СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как написать эссе по обществознанию?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как написать эссе по обществознанию? Для подготовки к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Как написать эссе по обществознанию?»

Как написать эссе по обществознанию?

Какими умениями должен обладать выпускник для написания эссе по обществознанию?

Данный тип задания направлен на выявление собственного целостного аргументированного мнения по поводу проблемных (а часто и парадоксальных) высказываний мыслителей, которое выражается в письменной форме.

При этом необходимо продемонстрировать следующие умения:

• самостоятельно в письменной форме целостно высказать мнение по определенному законченному вопросу (теме);

• использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки рассматриваемого вопроса;

• владеть обществоведческой терминологией, использовать обществоведческие понятия в соответствии с содержанием рассматриваемой проблемы;

• критически оценивать различные высказывания, умозаключения в отношении общественных объектов, явлений, процессов;

• понимать требования и объем вопроса (умение, держась в рамках рассматриваемой проблемы, раскрыть ее сущность);

• анализировать, обобщать и объяснять общественные явления;

• определять и объяснять свое отношение к проблемным суждениям обществоведческой тематики;

• приводить связные и убедительные аргументы, позволяющие раскрыть собственное мнение (собственную позицию);

• критически оценивать предлагаемые проблемные высказывания;

• письменно излагать факты в повествовательной форме, не выходя за рамки поставленного вопроса;

• формулировать мнение о подходах, лежащих в основе проблемных высказываний.


Каковы этапы процесса создания эссе?

Процесс создания эссе состоит из следующих этапов: понимание задания, определение темы, сбор информации, организация собранной информации, выработка главного утверждения, написание черновика.

Учащимся следует познакомиться с основными этапами написания эссе, по следующей памятке.


Памятка для ученика.

1. Познакомьтесь с предложенными темами

2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема

3. Определите смысл предложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?

4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:


• С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?

• Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:

• имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

• ясно понимаете смысл высказывания ( что хотел сказать автор);

• можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

• владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);

• сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции

• видите различные стороны (аспекты) поднятой в высказывании проблемы и сможете их охарактеризовать.

Помните, что Вы должны строить свой ответ на основании именно конкретного высказывания, а не области знаний в целом.

6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:

• Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?

7. Выявите основные аспекты проблемы.

8. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:

• Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?

9. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию.

10. Напишите текст своего мини-сочинения. Перечитайте его. Помните, что суждения и аргументы в эссе должны быть раскрыты с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал, а в самом тексте должны быть освещены различные аспекты проблемы.


Каковы критерии оценивания эссе?

Экзаменационная работа ЕГЭ по обществознанию второй части оценивается специально обученными экспертами. В их состав входят учителя школ и преподаватели общественных дисциплин ВУЗов.

На едином государственном экзамене по обществознанию при оценивании ответа по написанию эссе экспертами учитываются следующие элементы:

К1 — Раскрытие смысла высказывания — 1 балл.

К2 — Представление и пояснение собственной позиции - 1 балл.

К3 — Характер и уровень приводимых суждений и аргументов (здесь учитывается раскрытие разных аспектов проблемы, характер аргументации, способность экзаменуемого сочетать теоретическое обоснование и фактическое подтверждение, выходящее за рамки повседневных представлений) - 3 балла.

Само оценивание идет по накопительной схеме: реализация каждой новой позиции прибавляет к уже накопленным новые баллы. Их количество по критерию К1 и КЗ колеблется от одного до трех баллов в зависимости от уровня реализации данной позиции.

Таким образом, за выполненное задание , соответствующее в полном объеме представленным критериям можно получить максимальный балл 5.

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания , критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.


Какова структура эссе?

Напоминаем: на экзамене по обществознанию существуют временные ограничители, которые влияют на написание эссе. Поэтому целесообразно продумать структуру вашего мини-сочинения, которая позволит высказать и аргументировать собственную точку зрения.

1. Понимание высказывания ясно и четко выраженное. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность.

