«Как нам транспорт помогает»
Цель: познакомить детей с различными видами городского транспорта.
Задачи:
продолжать знакомить детей с окружающим миром;
познакомить дошкольников с разнообразными видами городского транспорта;
развивать речь детей, активизировать словарный запас по теме существительными (легковая машина, автобус, трамвай, троллейбус, грузовик);
способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания;
развивать логическое мышление, внимание и память детей.
воспитывать интерес к транспортным средствам.
Оснащение:
иллюстрации из серии «Транспорт»;
таблица «Что перевозят грузовые машины»;
дидактическая игра «Половинка, половинка - получается картинка»;
музыкальный отрывок из мультипликационного фильма «Малыш и Карлсон»;
картинки для игры «Найди ошибки художника».
Ход занятия:
Дети рассаживаются на стульчиках вокруг мольберта.
– Дети, вы любите сказки? Сейчас я расскажу вам сказку.
– В одном большом городе жила-была одна семья. И была у них необычная фамилия, вот такая – Транспорт. Какая у них была фамилия? (Транспорт).
– Папу звали Грузовик. И был он вот такой (показ иллюстрации). Как звали папу? (Грузовик). Папа Грузовик был очень сильным и помогал людям перевозить различные грузы. Вот что перевозил папа Грузовик (показ таблицы). Что перевозил Грузовик? (Доски, строительный материал, продукты питания).
– Была у них мама – Легковая машина. Она помогала людям добраться до нужного места. Мама Легковая машина вот такая (показ иллюстрации). Как звали маму? (Легковая машина.)
– И были у мамы Легковой машины и папы Грузовика дети. Звали их Автобус, Трамвай и Троллейбус (синхронный показ иллюстраций). Как звали этих необычных детей? Детки были добрыми и помогали людям передвигаться по городу, добираться до нужного места. Они были настоящими великанами, поэтому могли перевозить много людей, больше чем их мама Легковая машина. А звали этих людей Пассажирами. Как звали этих людей? (Пассажирами). Как вы думаете, кто может быть пассажиром?
– Вся эта большая семья Транспорта очень помогала людям, в благодарность люди заботились о них, берегли, вовремя лечили и ставили в гараж.
– Как люди заботились о машинах? Однажды дети – машины перевозили людей под проливным дождем и простудились. Их нужно было срочно отправить в больницу – машинную мастерскую. Там работал доктор Механик. Как звали доктора? (Механик). Больных много и доктору Механику очень трудно справиться одному. Ребята, давайте поможем ему починить автомобили.
Воспитатель предлагает отправиться в машинную мастерскую.
Физкультминутка «Весёлые автомобили»
Воспитатель выясняет у детей, как звучит сигнал автомобиля («би-би»). Предлагает завести мотор круговыми вращениями кулака перед грудью, сопровождая звуками «др-др-др». Проезжая мимо домов, воспитатель предлагает сигналить тихо, у светофора - громко. Звучит музыкальное сопровождение «Шум улицы» из мультфильма «Малыш и Карлсон».
Вот и наш автомобиль по дороге мчится, (рулим)
А за ним густая пыль тучею клубится. («моталочка»)
Нажимаем на педаль и машина мчится вдаль. (рулим быстрее)
На машине ехали, вот мы и приехали. Би-би-би. (сигнал «би-би»).
– Вот и приехали!
Игра «Половинка, половинка – получается картинка».
Дети «чинят» автомобили, собрав картинку из 4-6 частей.
Вот снова едут машины по мостовой,
Вот снова едут одна за другой.
Вот автобус, в нём с мамой малыш карапуз,
Вот грузовик, а в кузове груз.
Дети снова заводят автомобили и возвращаются в детский сад.
Игра «Найди ошибку художника»
Воспитатель показывает детям картинки, на которых отсутствуют составные части транспортных средств.
– Что забыл нарисовать художник у легковой машины? (художник забыл нарисовать колёса);
– Без чего грузовик не сможет перевозить грузы? (грузовик не сможет перевозить грузы без кузова).
– Что забыл нарисовать художник автобусу, для того чтобы пассажиры могли попасть в него? (художник забыл нарисовать двери).
– Чем троллейбус отличается от автобуса? (на крыше троллейбуса художник забыл нарисовать «рожки»);
– Чего недостаёт трамваю на картинке художника? (на этой картинке художник не нарисовал в трамвае окон).
– Молодцы, ребята! Вот, если бы художник был таким внимательным, как вы, он бы правильно нарисовал городской транспорт.
Игра «Четвёртый лишний».
Легковая машина, грузовик, самолёт, трамвай;
Корабль, вертолёт, ракета, самолёт;
Лодка, пароход, корабль, автобус;
Поезд, грузовик, троллейбус, легковая машина.
Игра «Узнай и назови».
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
Четыре колеса, А у нас в семье веселье,
Резиновые шины, Отмечаем новоселье!
Мотор и тормоза, Переехали за миг!
Как это называется? А помог нам …
(Машина). (Грузовик).
Что за чудо – длинный дом? Спозаранку за окошком
Пассажиров много в нём. Стук и звон и кутерьма.
Носит обувь из резины. По прямым стальным дорожкам
И питается бензином. Ходят яркие дома.
(Автобус). (Трамвай).
Я мчусь, держась за провода,
И в городе не заблужусь я никогда.
(Троллейбус).
– Дети, давайте попрощаемся с семьёй Транспорта.
Воспитатель показывает иллюстрации (грузовик, легковая машина, автобус, троллейбус), дети называют и прощаются.
– Ребята, кому мы помогали чинить автомобили?
– Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!