СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить ученика учиться? развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье обсуждается вопрос развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе по УМК «FORWARD» М.В. Вербицкой.

Просмотр содержимого документа
«Как научить ученика учиться? развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе»

КАК НАУЧИТЬ УЧЕНИКА УЧИТЬСЯ? РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Т.А. Шевченко, учитель немецкого и английского языков, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит», г. Рубцовск, [email protected]

Аннотация: В данной статье обсуждается вопрос развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе по УМК «FORWARD» М.В. Вербицкой. Способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение социального опыта - это значение познавательных УУД в широком смысле. Если говорить о более узком, психологическом значении, то это совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность самостоятельному усвоению знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

В статье используется классификация познавательных УУД А.Г. Асмолова. В соответствии с данной классификацией познавательные УУД включают общеучебные действия, логические действия и действия по постановке и решении проблемы.

На примере отдельных этапов уроков, упражнений и заданий в УМК «FORWARD» рассматривается решение вопроса формирования познавательных универсальных учебных действий. Сюжетные истории, видео файлы, аудио файлы, парная и групповая работа, опыт использования индивидуальных учебных проектов учащихся являются «увлекательными» добавками», направленными на повышение интереса к предмету и на развитие познавательных УУД. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблемы, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Работа по развитию познавательных универсальных учебных действий делает это возможным.

Ключевые слова: Познавательные универсальные учебные действия, общеучебные УУД, логические УУД, постановка и решение проблемы, групповая работа, учебный проект, видео файл, повышение интереса к предмету.


Чтобы завладеть вниманием современных учащихся на уроке, надо, прежде всего, заинтересовать, удивить их. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? Как научить ученика добывать знания самостоятельно? И возможно ли это?

В данном случае на помощь придут познавательные универсальные учебные действия. Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком смысле этот термин означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение социального опыта.

В более узком смысле, собственно психологическом значении, термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Как известно, это понятие связано с психологической теорией деятельности, а именно системно-деятельностного подхода, разработанной А.Н.Леонтьевым и рядом других психологов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока (по А.Г. Асмолову):

· личностные;

· регулятивные, включая саморегуляцию;

· познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

· коммуникативные.

Одним из принципов, лежащих в основе УМК «FORWARD», — является принцип развивающего обучения — развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, а также их общеучебных и специальных умений, развитие познавательных способностей, развитие личности ребенка, предопределяющих успешность всего последующего обучения. Подобный подход развивает у школьников навыки языкового анализа, необходимое при изучении не только иностранного, но и родного языка.

Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку, в соответствии с классификацией А.Г. Асмолова, включают общеучебные действия, логические действия и действия по постановке и решению проблемы.

1. Общеучебные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- структурирование знания;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,

публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Логические УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Рассмотрим на примере отдельных этапов уроков, упражнений и заданий в УМК «FORWARD», как решается вопрос формирования познавательных УУД.

Каждый урок начинается с красочной сюжетной истории, во время работы над которой учащиеся рассматривают картинки и делают предположения о сюжете истории, самостоятельно выводят идеи урока, предлагают решение проблем. Учитель же организует работу над пониманием общего смысла истории с помощью вопросов: Кто изображен на рисунках? Как вы думаете, чем занимаются персонажи? Что они говорят? Кем они приходятся друг другу? И т. п.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

Поиск и выделение необходимой информации происходит не только с помощью вопросов учителя. Так, например, на уроке «Хочешь ли ты стать поп-звездой?» в 5 классе на этапе целеполагания для самостоятельной формулировки темы и основного проблемного вопроса урока используется видео файл студийной записи песни С. Лазарева «7 чудес света». Учащиеся, после прослушивания короткого фрагмента песни и видеосюжета, отвечают на вопросы учителя, тем самым оперируют в речи изученными лексическими единицами и грамматическими конструкциями, где самостоятельно формулируют тему урока, исходя из предыдущей беседы с учителем по просмотренному видео отрывку (Приложение 1).

Логические УУД в основном формируют при обучении чтению или грамматике. Так, при обучении чтению учебник и рабочая тетрадь включают задания, формирующие умения соотносить графическую форму слова с его звуковым образом; умения сравнивать, анализировать звуки, буквы, сочетания букв, слова и более крупные языковые и речевые единицы.