2. Определение личной позиции по выбранному высказыванию: «Я согласен(на) с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен(на), и то, что кажется мне спорным».

3. Основная часть эссе представляет собой развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Здесь должны быть представлены:

—суждения (аргументы), определение ключевых обществоведческих понятий, помогающих раскрытию темы;

—доказательства, т.е факты и примеры, поддерживающие суждения, точку зрения;

—рассмотрение и опровержение контраргументов.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше не перегружать работу бесчисленными аргументами, при этом конечно нужно помнить, что один аргумент кажется неубедительным.

4. Вывод, кратко подводящий итог размышлениям и рассуждениям. Заключение может содержать повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода.

Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.


Что необходимо сделать при работе с эссе?

При выполнении предложенного задания по написанию мини-сочинения (эссе) необходимо:

1) проанализировать высказывание, уяснив его смысл;

2) выявить ключевой тезис и определить свою позицию по отношению к нему.

3) определить, какие теоретические понятия, термины, научные теории помогут раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

4) сформулировать возникшие мысли и идеи и письменно оформить их;

5) проанализировать содержание написанного, проверить стиль и грамотность, композиционное построение, логичность и последовательность изложения.

Основные подходы написания эссе могут быть представлены в следующем конструкторе:

Критерий

Фразы для использования в эссе

К1 Понимание смысла высказывания

(1 балл)

В своем высказывании автор имел ввиду, что…

Автор хотел донести до нас мысль о том, что…

Смысл данного высказывания состоит в том, что…

Автор обращает наше внимание на то, что…

Мысль автора состоит в том, что…


К2 Формулировка собственной позиции (с пояснением!)

(1 балл)

С автором можно согласиться лишь частично, потому как…

Можно согласиться только с первой частью высказывания, ведь…

С одной стороны, мы можем согласиться с автором, так как…

Я абсолютно согласен с автором. Действительно

Мое мнение совпадает с позицией автора, ведь мы знаем, что

Позволю себе не согласиться с автором, потому что

Моя позиция отличается от позиции автора, так как

К3 Многоаспектность анализа высказывания (1 балл)

Высказывание можно анализировать с разных сторон…

Рассмотрим высказывание в разных аспектах…

В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…

Данное высказывание многоаспектно: с одной стороны…

Высказывание можно рассмотреть в двух смыслах…

В высказывании можно выделить как прямой, так и образный смысл…

Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…

Данное высказывание носит неоднозначный характер. Его можно трактовать, как…

К3 Теоретический уровень аргументации (1 балл)

Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической …) теории…

Обратимся к теоретическом смыслу высказывания…

В экономической (…) теории данное высказывание имеет свои основания…

Данное высказывание имеет глубокое теоретическое обоснование…

Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…

К3 Эмпирический уровень аргументации: А) опора на факты общественной жизни

Б) опора на личный опыт (1 балл)

А) Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…

Обратимся к примерам из истории…

Что говорят нам факты общественной жизни…

Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…

Б) Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу…

Множества примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора… Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…

Мой личный опыт и опыт моих родителей говорит об обратном…

Хорошо закончить эссе выводом.


Что должно быть в эссе?

Мини-сочинение (эссе) на тему афористичного высказывания должно:

—восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной;

—не содержать ничего лишнего, включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции;

—иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре;

—демонстрировать знание и осмысленное использование вами теоретических понятий, терминов, обобщений;


Как нужно работать с черновиком?

Многие дают рекомендации вначале записать текст эссе в черновик, проверить орфографию и структуру работы. Благое пожелание советующих на деле может обернуться трагедией для

выпускника, не успевшего переписать работу из черновика в экзаменационный бланк ЕГЭ. Если вдуматься в хронологические рамки выполнения этого задания, то хорошая работа выполняется не менее чем за 40 — 60 минут, что составляет до 1/3 (или около 30 %) времени, отводимого на все задания. Поэтому к работе в черновике следует подходить рационально - не имеет смысла весь текст эссе записывать в черновом варианте, а затем переписывать его на бело. В черновике нужно в свободной форме создавать наброски из понятий, ассоциаций, цитат, примеров, тезисов, мнений, аргументов, имен, событий. Эти записи помогут в дальнейшем выстроить логику и структуру эссе, выбрать интересный факт, убедительный аргумент. При этом работа с черновиком не должна занимать более 5-7 минут.


