СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как определить синтаксическую роль инфинитива в предложении. Разработка для учителей и учащихся 9-11 классов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из сложных тем при подготовке к заданию 2 ОГЭ 9 класс является нахождение грамматической основы. Особенно это трудно сделать, если в сомтаве предложения есть инфинитив. Бывае нелегко определить синтаксическую роль именно этой части речи. Поэтому в данной разработке, а она составлена на основе большого материала, можно научить ребят справляться именно с заданиями такого типа.Разработк, а вней содержится большой теоретический и практический материал, может быть полезна как учащимся 9-11 классов, так и учителям.

Просмотр содержимого документа
«Как определить синтаксическую роль инфинитива в предложении. Разработка для учителей и учащихся 9-11 классов.»

Как определить синтаксическую роль инфинитива в предложении.


Грамматические признаки инфинитива

Инфинитив и его синтаксическая роль

Основа инфинитива


Инфинитив — это неопределенная форма глагола, которая является начальной грамматической формой слов этой части речи.

Лингвистический термин «инфинитив» имеет латинское происхождение. Латинское слово infinitivus (modus) буквально значит «неопределенный».

В русском языке этим грамматическим термином называется неопределенная форма глагола, которая отвечает на вопросы:

 что делать? плавать;

 что сделать? переплыть.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ инфинитива.

Инфинитив — это начальная форма глагола, обозначающая обобщённое наименование действия или состояния предмета без указания на наклонение, время, лицо, число, род.

Среди множества глагольных форм инфинитив можно узнать по специфичным окончаниям (суффиксам) -ть, -ти, например:

(что делать?) петь, читать, рисовать, красить, нести;

(что сделать?) спеть, прочитать, нарисовать, покрасить, принести.

Окончание -ть пишется после любой гласной основы инфинитива:


сочетать

тонуть

полоть

пилить

умыть

выздороветь

сеять.

Окончание -ти, как правило, имеют инфинитивы, основа которых заканчивается согласным:


везти

войти

ползти

нести

плести

пасти

трясти

расти.

Отметим ряд глаголов с конечным -чь, которое является в их морфемном составе принадлежностью корня, а не окончанием, например:


предостеречь

приберечь

отвлечь

засечь

стричь

сжечь

печь (пироги).


ВЫВОД:


У инфинитива – неопределенной формы глагола – нельзя определить время, лицо, число, это неизменяемая форма. В инфинитиве выделяют формообразовательные суффиксы -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ


В русском синтаксисе неопределенная форма глагола, или инфинитив, может быть любым членом предложения.


-Инфинитив в роли подлежащего

-Простое глагольное сказуемое

-Компонент составного глагольного сказуемого

-Несогласованное определение

-Обстоятельство цели

-Дополнение


Выясним, каким членом предложения может быть инфинитив в предложении


Инфинитив является подлежащим, если находится в начале предложения.


В таком случае в предложении в качестве сказуемого выступает существительное, предикативное наречие, другой инфинитив или прилагательное в полной форме творительного падежа с глаголом-связкой.

Подлежащее –инфинитив можно заменить на существительное.


Примеры предложений

Курить (курение) – здоровью вредить.

Радоваться (радость)жизни — огромный талант.

Бегать (бег) по утрам полезно.

Верить лжецу бесполезно.

Выбрать хорошую книгу — это значит найти себе друга.

Ходить сюда теперь становилось опасным.

Найти грибы в пестрой мозаике из опавших листьев — дело нелегкое (Е. Носов).

Не ошибаться — значит не творить.

Заведовать литературным отделом журнала, издающимся в другом городе,-дело не простое

Повторять да учить – ум точить.

Удивительное и приятное занятие лежать на снегу да глядеть вверх.(?)

Смеяться полезно.

Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая цель.

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.

Жить на земле, даже будучи влюблённым, - славное занятие.

Грустить по мелочам  — глупость.

Доверять лжецу бессмысленно.

Выбрать интересный рассказ — это значит устроить себе вечер.

Умение выразительно читать – большое искусство.


Простое глагольное сказуемое


Я буду читать (буд. сложное)

Они будут играть.

Если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед нами ПГС

Его попросили написать заявление (Просили одни, а писать будут другие.Попросили о чем? - дополнение

Тут я кричать, а вода в рот льётся.


Главный член односоставного безличного предложения.


Ну как не порадеть родному человечку! (А.Грибоедов)
Нам не видать таких сражений! (М. Лермонтов)
Уж не мечтать о нежности, о славе (А. Блок).

Лучше всего увидеть его с утра.

Вам не видать таких сражений.

Хорошо гулять по лесу.

Тебе не видать таких побед!

Нам бы хоть помечтать об этом

В безличном односоставном предложении часто употребляется инфинитив в качестве сказуемого.

