучающихся уважение к научному, исследовательскому труду.
Тип урока: обобщающий
Оборудование: презентация к уроку, карточки, схемы, рисунки.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово.
Учитель : Здравствуйте , ребята! Сегодня у нас необыкновенный урок, у нас гости, и они совершенно не знакомы с представителями живой природы нашей Планеты! Какая жалость. Значит, мы с вами должны представить жителей нашей красавицы Земли в самом лучшем свете. Мы должны рассказать все, что мы уже узнали, и понять, что еще хотели бы узнать. Итак, начинаем! Прежде всего, мы должны разбиться на 4 команды.
Провести жеребьевку.
Участники рассаживаются на заранее приготовленные места. На парты ставятся таблички с надписями «ЖИВОТНЫЕ», «РАСТЕНИЯ», «БАКТЕРИИ», «ГРИБЫ».
На уроках мы выяснили, что все живые организмы учены е разделили на пять царств живой природы. Это животные, растения, грибы, бактерии и вирусы.
Для начала давайте познакомим наших гостей с общей характеристикой живых организмов пяти царств живой природы. Для этого вы должны выбрать верные предложения из представленного вам текста и если вы сделаете правильный выбор, то у нас получится краткий рассказ о жителях Земли.
Задание1. Выберите верные предложения.
Все живые организмы имеют клеточное строение.
Все живые организмы многоклеточные.
Живые организмы могут быть как одноклеточными так и многоклеточными.
Живые организмы растут, питаются, размножаются.
Все живые организмы разделили на 5 царств: бактерии, грибы, растения, животные и неклеточная форма - вирусы.
Бактерии – самые древние живые организмы.
Живые организмы могут быть возбудителями болезней, а могут приносить пользу природе и человеку.
Все живые организмы способны к перемещению в пространстве.
Животные и растения питаются готовыми органическими веществами.
Растения способны создавать органические вещества из неорганических.
Животные растут в течении всей жизни.
Растения и грибы растут в течение всей жизни.
По окончанию выполнения задания, проверить, дать учащимся возможность исправить ошибки, по необходимости внести коррективы.
Вспоминаем признаки первого царства БАКТЕРИИ. Учащиеся с места рассказывают о бактериях.
Вопросы: каковы размеры бактерий?
Имеют ли клетки бактерий ядро?
Где обитают бактерии?
Какую роль играют бактерии в природе и в жизни человека? Выступление учащегося. САМЫЕ – САМЫЕ.
Продолжаем рассказывать о живом мире и у вас следующее задание. Задание 2. Заполнить пропуски в таблице. Учащиеся работают самостоятельно с раздаточным материалом. Один учащийся у доски.
Многоклеточные организмы
Одноклеточные организмы
инфузории
Молочнокислые бактерии
Шляпочные Грибы
Цветковые растения
дрожжи
водоросли
Птицы
Рыбы
Вспомним признаки царства ГРИБЫ. Учащиеся работают с места. Вспоминают признаки грибов.
Вопросы: Содержат ли клетки грибов хлорофилл?
Можно ли встретить среди грибов одноклеточные формы?
Приносят ли пользу грибы?
Опасны ли грибы для человека?
Выступление учащегося. САМЫЕ – САМЫЕ.
Разминка Найди животных!
Задание 3. Найди ошибку в приведенном перечне живых организмов.
К растениям относят следующие живые организмы: КУВШИНКУ, ЕЛЬ, ПОДБЕРЕЗОВИК, МОХ, СЫРОЕЖКУ, ПАПОРОТНИК, ВОДОРОСЛЬ, ВИРУС ГРИППА, АМЕБУ, ЛАНДЫШ, РОМАШКУ, ДОЖДЕВОГО ЧЕРВЯ, БЕРЕЗУ И РЯСКУ.
К царству растений не относят ______________________________________
_________________________________________________________________ так как они не имеют ______________________________________________
Проверяем задание. При необходимости исправляем ошибки.
Вспомним признаки царства РАСТЕНИЯ. Учащиеся работают с места. Вспоминают признаки растений.
Вопросы : объясните, почему растения могут жить не «сходя с места»?
Почему жизнь на Земле без растений невозможна?
Все ли растения образуют плоды и семена?
Выступление учащегося. САМЫЕ – САМЫЕ.
Задание4. Укажите способы передвижения животных на рисунке , заполнив таблицу.
№1 | |
№2 | |
№3 | |
№4 | |
№5 | |
№6 | |
№7 | |
№8 | |
№9 | |
По окончании работы проверяем, исправляем ошибки. Вспоминаем признаки животных.
Вопросы: встречаются ли одноклеточные животные?
Где обитают животные?
Каковы размеры животных? Приведите примеры.
Какую роль играют животные в жизни человека?
Выступление учащегося. САМЫЕ – САМЫЕ.
Ребята, мы вспомнили четыре из пяти царств живой природы. Осталось рассказать только об одном царстве ВИРУСЫ. Вирусы открыли с изобретением увеличительных приборов, микроскопов. Это очень малые представители природы , которые не имеют клеточного строения и проявляют активность только попав в клетку живого организма. Благодаря своим малым размерам вирусы могут проникать не только в организм человека, животных, растений, но и в бактерию, состоящую всего из одной клетки. Все вирусы, которых обнаружили ученые, живут за счет других живых организмов, а значит, они являются паразитами. Вирусы оказались страшнее любых других паразитов. Именно вирус является причиной СПИДа – заболевания, которое во всем мире называют чумой ХХ века.
Вирусы поражают растения, животных, человека. У человека одним из наиболее распространенных путей заражения является воздушно-капельный путь, когда вирус распространяется при кашле, чихании. Таким образом переносится , например, вирус гриппа, кори.
А теперь давайте спросим у наших гостей, понравился ли им наш рассказ о живых организмах нашей планеты, и подведем итоги урока.
Подведение итогов урока. Мы изучили царства живой природы. Узнали, представителей этих царств, их признаки, особенности. Каждый живой организм занимает свое место в системе органического мира и играет важную роль в природе. То есть, все живые организмы связаны между собой. Посмотрим на слайд. Вы видите перед собой простую пищевую цепь, в которой отображается связь между представителями живых организмов. В ходе дальнейшего изучения предмета, вы углубите свои знания, в этом вам помогут книги о живой природе!
Домашнее задание. § 37.
На этом урок окончен, до новых встреч!
Приложения
Лабиринт"Симбиоз"
На почвах, богатых органическими веществами и сырым гумусом, возникает симбиоз деревьев и грибов. Пройдя по лабиринту, найдите пары симбиоза.
7