Как раскрыть смысл высказывания?

В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Напоминаем, что неправильное понимание смысла и оценка этого критерия «О» баллов приводит к тому, что другие части работы не учитываются и, таким образом, все задание оценивается как «0» баллов.

Именно раскрытие смысла высказывания должно стать первичным при написании эссе, а умения выработать и сформулировать суждения, раскрывающие смысл того или иного афоризма, должно быть уделено особое внимание при подготовке к экзамену. Овладение этим умением будет способствовать более осмысленному, стройному, логически целостному выполнению остальных требований, предъявляемых заданием, и представлению и аргументации собственной точки зрения по поводу высказывания.

Выбрав тему эссе, следует четко сформулировать проблему, которая послужила основой для высказывания. Проверенный способ сделать это — попробовать изложить суть высказывания, используя термины и понятия из конкретного раздела школьного курса. Для этого выпускник должен своими словами переформулировать тему, определив главную мысль, для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает фразу.

Также целесообразно выделить ключевые слова (словосочетания) высказывания, которые помогут определить основную мысль изречения, основную идею автора высказывания. Это же поможет определить рамки раздела или темы обществоведческого курса в границах, которых и следует освещать вскрытую проблему.

Т.е. старшеклассник своими словами объясняет — что автор хотел сказать данной фразой. Логичнее это сделать в самом начале эссе.


Примеры раскрытия смысла главных идей (проблемы) в экзаменационных эссе?

При написании эссе необходимо определить проблемы, которые затронуты в приведённых высказываниях, например:

• Тема: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер)  Проблема: рациональное использование ресурсов при помощи эффективных методов хозяйствования и разумного потребления.

• Тема: «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество» (А. Смит)  Проблема: частный интерес — источник инициативы и предприимчивости в экономике.

Каково значение правильного использования обществоведческой терминологии в эссе?

Избранная тема должна быть раскрыта с использованием понятийно-терминологического аппарата и теоретического содержания конкретной науки.

Использование терминов, понятий, определений в эссе свидетельствует о владении учащимся основами обществоведческих наук, говорит о теоретической подготовленности выпускника. Поэтому оперирование понятийным аппаратом должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке.

Эссе не должно перегружаться терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часто выпускники стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности.

Интересно отметить, что за грамматические ошибки, даже в обществоведческих терминах, оценка за эссе по обществознанию не снижается. Однако наличие большого числа таких ошибок ухудшает общее впечатление эксперта от эссе. Кроме того, не внимательное отношение к правильности написания слов, часто приводит к конфузам, когда неправильное написание слова искажает саму мысль автора. Например, в определении политического процесса выпускник вместо фразы «цепь политических событий» написал «цель политических событий», что привело к неправильному объяснению смысла цитаты и выставлению «О» баллов.


Как правильно записать эссе на экзаменационном бланке?

Выпускники должны помнить, что аккуратная, четким подчерком выполненная работа уже сама по себе производит благоприятное впечатление. Поэтому, несмотря на ограничение во времени, необходимо чтобы выполненная работа соответствовала единому орфографическому режиму. Желательно выделять абзацы, соблюдая логику изложения, начиная новую мысль с красной строки. Это поможет донести более полно высказанную мысль до эксперта.

Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Технология написания эссе по одной из тем.

1 . Тема эссе

«Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели» Дж.Б. Шоу.

