СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как образуются глаголы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используются приёмы и инструменты формирующего оценивания.

Просмотр содержимого документа
«урок Как образуются глаголы»

Тема: Как образуются глаголы

Цели и задачи урока:

Личностные

- формирование желания и умения помогать одноклассникам при работе в группе;

- формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

- формирование  основ нравственного поведения.

Предметные:

- усвоение способов образования глаголов (приставочный и суффиксальный)

- научить образовывать глаголы приставочным и суффиксальным способами

Метапредметные:

Познавательные УУД: 

- читать и объяснять информацию, заданную с помощью таблицы;

- уметь находить в тексте значимую информацию;

- развитие умений  сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения;

Коммуникативные УУД:  

- уметь работать в группе и паре: участвовать в коллективном обсуждении проблем,

-слушать и слышать друг друга.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать учебную цель;

- осуществлять само- и взаимоконтроль при выполнении заданий.

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний (7мин)

  1. Проверка д/з

Продолжить фразу, употребляя глаголы с не

Настоящий друг – это тот, который …

- Почему у каждого человека должен быть настоящий друг?

(С другом легче жить на свете).

- Как обычно пишутся глаголы с не-?

- В каких случаях не- с глаголами пишется слитно? (без не- не употребляется и имеет приставку недо-)

2. Лингвистический диктант.


  1. Главная значимая часть слова, общая для всех однокоренных слов. (Корень.)

  2. Часть слова без окончания. (Основа.)

  3. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования однокоренных слов. (Приставка.)

  4. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования однокоренных слов. (Суффикс.)

  1. Часть слова, которая образует формы одного и того же слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. (Окончание.)

  2. Значимая часть слова. (Морфема)

- Подчеркните слово, которое будет обобщающим?

Проверьте себя:

Корень, основа, приставка, суффикс, окончание, морфема.

«Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, то рисуй улы­бающееся лицо.

Если допустил 1 ошибку, то рисуй лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если допустил 2 и больше ошибок, рисуй грустное лицо.

                                                   

III. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности (7мин)

2. Игра «Собери слова» (разбросаны морфемы, собрать два слова)


Ок, оват, ов, образова, и, ость, е, глагол, ни (образование глаголов)

Образование -

  1. То, что создалось в результате какого-н. процесса.  

  2. Совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения. (Специальное образование. Получить образование. Высшее образование. Техническое образование.)

Толковый словарь Д.Н. Ушакова

- Какое значение слова соответствует теме нашего урока? (Первое определение.)

- Сформулируйте тему урока в виде вопроса.

Как образуются глаголы? Запишите ее.

На этот вопрос мы сегодня должны ответить.

Определим задачи урока:

  1. Узнать какими способами образуются глаголы.

  2. Образовывать новые слова.

– Зачем мы будем это делать? (Расширять словарный запас, точнее выражать свою мысль и т.д.)

- Какие знания мы уже имеем по этой теме? Значит, будем повторять.


- Восстановите словообразовательную цепочку:


Вера- …и.. – по…- поверенный

Вера- верить-поверить-поверенный


- Что значит слово поверенный? (Лицо, официально уполномоченное действовать от чьего-л. имени. 

– Какие морфемы участвовали в образовании новых слов? (приставка, суффикс)


III. Основная часть урока. Открытие нового знания. (2мин)


Прием «Снежный ком» Подставьте приставку к слову

Хотеть – захотеть, перехотеть.

Думать – подумать, передумать, задумать, выдумать.

Делать – подделать, переделать, сделать, поделать, выделать, отделать.

- Что мы сейчас делали?

- С помощью чего образовывали глаголы? (приставки)


- От каких частей речи образуются глаголы? (от существительного, прилагательного, другого глагола). Образуйте глаголы при помощи разных суффиксов, выделите суффиксы, придумайте словосочетания


Работа в паре (5 мин)



Глагол+ суфф.

Словосочетание с этим глаголом

Уважение


петь


терпение


грусть


ссорить

+ся



-Как называется такой способ образования?

