Тема занятия: «Как музыка разговаривает с нами»
Возраст обучающихся: 9-11 лет
Тип занятия: комбинированный
Форма обучения: групповая
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический, игровой, репродуктивный, интерактивный, творческий.
Педагогические технологии: проблемное обучение, развивающее обучение, игровое обучение, обучение развитию критического мышления, здоровьесберегающая технология.
Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Музыкальные интервалы»;
Задачи:
Обучающие:
закрепление навыков слышания и интонирования интервалов;
выработка внимательного осмысленного отношения к звучащему материалу;
выработка навыка самообразования.
Развивающие:
развитие и совершенствование вокально-интонационных навыков, слуховых представлений об интервалах, умения анализировать и сопоставлять элементы музыкального языка;
развитие творческого потенциала учащихся.
Воспитательные:
воспитание у учащихся живого интереса к музыкальному искусству;
воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, повышение интеллектуального и духовно-нравственного уровня развития учащихся;
повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Оборудование:
Этапы занятия:
№ п/п | Структурные элементы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1 | Организаци онный момент (3 мин.) | Приветствует учащихся и озвучивает тему занятия. | Воспринимают информацию |
2 | Целеполагание и мотивация (2 минуты) | Ставит цель и формулирует образовательные задачи | Настраиваются на активную работу |
3 | Подготовительный этап. Разминки: вокальная, слуховая, игровая (20 минут) | Предлагает упражнения из предыдущих уроков. Корректирует ответы. | Вспоминают и структурируют пройденный материал по теме, выполняют упражнения: в тональности (пение гамм, интервалов); -поют интервальные песни; -отгадывают интервалы на слух; -играют на сайте http://virartech.ru/college.php |
4 | Мотивационная актуализация (15 минут) | Моделирует проблемную ситуацию в виде речевой игры и подводит учащихся к проблеме: "Каким образом речевая интонация выражается в музыке? Какими средствами композитор создает характер образа?" Записывает на доске все предположения обучающихся. | Высказывают идеи, основанные на знаниях различных видов музыкальной деятельности (сольфеджио, вокал, игра на фортепиано) |
| перерыв на перемену 10 минут |
5 | Основная часть. Слуховой анализ (10 минут) | Предлагает для анализа те произведения, в которых зашифровано решение проблемного вопроса. Наблюдает, корректирует действия обучающихся | Слушают предложенные произведения (Д. Кабалевский. Три подружки), следят по нотам, делают предположения относительно сути вопроса |
6 | Сочинение мелодии на стихи (5 минут) | Предлагает короткие детские стихи для импровизационного пропевания с целью создания яркого образа | Читают стихи, импровизируют голосом, анализируют полученную мелодию и создавшийся образ. |
7 | Знаете ли вы, что?.. (5 минут) | Сообщает интересные факты, дополняющие тему занятия и расширяющие кругозор (об интонационных особенностях вьетнамского языка), предлагает для прослушивания 2 небольших фрагмента национальной музыки | Воспринимают информацию. Пытаются воспроизвести отдельные слова, слушают музыкальные фрагменты, рисуют словесные образы. слушают вьетнамскую музыку Ru con nam bo и Ly ngua o. |
8 | Чтение нот с листа (10 минут) | Корректирует ответы обучающихся | Анализируют нотные примеры, исполняют с дирижированием. |
9 | Заключительный этап (10 минут) | Обобщает полученные знания. Предлагает вернуться к проблеме и проследить пути ее решения на примере музыкального материала на занятии. Диктует и поясняет домашнее задание. Предлагает для прослушивания пьесу из цикла "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского "Два еврея, богатый и бедный | Проговаривают суть вопроса, выделяют ключевые моменты. Записывают задание, слушают пояснения |
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здоровыми и счастливыми. Я знаю, что вы позитивная и активная группа, которой постоянно нужны загадки и открытия! Поэтому сегодня предлагаю такую тему: «Музыкальная речь. Игра с интервалами». Тема для вас не новая, но в ней кроется сюрприз. И сюрприз этот будет одновременно и для вас, и для меня. Мы узнаем еще очень много о хорошо известных нам интервалах, но посмотрим на них с совершенно неожиданной стороны. Надеюсь на нашу совместную активную творческую работу на протяжении всего урока.
2. Целеполагание и мотивация.
Педагог: Итак, наша цель сегодня: обобщить и закрепить знания интервалов, научиться слышать их не только отдельно в качестве упражнения, но и внутри музыкального произведения и понимать значение использования их для создания того или иного характера.
3. Подготовительный этап. Разминки: вокальная, слуховая, игровая
Педагог: Начинаем мы с разминки. Прошу всех подойти к монитору и кто-то первый запустит игру с интервалами на сайте http://virartech.ru/college.php. Предлагаю начать с гармонических интервалов и продолжить мелодическими.
Учащиеся отгадывают на слух звучащие интервалы в гармоническом и мелодическом виде по очереди. На экране отражаются заработанные очки.
