СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить читать дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как научить читать детей?

Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

С чего начать?

Для начала нужно запомнить несколько простых правил, чтобы добиться успеха.

1. Обучение должно вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Как научить читать дошкольника»

Методическая разработка "Как научить детей читать»

Проблема развития интереса детей к книге крайне актуальна, и её нельзя решить без участия родителей. В последние годы стал наблюдаться явный спад интереса к книге. И этому есть объяснение: проще включить телевизор и компьютер. Крайне редко приходят в школу дети читающие. Дети, которые не знают даже букв, с большим напряжением осваивают технику чтения, заметно отстают в своём развитии, с трудом осваивают школьную программу. Тридцать три года работы в детском саду меня убедили, что причин такого положения много, но одна из наиболее важных: родители не знают, как заниматься с ребёнком до школы и как заниматься тогда, когда он уже начал учиться в школе. Начинать работу по обучению и детей и родителей надо уже в детском саду в подготовительной к школе группе. Если эта работа начинается в период подготовки ребёнка к школе - это гарантия того, что учебный процесс будет более успешным.

Как отмечал К.Ушинский: «Через слово отражается вся история духовной жизни народа». Вот почему сегодня так важно с самого начала обучения ребёнка в школе раскрыть загадки, тайны, возможности языка, привить интерес к нему, формировать чувство слова. Поэтому перед учителем стоит сложная задача - привить любовь к книге, желание читать, воспитать развитого читателя. Здесь у каждого учителя есть свои методы, секреты и находки. Как сделать, чтобы урок литературного чтения не превращался в скучное монотонное перечитывание текста? Как развить желание читать, желание познавать новое? Ответ только один – разнообразие методов и приёмов, которые педагог использует на занятии.

Предлагаемый ниже комплекс упражнений направлен на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности, на формирование, автоматизацию и "шлифовку " компонентов чтения: формирование зрительного образа слова, быстрое различение похожих по написанию слов и букв, четкие глазодвигательные и речедвигательные операции, устойчивость внимания, зрительная и слуховая память на слова и др., а также на тренировку вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за осуществление функции чтения.

Упражнения предлагаются детям в игровой форме.

Большая роль отводится темам о дружбе, о любви к природе и всему живому, о доброте и взаимопомощи, о дружбе между народами, о красоте родного края…

ТЕМА: Знакомство с буквами.

Оборудование – комплект азбуки с крупными буквами.

Упражнение 1.

Ежедневно показывайте ребёнку новые буквы, последовательно от А до Я весь алфавит.

Читайте звук, а не название буквы. Попытайтесь найти схожесть предметов и букв.

Например: «ж» – жук, «о» – бублик, и т.д.

Упражнение 2.

Очень быстрому запоминанию букв способствует обведение контура буквы пальчиком. Буквы можно вырезать из наждачной бумаги и наклеить на картон. Можно написать с помощью клея, а сверху посыпать манной крупой. Когда ребёнок водит пальчиком по такой букве – включаются рецепторы осязания, и запоминание происходит значительно быстрее. Можно использовать различный подручный материал (спички, палочки, крупу, пуговицы…и т.д.)

Упражнение 3.

Когда ребёнок познакомился со всеми буквами, необходимо ежедневно просматривать их, вспоминая те предметы, которые они напоминают. Это узнавание должно быть доведено до МАКСИМАЛЬНО БЫСТРОГО.

Упражнение 4.

Когда ребёнок выучил первую букву «А» и может её узнать без ошибок, прибавьте следующую букву «Б», затем «В» и «Г».

В это время надо быстро спрашивать эти четыре буквы в разном порядке. Затем следующие четыре буквы.

Например: б – а, г – а, в – а, г – а, б – а, в – а, и т. д.

Постепенно увеличивая скорость узнавания.

Упражнение 5.

Можно вместе с детьми лепить буквы из пластилина или делать из проволоки.

Упражнение 6.

Это упражнение заключается в ведении дневника прогулок. В этот дневник с помощью разрезной азбуки «записываем»:

  • увиденных животных

  • растения

  • названия машин….

Параллельно можно вести «мамин дневник», в который аналогичным способом «записывать» все, что мама успела сделать за день, а вечером можно прочесть новые записи.

ТЕМА: Знакомство со словом.

Родителям не надо бояться чаще играть с детьми, так как для ребёнка игра – это жизнь, и через неё он постигает мир и познаёт себя, развивает фантазию, ум, смекалку. Благодаря играм со словами, ребёнок становится более внимателен к слову, к своей речи, постигает богатство и культуру устной и письменной речи.

Упражнение 7.

Прикрепите таблички к предметам. Покажите ребёнку предмет и надпись, проведите рукой по слову, проговаривая: «выключатель», «телевизор» и т.д. Ребёнок привыкнет связывать слово с предметом.

Упражнение 8.

Систематически, показывая на надпись, спрашивайте: «Что здесь написано?» Ребёнок, глядя на предмет, быстро вспомнит слово.

Упражнение 9.

Разбирайте по буквам надписи на предметах.

Упражнение 10.

Таблички соберите, перемешайте и попросите узнать (прочитать) слово.

Упражнение 11.

Игра «Узнай слово».

На столе карточки со знакомыми словами.

Например: «папа», «мама», «диван», «Саша» и т.д. В соответствии с рассказом учителя или родителей ребёнок выкладывает карточки.

Например:

Мама: «Папа пришёл домой».

Ребёнок кладёт карточку со словом «папа» перед собой.

Мама: «Он очень устал и сел на диван».

Ребёнок берёт карточку со словом «диван» и т.д.

Упражнение 12.

Игра «Начни с той же буквы».

Несколько человек играют в эту игру, называя по очереди слова на заданную букву.

Например:

Мама: «Макароны»

Папа: «Мыло»

Ребёнок: «…..»

Если ребёнку трудно – подскажите ему.

Упражнение 13.

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Учитель или родители называют существительное, а дети подбирают к нему эпитеты.

Например: «трава» – мягкая, зелёная, густая, болотная, шёлковая, и т.д.

Упражнение 14.

Игра «Узнай букву»

Взрослые задают букву, а дети ищут слова, где есть эта буква в начале, в конце, в середине.

Упражнение 15.

Игра «Пятёрки слов».

Эта игра больше подходит для работы в группе, но можно играть и дома с детьми. Играющие выбирают любое слово. Например: «роза». Игра заключается в том, чтобы как можно быстрее придумать по 5 слов, начинающихся с букв исходного слова.

  • Роза, рак, рана, река, рука.

  • Облако, Оля, оса, окно, орех.

  • Зонтик, Зина, зима, заяц, звено.

  • Автобус, аптека, аллея, арка, астра.

Упражнение 16.

Игра «Лесенка».

Берётся любая буква. За 1–2–3 минуты написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы: первое слово – из 2-х букв, второе – из 3-х и т.д.

Например:

  • як

  • яма

  • ялик

  • ягода

Упражнение 17.

«Набор слов на компьютере»

Не менее интересное и забавное для мамы и ребенка занятие – набор слов на компьютере. Все что для этого требуется – сделать крупнее шрифт и добавить цветную заливку экрана. Для начала подойдут максимально простые слова, которые потом можно распечатать на принтере (если есть возможность). Такие слова можно потом показать членам семьи, которые обязательно должны продемонстрировать радость успеху ребенка.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!