2. Основная проблема, поднятая автором

Автор поднимает проблему функционирования и развития демократии и демократических институтов

3. Актуальность проблемы

Данная проблема является актуальной, поскольку на современном этапе развития во многих странах, считающихся демократическими, многие люди не осознают своей гражданской ответственности. Слабость политических позиций граждан способствует возникновению и радикальных политических движений


4. Смысл высказывания




5. Основные обществоведческие понятия


6. Примеры


Уровень развития демократии в стране непосредственно зависит от политической культуры населения. В тех странах, где население не обладает достаточным запасом знаний, оно не может быть компетентным при принятии осознанных решений, связанных с управлением государством


Демократия, выборы, политическая культура (ее типы, компоненты, функции), политическое участие, критерии политического развития личности


Провал демократической альтернативы в России в 1917 году, крах Веймарской республики в Германии в 1933 году, победа фашистов в Италии после Первой Мировой войны, квазидемократические режимы, утвердившиеся после второй Мировой войны в странах Восточной Европы. Все эти примеры говорят о том, что при определенном уровне политической культуры и неготовности населения воспринять демократические ценности неизбежен крах или искажение идей демократии.





Приложение. Темы эссе.

Темы эссе по философии

1. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину» (Н. Пирогов).

2. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников).

3. «Все было встарь, все повторится снова» (О. Мандельштам).

4. «Созидается общество началами нравственными» (Ф. Достоевский).

5. «Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Г. Спенсер).

6. «Любая реформа, кроме моральной, бесполезна» (Т. Карлейль).

7. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский).

8. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Белинский).

9. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф. Ницше).

10. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни» (В.Соловьёв).

11. «Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную» (Дж. Локк).

12. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах).

13. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков» (Лао-Цзы).

14. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни» (Н. Бердяев).

15. «Наука — это истина, помноженная на сомнение» (Валери).

16. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н. Бердяев).

17. «Искусство должно учить добродетели и ненавидеть порок» (ДДидро)

18. «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н.Рубакин).

19. «Познание и жизнь неотделимы» (Л.Фейхтвангер).

20. «Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).

21. «Без борьбы нет прогресса» (Ф.Дуглас).

22. «Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом» (Б.Шоу).

23. «Естественным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а война всех против всех» (Т.Гоббс).

24. «Живые всегда, и всё более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядка» (О.Конт).

25. «Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К.Маркс, Ф.Энгельс).

26. «Многие знают многое, но никто не знает всего» (Античный аудизм).

27. «Мир - это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение» (У.Теккерей).

28. «Здравый смысл мы находим лишь у тех, кто с нами согласен» (ФЛарошфуко).

29. «Человек-нечаянная,прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя» (В.Шукшин).

30. «Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мёртвые и ничтожные одна без другой» (В..Белинский).

31. «Нужно много учиться, чтобы немногое знать» (Ш.Монтескье).

32.

33. «Знание-орудие, а не цель» (Л.Толстой).

Темы по социальной психологии

1. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю).

2. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К.Гельвеций).

3. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее» (Б. Шоу).

4. «Деятельность — единственный путь к знанию» (Б. Шоу).

5. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности» (Ф. Ларошфуко).

6. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В, Белинский).

7. «Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая» (Б. Паскаль).

8. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» (В. Белинский).

9. «Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком» (А. де Сент-Экзюпери).

10. «Сознание своей личности уже непременно предполагает и сознание о ее неприкосновенности и о ее нравах» (Н. Добролюбов).

11. «Способность краснеть — самое характерное и самое человеческое из всех человеческих свойств» (Ч. Дарвин).

12.«Познаваем лишь мир явлений; вещи же в себе познанием не достигаются, они неуловимы» (И. Кант).

13.«Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица» (А. Эйнштейн).

14.«Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, это жить» (В. Шекспир).

15. «Убеждение — это не начало, а венец всякого познания» (И. В. Гете).

16.«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы,

увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский).

17. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни» (В. Соловьев).

18.«Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную» (Дж. Локк).

19.«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах). 20.«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков» (Лао-Цзы).

21. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни» (Н. Бердяев). 22.«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н. Бердяев).