Педагог: Теперь прошу всех занять места за столами и вспомнить расположение интервалов в мажорном и минорном ладах. Для этого поработаем в двух параллельных тональностях Ре-мажор и Си-минор.
Учащиеся поют гаммы, в них: упражнения со ступенями (мотивы, опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней), главные трезвучия, интервальные цепочки, интервалы в два голоса (делятся на 2 команды). Исполняют песни Татьяны Ошурковой, построенные на определенных интервалах: м2, б2, м3, б3, ч4.
Педагог по ходу работы корректирует исполнение, задает вопросы по правилам строения интервалов и их месте расположения в мажорном и минорном ладах.
4. Мотивационная актуализация.
Педагог: Прекрасно! Можно с уверенностью сказать, что вы уже достаточно чисто интонируете интервалы и различаете их на слух. Но что дальше? Что нам это дает в нашем музыкальном творчестве? Слышим ли мы их, когда исполняем пьесы на фортепиано? Интонируем ли мы их осознанно в вокальных партиях ансамбля? Чем помогут нам эти знания в исполнительском творчестве?
Учащиеся: Мы их видим в тексте фортепианных пьес, но не думаем о них. Когда исполняем в песнях, стремимся чисто интонировать вслед за педагогом.
Педагог: А мне хотелось бы, чтобы вы слышали и понимали значение использования интервалов для создания тех или иных образов в произведениях. Ведь их выбор композитором всегда неслучаен. Интервалы - этот одно из ярких выразительных музыкальных средств, которые способны передать характер человека или его речь, его манеру поведения и так далее. Для более полного погружения в эту тему предлагаю поиграть в игру с одной фразой, которой нужно будет придать 4 разных значения.
Фраза состоит из трех слов: «какой он музыкант». (Задания записаны на доске)
Произнести фразу с восхищением.
С насмешкой, иронически, словно возражая собеседнику.
С интонацией презрения и возмущения.
Сказать так, что в них будет слышен простой вопрос, живая заинтересованность ...
Попробуйте сначала произнести эти слова с разным значением, а затем пропеть фразу. Для этого разделитесь на 4 команды и продумайте свое задание. Итак, вы готовы? Начнем с восхищения.
Учащиеся произносят фразу с восхищением, анализируют интонационно-речевое соответствие, затем поют фразу и анализируют тип движения мелодии, ее интервальный состав.
Педагог предлагает каждой группе проделать ту же самую работу со своей фразой и руководит аналитической частью в каждом ответе.
Ответы обучающихся:
Первая фраза: мелодия восходящая, строится на интервалах мажорного трезвучия, кварты или квинты.
Вторая фраза: мелодия строится на активных интервалах, но в ней присутствуют малые секунды на диатонических и альтерированных ступенях.
Третья фраза: мелодия нисходящая, строится на звуках хроматической гамме.
Четвертая фраза: непременно строится на диатонических ступенях мажора, интервальный состав может быть разный.
Педагог: Итак, каков результат нашего поиска? Какие интервалы чаще всего участвовали в создании этих четырех вариантов?
Учащиеся анализируют все варианты интонирования фразы и приходят к выводу, что в утверждающей фразе мелодия строится на широких устойчивых интервалах, а в остальных фразах присутствуют секунды, причем во втором и третьем вариантах малые секунды.
Педагог: Я благодарю вас за ваши творческие поиски и предлагаю отдохнуть на перемене.
Педагог (после перемены): Ну что, дорогие мои, есть какие-нибудь находки?
Учащиеся пропевают новые варианты фразы "какой он музыкант".
5. Основная часть. Слуховой анализ.
Педагог: Итак, вы сделали интересные выводы об эмоциональных особенностях интервалов и подошли вплотную к композиторским секретам создания того или иного образа. И теперь я предлагаю прослушать небольшие примеры из произведений композиторов-классиков и найти подтверждение нашим выводам. У Дмитрия Кабалевского есть произведение, которое называется "Три подружки". Одна из них злюка, другая резвушка, а третья плакса. Ваша задача выяснить, в каком порядке звучат пьесы и определить основные средства выразительности, в том числе звучащие в них интервалы. Звучат пьесы Д. Кабалевского
Учащиеся определяют порядок пьес: "Плакса", "Резвушка", "Злюка".
Педагог: Какой способ выбрал композитор для создания образа плаксы?
Учащийся 1: В пьесе звучат малые секунды в восходящем и нисходящем движении, разделенные паузами, и создают ощущение стона и хныканья. Педагог: А как вы увидели резвушку?
Учащийся 2: Ее нам нарисовало быстрое гаммообразное движение, прерываемое мелкими паузами и частыми стаккато. Направление движения мелодии быстро меняется и создается впечатление, что девочка бегает из стороны в сторону и подпрыгивает.
Педагог: Прекрасный анализ пьесы! А что вы можете сказать о злюке?