Оцени свою работу в паре: (прием «Волшебные линеечки»)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень



- Посмотрите на таблицу, попробуйте ее рассказать (2 мин)

Способы образования глаголов

Приставочный

Вы – брать, пере - смотреть

Суффиксальный

Продлить – продл –ева – ть, лен – тяй – нича -ть

Приставочно-суффиксальный

О –звуч – ива – ть, пере – изда – ва -ть

- Покажите сигнал рукой, поняли или не до конца поняли.

- Чтобы не ошибиться в определении способа образования, где мы можем посмотреть, в каком источнике?


VI. Физминутка (1 мин) «Мы топаем ногами»

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.


V. Групповая работа. (10 мин)


Алгоритм определения способа образования слова (на слайде)

1. Определи, к какой части речи относится слово.

2. Подбери к нему однокоренные слова.

3. Сравни слово с однокоренными словами.

4. Выдели морфемы.

5. Определи способ образования слова.


1 группа

Задание: выписать из текста глаголы, образованные приставочным способом, обозначить приставки, подумать, какое значение имеют приставки.


2 группа

Задание: выписать из текста глаголы, образованные суффиксальным способом, выделить суффиксы, подумать, какое значение они имеют.

Басня Л.Н. Толстого «Отец и сыновья».

«Отец велел сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он

велел принести веник и говорит: - Сломайте! Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так- то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».


Приём «Измерение температуры» (через три минуты после того, как приступили к работе)

- Остановитесь. Скажите, что мы делаем?


Выразительное чтение басни

- Какой поучительный смысл заключен в басне?

Ответы:


    1. (При-нести, с-ломать, по- губит)


    1. (Вел-е-л, жи-л-и, слуш-а-л-и-сь, при-нес-ти, одол-е-ва-ть, одол-е-те, ссор-и-ть-ся)


    1. Остались слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:

с-лом-а-й-те, раз-вяз-а-л, пере-лом-и-л-и.


Говор-ит, буд-ете .



Проверка индивидуального задания давалось на дом. (2мин)


  1. Какой оттенок в значение глаголов вносят приставки: при- , с-, по-, пере-, раз- ?

при - конец действия;

с – удаление, движение сверху вниз, соединение, движение с разных сторон в одно;

по – начало, конец, однократность действия;

пере – движение через какую-нибудь преграду;

раз – разделение на части.



  1. Расскажи о суффиксах: -л-, -сь(ся), -ва-, -ти. Какое значение они имеют?

л – указывает на прошедшее время;

сь (ся) – значение постоянного свойства;

ва – значение длительности;

ти – указывает на неопределенную форму глагола.



– Итак, какими способами могут образовываться глаголы?

(приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным)


- Оцените себя, как вы работали в группе (1мин)

VI. Подведение итогов. Рефлексия (метод неоконченных предложений)-2мин


  • Своей работой сегодня я….., потому что…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу… , потому что…

VI. Домашнее задание (2мин)

На выбор:

    1. Пересказать текст, выписать глаголы, определить способ образования.

    2. Описать, что изображено на фотографии, записать глаголы, определить способ образования.

Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:

- Кто там?

За дверью ему ответили:

 - Это твоё богатство.

Но старец ответил:

- Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.

И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.

- Кто там? - спросил он.

- Это твоя любовь! - услышал он ответ.

Но старец сказал:

 - Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! - и опять не открыл дверь.

На третий день к нему снова постучали.

- Кто там? - спросил старик.

- Это твоя дружба! - услышал он в ответ.

Старец улыбнулся и открыл дверь:

- Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:

- Но ведь я пригласил только дружбу!

На это вошедшие ответили ему:

- Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!

























Оценочный лист

обучающего(ей)ся 5 класса ______________________________________



Вид работы

Оценка

1.Лингвистический диктант

  1. Если ты доволен собой, то рисуй улы­бающееся лицо.

  2. Если допустил 1 ошибку, то рисуй лицо «СПОКОЙНОЕ».

  3. Если допустил 2 и больше ошибок, рисуй грустное лицо.


2.Работа в паре



Выдели кружочком свой уровень работы в паре:


Высокий уровень


Средний уровень

Низкий уровень




3.Работа в группе.


















Отметь галочкой то утверждение, которое считаешь верным:



Работая в группе

Всегда

Иногда

Никогда

Я выслушивал мнения своих товарищей




Я высказывал свою точку зрения




Я был полезен группе




Я с удовольствием работал в группе









Работа в паре



Глагол+ суфф.