При объяснении грамматики рекомендуется идти от речи к языку, т. е. вводить новую грамматическую структуру на примере конкретной речевой ситуации, наглядно демонстрирующей ее употребление, после чего можно делать обобщение или формулировать правило.

Иногда, при чтении научно-популярных статей в рубрике учебника «Did you know?» использую видео файлы, которые могут наглядно показать учащимся изобретения прошлого, о которых они еще не знают и не имеют представления. Так, например, при изучении детского стихотворения «Mary had a little lamb» учащимся было предложено прочитать научно-познавательную статью о создании фонографа Томасом Эдисоном. В статье рассказывалось о том, что при тестировании фонографа Т. Эдисон прочел первое четверостишье данного стихотворения. Неподдельный интерес у ребят вызвал видео файл с показом первого фонографа со звучанием голоса изобретателя данного стихотворения. В результате «увлекательной добавки» - повышение интереса к тексту, и к теме урока вообще.

Развитие познавательных способностей учащихся достигается и через овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, двуязычным словарем, справочными материалами). Не менее важно выполнение многочисленных заданий УМК данной серии, формирующих умения работы в парах и в группе.

Так, на уроке «Чем богата наша земля? Черное золото» в пятом классе одна группа учащиеся вовремя групповой работы осуществляли поиск информации по тексту для объяснения понятия «черное золото», другая группа составляла коллаж из слов, раскрывающих понятие «пластиковые вещи», которые окружают нас ежедневно и какие из пластиковых вещей есть в классной комнате, третья группа – завершить предложение «Нефть это …». Работая в группе, учащиеся учатся не только сотрудничать, но и в сотрудничестве совместно добывать знания, которые, несомненно, интересуют всех участников группы (Приложение 2).

Для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера применяю в практической деятельности на уроке индивидуальные учебные проекты, которые могут быть выполнены самостоятельно, а иногда с привлечением родителей, для расширения образовательного пространства и развития познавательной активности учащихся. Так, например, на уроке «Чем богата наша земля? Черное золото», такими учебными проектами стали «Природные богатства России» и «Уникальный алтайский мед – «сладкое золото» Алтая». Такой вид деятельности приносит учащимся удовлетворение, так как в результате работы над проектом переживается ситуация успеха, самореализации.

Процесс формирования и развития общеучебных умений и навыков связан с процессом становления и развития учебной деятельности. Этому способствуют различные формы взаимодействия на уроке:

1) «учитель — ученик» (используется для постановки проблемы);

2) парная работа (самоконтроль и самооценка);

3) групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи);

4) межгрупповое взаимодействии (решение творческих задач, обобщение полученных результатов, проектная деятельность);

5) «ученик — родители» (обсуждение той или иной задачи дома, исследование путей ее решения);

6) индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий и творческих работ, проектная деятельность).

Рефлексия способов и условий действия происходит на каждом уроке, учащиеся сами должны оценить, что у них получилось, что не получилось, на что следует обратить внимание дома при подготовке домашнего задания. Следует периодически обращать внимание детей, как правильно выполнять домашнее задание, на последовательность выполнения упражнений дома.

Каждому ученику следует для себя найти ответы на такие вопросы: «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, слушаю, пишу)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что мне еще сделать?» В завершение соотносятся цель и ее результаты фиксируется степень их соответствия, и намечаются цели дальнейшей деятельности.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности происходит как уроке, так и после прохождения каждой темы в виде тестовых и контрольных работ.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблемы, способность к самосовершенствованию и умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать — вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Работа по формированию универсальных учебных действий в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно-познавательной деятельности лицеистов, способствуют приобретению глубоких и прочных знаний, делает процесс обучения более интересным для учащихся, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают.

В результате работы по использованию УМК «FORWARD прогнозирую развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся, а также их общеучебных умений, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком средствами данного УМК.

Список используемой литературы:

1. М.В. Вербицкая, Английский язык. Программа: 5-9 классы. Москва: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2013

3. М.В. Вербицкая, Проектирование учебного процесса. Пособие для учителя. Москва: Вентана-Граф, 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!