23.«Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желаний» (Ж.-Ж. Руссо).

24.«Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств» (Ф. Патрици). 25.«Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет» (Э.Фромм).

26.«Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию» (У. Годвин).

27. «Личность—это человек как носитель сознания» (К.Платонов).

28. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Асмолов).

29. «Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л.Берне).

30. «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться — иногда в очень значительных пределах» (Ю.Лотман).

31. «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует» (И.В.Гёте).

32. «Все люди «идеалисты», они стремятся к чему-то, выходящему за пределы физического удовлетворения. Различаются люди именно тем, в какие идеалы они верят» (Э.Фромм).

33. «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г.Ананьев).

Темы эссе по экономике

1. «Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин).

2. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).

3. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон).

4. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» (Ф. Хайек).

5. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей» (П. Сир).

6. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно» (Б. Шоу).

7. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (Ж.Дроз).

8. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования» (М. Стинс).

9. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев).

Ю.«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).

11. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» (Ф. Бэкон).

12.«Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).

13.«Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру» (Пириандр).

14.«Бесплатных завтраков не бывает» (Б. Крейн).

15.«Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин).

16.«Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее» (С. Батлер).

17.«Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете» (П.Буаст).

18. «Налоги— это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого»

(С. Джонсон).

19.«Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).

20.«Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).

21. «Наилучшая экономическая система — это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чём они больше нуждаются» (Дж. Гэлбрейт).

22.«Конкуренция — единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей» (Ф. Хайек).

23.«О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство дает, оно сначала забрало» (Д. Колеман).

24.«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований» (М. Станс).

25. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Хейне).

26. «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги» (Э.Севрус).

27. «Дайте мне хорошую политику, и я дам вам хорошие финансы» (Анн Роббер Жан Тюрго).

28. «Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой - «благоприятная возможность»» (Д.Кеннеди).

29. «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния - конкуренция» (Л.Эрхард).

30. «Реальная ценность - это вовсе не та ценность, которой обладает сам по себе твой товар или услуга, а ценность, которой он наделен в сознании клиента» (Б.Бишоп).

31. «Если хочешь добиться успеха в бизнесе, то постарайся понять, что происходит в головах у людей и заставляет поступать так, а не иначе» (Б.Бишоп).

32. «Не сидите сложа руки в ожидании того светлого момента, когда наш бизнес начнет приносить вам прибыль. Он сам по себе этого не сделает, его нужно заставить» (Д.Риз).

33. «Мы предполагаем на рынке свободную игру сил спроса и предложения» (А.Маршалл)

Темы эссе по социологии

1. «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая малая из них несет особые краски» (А. Солженицын).

2. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются» (Саллюстий).

3. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр).

4. «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым...» (А. Чехов).

5. «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами» (Л. Толстой).

6. «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеции).

7. «Древний обычай имеет силу закона» (В. Максим).

8. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим» (Р. Тагор).

9. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война» (У. Гладстон).

10.«Для других мы создаем правила, для себя — исключения» (Ш.Лемель).

11.«Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон). 12.«Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой» (Ф.Рузвельт).

13.«Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Вольфром).

14.«Соглашения предотвращают конфликты» (X. Маккей).

15.«Семья более священна, чем государство» (Пий XI).

16.«Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия» (Н. Бердяев).

17.«Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов — миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества» (П. Сорокин).

18.«Нация — совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами» (Д. Джебран). 19.«Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).

20.«Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее» (Н. Гоголь).

21. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность» (В. Ключевский).

22.«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль нити истории» (Р. Дарендорф).

23.«Даже в процветающем обществе неравное положение людей остаётся непреходящим явлением» (Р. Дарендорф).

24.«Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд). 25.«Нация — это сообщество людей, которые через единую судьбу

обретают единый характер» (О. Бауэр).

26.«Национальность должна стать частным делом гражданина, объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений» (Г. Гусейнов).