Учащийся 3: В пьесе звучали те же секунды, что и в плаксе, но не в мелодическом, а в гармоническом виде. И этот диссонанс резко искажал "лицо" девочки. К тому же секунды были сильно акцентированы и скакали в разные стороны, как будто девочка кривлялась и троила рожицы.
Педагог: Вот вы и увидели образы, созданные интервалами, надеюсь, поняли несложный принцип их использования. Кто сможет обобщить, какие интервалы создают тот или иной характер?
Учащиеся: Диссонансы создают характер резкий, неприятный, отрицательный если они звучат гармонически. Но если они же звучат мелодически, то получается другой характер - плаксивый, несчастный. Широкие устойчивые интервалы создают характер решительный, бойкий, торжественный. Использование интервалов на хроматически измененных ступенях создают характер насмешливый, язвительный.
6. Сочинение мелодии на стихи
Педагог: Вот теперь я уверена, что все вы станете прекрасными композиторами. А для начала предлагаю "попробовать перо" прямо сейчас. У вас на столах лежат короткие детские стихи, заключающие один яркий цельный образ. Прочтите первое и попробуйте сразу же его пропеть.
Учащийся 1 читает: Птичка летает, птичка играет, птичка поет. (В. Жуковский), затем импровизирует голосом, затем подбирает мелодию на инструменте и анализирует образовавшиеся интервалы.
Учащийся 2 работает также с текстом: Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить. (Д. Хармс)
7. Знаете ли вы, что?..
Педагог: А теперь я хочу сообщить вам интересную информацию. Она касается особенностей вьетнамского языка. Может быть кто-то из вас учит этот язык или когда-либо вслушивался в эту речь?
Учащиеся отвечают нет.
Педагог: У вьетнамцев интересная, но сложная для европейцев речь. Слова у них очень короткие и каждое слово имеет от шести до 10-11 значений. Происходит это следующим образом. Во вьетнамском языке шесть тонов. Это означает шесть вариантов произнесения гласных звуков. Одно и то же простое короткое слово, произнесенное разными тонами, будет иметь каждый раз новое значение! Вокальная модуляция дарит вьетнамскому языку секстет музыкальных тонов: ровный, нисходящий, восходящий, прерывистый, вопросительный и тяжелый.
Возьмем простое слово из трех букв: бан.
Произнесенное нисходящим тоном с печальным вздохом и меланхолическим настроением «бан» имеет значение «стол». Однако, если произнести этот же слог фальцетом с повышением голоса, то получится глагол «продавать». Вопросительный тон дает слово «экземпляр». Но если так приключится, что во время произнесения этого слога Вас неожиданно схватят за горло, то артикуляция будет подобна тяжелому тону, и в таком виде слог «бан», означает «друг». Этот факт говорит о том, что вьетнамцы - очень музыкальный народ, владеющий такими тонкостями интонирования. Предлагаю вам послушать небольшие отрывки из народной вьетнамской музыки, чтобы проследить, как в их национальной музыке отражаются особенности речи?
Учащиеся слушают два фрагмента: Ru con nam bo и Ly ngua o.
Педагог: Во вступлении первой пьесы вы слышали мелодию, исполненную на народном инструменте данмой. Он является аналогом варгана, но прикладывается не к зубам, а к губам. Затем волшебный голос спел нам ласковую мелодию. А во втором фрагменте звучала явная тема скачки. Это слышно по четкому ритму, исполненному на ударном инструменте тэмпл-блок. А летящая мелодия исполнена на китайском духовом инструменте шэн. Если вам интересно, послушайте дома народную вьетнамскую музыку, попробуйте в ней разобраться. Может быть вам удастся проникнуть в содержание.
8. Чтение нот с листа
Педагог: Сейчас почитаем с листа примеры из произведений, где характер звучания интервалов определяет характер образа. Откройте ноты Песни о блохе Модеста Петровича Мусоргского и сделайте анализ.
Учащийся 1 делает анализ нотного примера и исполняет с дирижированием.
9. Заключительная часть.
Педагог: Итак, наше занятие подходит к концу. Все, что запланировано, сделано. Давайте вспомним, какая задача стояла перед нами? Научиться слышать интервалы в контексте музыкальных произведений и понимать их значение для создания образа. Что вы выяснили?
Учащиеся резюмируют вышесказанное об интервалах и их выразительных возможностях.
Педагог: В заключении я хочу познакомить вас с выдающимся произведением М.П. Мусоргского, ярко отражающем тему занятия. Это пьеса "Два еврея, богатый и бедный" из цикла "Картинки с выставки".
Звучит пьеса. На экране синхронно с музыкой появляются картинки диалога двух евреев.
На следующем занятии мы еще послушаем произведения М.П. Мусоргского, так как именно он признан непревзойденным мастером отражения характера речи в музыке. А сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание.
Послушать несколько инструментальных и (или) вокальных произведений, найти в них значимые интервалы и принести запись в электронном виде на занятие. В произведениях по специальности найти те интервалы, которые наиболее ярко передают характер произведения, сыграть их на занятии и прокомментировать.