Как мы приобщаем младших школьников к национальной культуре
(статья в методический журнал)
(из опыта работы)
Учитель начальных классов:
Очиргоряева О.А.
2013 год
Проработав в школе более десяти лет, я пришла к выводу, что мы, учителя, неоправданно отодвинули на второй план проблему формирования у детей подлинной любви и уважения к народной культуре, народному творчеству и искусству. Пытаясь выполнить этот пробел, учителя школы часто обращаются к фольклору, народной поэзии, к сказкам, обрядам и традициям, т.е. к тем духовным ценностям, которыми богата наша малая Родина, которые составляют стержень национального характера.
Работая в данном направлении, пришли к выводу, что учащиеся с интересом изучают материал, связанный с народной культурой, особенно если сами являются участниками творческого процесса. Поэтому ежегодно в своей школе мы проводим цикл мероприятий, в ходе которых дети могут прикоснуться к народному искусству, многонациональной культуре.
В нашей школе учатся дети русской, калмыцкой и казахской национальностей, и такая внеурочная деятельность, мы считаем, призвана помочь детям в овладении духовными богатствами народов, будет содействовать подлинному взаимопониманию между людьми разных национальностей, установлению многообразных культурных контактов.
Большую работу по пропаганде национальной культуры проводим и в группах продленного дня. Ребята младших классов любят конкурс «Угин урлдан», с удовольствием играют в национальные игры («Монгн бус», «Алтн бильцг»).
С самого раннего детства прививаем школьникам интерес к изучению истории своей семьи, народа. С этой целью разработали направление воспитательной работы «Мана Торскн Газр». С первоклассниками проводим презентацию «Мини орк-бул», на который родители рассказывают о своей семье, своих корнях. Иногда нашими гостями бывают бабушки в национальных костюмах. На презентации ребята устраивают выставку рисунков «Нарисую тех, кого люблю».
Наши ученики любят празднование национальных праздников. К примеру, на Цаган Сар, ребята ходят по улицам, говорят йоряли (благопожелания), приветствуют людей старшего возраста пожатием руки.
Одним из любимых праздников наших детей –проводимый ежегодно «Праздник чая». Главное содержание праздника- знакомство с чайным церемониалом казахского, калмыцкого и других народов нашей страны чаями. Дети с удовольствием знакомятся с чайными ритуалами, обмениваются мнениями, соревнуются в знании благопожеланий, пословиц, отмечая при этом, чем они схожи. Учителя и ученики нашей школы ежегодно отмечают не только калмыцкие национальные праздники, но и казахский «Навруз», русский - «Масленица» и т.д. Учащиеся старших классов, занимаясь исследовательской деятельностью, написали работу «Этновоспитание калмыцкого и казахского народов», которая заняла первое место в районном конкурсе.
Большой простор для творческой работы с ребятами – героический эпос «Джангар». Традиционным в нашей школе является проведение методической недели «В стране Бумба». В ее рамках- интересные уроки, КВНы, конкурсы эрудитов, занимательные викторины. Нашим ученикам нравится участвовать в Малой Джангариаде. Они могут победить в номинациях «Мергн шагач» (Меткий стрелок), «Саадг хагач» (Стрельба из лука), «Эвтэ цалмч» (Лучший арканщик). Красочным финалом всей работы по изучению эпоса «Джангар» становится проведение фестиваля, в котором принимают участие все классы.
По окончании выступления определяются призеры, а также победители в следующих номинациях: «Лучший актер», «Лучшая актриса», «Лучшая декорация». Всем участникам вручаются дипломы и призы. Но главным призом является творческая атмосфера, позволяющая эмоционально почувствовать и понять народный эпос.
В воспитательной работе школы используем и местный материал. Ребята нашей школы собирают материал, готовят выступления о творчестве земляка-поэта и джангарчи, декламируют отрывки из эпоса «Джангар».
Культура калмыцкого народа, культура многонационального народа России уникальна, неповторима. Убеждена, что без использования ее потенциала невозможно решение воспитательных задач в школе и семье, невозможно культурное и духовное возрождение нашего народа, сохранение и упрочнение его как этноса.