27.«Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И. Кон).

28.«Семья — основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчёл» (Г. К. Честертон).

29. «Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия» (И.Кант).

30. «Важнейшими человеческими качествами, на которых основываются правила этикета, выступают тактичность и чуткость» (И.И.Кондрашин).

31. «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения» (П.Блау).

32. «Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья» (Анвари).

33. «Кто стремится занять почётное место среди людей способных, ставит себе трудную задачу, но всегда это на благо обществу» (Ф.Бэкон).

Темы эссе по политологии

1. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В.Ключевский).

2. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (В. Ключевский).

3. «Руководитель должен наперед считаться с возможностью, как успеха, так и неудачи» (П. Сир).

4. « Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).

5. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье).

6. «Большая политика — это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам» (Наполеон I).

7. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». Сзади

8. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов» (К.Победоносцев).

9. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А. Сумароков).

10. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж.Актон).

11. «Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желаньям не станет служить» (Изборник, 1076г.).

12.«Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне

которого голосование становится своею собственною карикатурою» (И. Ильин). 13.«Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего

человечество не придумало» (У. Черчилль).

14.«Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола» (В. Короленко).

15.«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим

гражданам» (Ж.-Ж. Руссо).

16.«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Б. Шоу).

17. «Человек по природе своей есть существо политическое». (Аристотель )

18.«Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все» (Перикл). 19.«Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону» (Аристотель).

20.«Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир).

21. «Политика — это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий).

22.«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж. Ж. Руссо). 23.«Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).

24.«Лучшее лекарство от болезней демократии-—больше

демократии» (А. Смит). 25.«Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).

26. «Всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей» (Ф. Ницше).

27. «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности» (Ш.Монтескье).

28. «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).

29. «Силой удерживается правительство, установленное силой» (П.Гольбах).

30. «Эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его исполнением не только сверху, но и снизу» (Б.Спиноза).

31. «Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законам» (И.Кант).

32. «Демократия всегда есть распутье.., система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны» (П.И.Новгородцев).

33. «Сущность демократии - не в народном произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство» (Сократ).

Темы эссе по праву

1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев).

2. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).

3. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники — народы» (Ф. Глинка).

4. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов не в пользу законов» (П. Буаст).

5. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-Цзы).

6. «Жесткость законов препятствует их соблюдению» (О. Бисмарк).

7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).

8. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии» (С.Лец).

9. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права» (Принцип римского права).

10. «3аконы для всех должны иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).

11. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости

деспотична» (Латинское изречение).

12.«3адуманное пусть и неосуществленное преступление все же есть

преступление» (Сенека).

13.«Свобода есть право делать все, что дозволено законом» (Ш.Монтескье).

14.«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).

15.«Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием» (Теренций). 16.«Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть, которую оно утверждает» (А. Кененов).

17.«Самый заклятый враг права — привилегия» (М. Эбнер-Эшенбах).

18.«Судья — говорящий закон, а закон — это немой судья» (Цицерон).

19.«Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (Античный афоризм).

20. «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон).

21 .«Самое большое преступление — безнаказанность» (Б. Шоу).

22.«Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать» (Г.Державин). 23.«Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они

соблюдались» (Дж. Локк).

24.«3адача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир

обратился в Царство Небесное, а в том, чтобы он — до времени — не превратился в ад» (В. Соловьев).

25. «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» (Т. Карлейль). 26.«Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи» (Ч. Хьюджес).

27.«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» (М. Салтыков-Щедрин).

28. «Правосудие - основа государства» (Латинское юридическое изречение).

29. «Всё что человек делает для защиты самого себя, считается сделанным законно» (Изречение римского права).

30. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф.Кони).

31. «Законы - это государи над государями» (Людовик XII).

32. «Кто ниспровергает законы, тот грозит самым добропорядочным людям бичом и верёвкой» (М.Монтень).

33. «Дело судьи - истолковать закон, а не даровать его» (Ф.Бэкон).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!