Словосочетание с этим глаголом

Уважение



петь



терпение



грусть



ссорить

+ся






Работа в группе

1 группа

Задание: выписать из текста глаголы, образованные приставочным способом, обозначить приставки, подумать, какое значение имеют приставки.


Басня Л.Н. Толстого «Отец и сыновья».

«Отец велел сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он

велел принести веник и говорит: - Сломайте! Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так- то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».


2 группа

Задание: выписать из текста глаголы, образованные суффиксальным способом, выделить суффиксы, подумать, какое значение они имеют.










Домашнее задание

На выбор:

    1. Пересказать текст, выписать глаголы, определить способ образования.

    2. Описать, что изображено на фотографии, записать глаголы, определить способ образования.

Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:

- Кто там?

За дверью ему ответили:

 - Это твоё богатство.

Но старец ответил:

- Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.

И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.

- Кто там? - спросил он.

- Это твоя любовь! - услышал он ответ.

Но старец сказал:

 - Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! - и опять не открыл дверь.

На третий день к нему снова постучали.

- Кто там? - спросил старик.

- Это твоя дружба! - услышал он в ответ.

Старец улыбнулся и открыл дверь:

- Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:

- Но ведь я пригласил только дружбу!

На это вошедшие ответили ему:

- Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!



Просмотр содержимого презентации
«Как образуются глаголы »

Лингвистический диктант Корень, основа, приставка, суффикс, окончание, морфема .

Лингвистический диктант

Корень, основа, приставка, суффикс, окончание, морфема .

Игра «Собери слова»  - оват-  ОБРАЗОВА - -ость глагол- под- -ни- -ок е -и- ов    

Игра «Собери слова»

- оват-

ОБРАЗОВА -

-ость

глагол-

под-

-ни-

-ок

е

-и-

ов

 

 

Образование -   1. То, что создалось в результате какого-нибудь процесса.   2. Совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения. (Специальное образование. Получить образование. Высшее образование. Техническое образование.) Толковый словарь Д.Н. Ушакова

Образование -

1. То, что создалось в результате какого-нибудь процесса.  

2. Совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения. (Специальное образование. Получить образование. Высшее образование. Техническое образование.)

Толковый словарь Д.Н. Ушакова

Как образуются глаголы?
  • Как образуются глаголы?
Восстановите словообразовательную цепочку

Восстановите словообразовательную цепочку

  • Вера …и.. по… поверенный
Способы образования глаголов Приставочный Вы – брать, пере - смотреть Суффиксальный Продлить – продл –ева – ть, Приставочно-суффиксальный лен – тяй – нича -ть О –звуч – ива – ть, пере – изда – ва -ть

Способы образования глаголов

Приставочный

Вы – брать, пере - смотреть

Суффиксальный

Продлить – продл –ева – ть,

Приставочно-суффиксальный

лен – тяй – нича -ть

О –звуч – ива – ть,

пере – изда – ва -ть

Алгоритм определения способа образования слова

Алгоритм определения способа образования слова

  • 1. Определи, к какой части речи относится слово.
  • 2. Подбери к нему однокоренные слова.
  • 3. Сравни слово с однокоренными словами.
  • 4. Выдели морфемы.
  • 5. Определи способ образования слова.
Работа групп

Работа групп

  • 1. При-нести, с-ломать, по- губит.
  • 2. Вел-е-л, жи-л-и, слуш-а-л- и -сь, при-нес-ти, одол-е-ва-ть, одол-е-те, ссор-и-ть-ся
Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
  • Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:

с-лом-а-й-те,

раз-вяз-а-л,

пере-лом-и-л-и

Рефлексия

Рефлексия

  • Своей работой сегодня я….., потому что…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу… , потому что…
Домашнее задание На выбор: 1. Пересказать текст, выписать глаголы, определить способ образования. 2. Описать, что изображено на фотографии, записать глаголы, определить способ образования.

Домашнее задание

  • На выбор:

1. Пересказать текст, выписать глаголы, определить способ образования.

2. Описать, что изображено на фотографии, записать глаголы, определить способ образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!