Ну как не порадеть родному человечку! (А. Грибоедов)

Мне не хочется писать ни стихов, ни прозы, хочется людей спасать, выращивать розы.

Нам не видать таких сражений! (М. Лермонтов)

Хорошо гулять по лесу.

Уж не мечтать о нежности, о славе (А. Блок).

Компонент составного глагольного сказуемого


Как часть составного глагольного сказуемого инфинитив используется в двусоставном предложенииэ Вспомогательный гл. обозначает :начало, конец, продолжение, желание, возможность+ НФГ


Примеры предложений

Я должен рассказать обо всем откровенно.

Друзья искренне хотели помочь ему.

Маляр закончил красить стену.

Она давно стремилась уехать в деревню.

Вскоре дети освоились и перестали меня стесняться.

Спорить с ним я никогда не мог.

Лиза решила с ним никогда не спорить.

Спешить с ответом не надо.

Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

Мы хотим встретить гостей.

Я был рад помочь вам.

Проститься я желал с тобой как с другом.

Вронский и Анна продолжали сидеть у стола.

Ольга продолжала в волнении ходить по комнате.

Они готовы участвовать в соревнованиях.

Привалов хорошо знал этот сдерживающий холодный тон, каким умел говорить Костя Бахарев.

Земля начала хозяйничать над землёй.

Птицы собираются вылететь в тёплые края.

Я спешу сообщить вам радостное известие(ИНФИНИТИВ в СГС обязательно относится к ПОДЛЕЖАЩЕМУ!)

Полковник разучился танцевать.

Отец должен написать об этом книгу.

Я планирую помочь тебе в этом деле.

Мама закончила готовить пасту.


Когда ИНФИНИТИВ не входит в состав сказуемого?

НЕСОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ



Глагол в начальной форме может пояснять существительное. Тогда он является несогласованным определением.


ВНИМАНИЕ:

ПОДЛЕЖАЩИМ, где инфинитив является определением, является абстрактное существительное(привычка, манера, шанс, идея и др.)

(Если инфинитив относится к существительному).

ПРОСЬБА (какая?) не шуметь

СОВЕТ (какой) сознаться

ЖЕЛАНИЕ (какое?) позагорать

МЕЧТА (какая?) съездить

Ещё придёт пора разлук и жажды –КАКОЙ?)побороться.

Не раз поднималось в её душе непреодолимое желание высказать всё без утайки.

Путешественники сделали ещё усилие продвинуться вперёд.

Он дал строгое приказание не выпускать её из комнаты и смотреть за тем, чтобы никто с ней не говорил.

У меня появился шанс спастись.

Манера мамы говорить громко меня напрягала.

Манера какая? — говорить.

Желание выжить в подобной среде становилось все больше.

Желание какое? — выжить.

Способность импровизировать выделяло ее из всех.


Примеры предложений


Всякий охотник поймет мое желание (какое?) схватить зверя и сделать его своим.

Ее манера (какая?) говорить полушёпотом раздражала меня.

Стремление (какое?) выжить в этих экстремальных условиях не покидало нас.

Умение (какое?) фантазировать было у неё с самого детства.

Знаешь манеру нашей мамы утешать всех?

Её готовность помочь нам была весьма кстати.

Обратим внимание, что подлежащими в предложениях, где неопределённая форма глагола выступает в синтаксической роли несогласованного определения, являются абстрактные существительные:

Вскоре появилась возможность поехать на море.


желание

стремление

готовность

манера

привычка

умение

повод

шанс и пр.

Охота (какая?) странствовать напала на него.

Только надежда (какая) спасти сына поддерживала её

Вскоре появилась надежда (какая?) уехать на море.

Летом трудно отказаться от желания переночевать на сеновале.

Наш долг – учиться. (какой?)

Пришло желание учиться.

Была у него заветная мечта – перебраться в столицу.

Тарас принял решение отступить, но было поздно.

У Андрея появился замечательный способ встретиться.


Обстоятельство цели

Обстоятельством цели инфинитив выступает в предложениях, в которых глагол-сказуемое обозначает движение (ехать, лететь, бегать, идти, скакать, пойти, броситься, сидеть и пр.).

В таком случае после глагола-сказуемого можно вставить союз цели «чтобы», и предложение превратится в сложноподчиненное с придаточной цели.

Примеры предложений


ПОЕХАЛ ? (зачем?) познакомиться

ПОШЁЛ (для чео, зачем?) отчитаться

Он пришёл (для чего? С какой целью?) узнать о здоровье тётушки.

Ранним утром мы отправились в лес (с какой целью?) (чтобы) собрать грибы после вчерашнего дождя.

Сегодня мы поедем в парк кататься на лошадях.

Поедем с какой целью? — кататься

Нужно сходить к колодцу набрать воды.

Сходить с какой целью? — набрать воды.

Мы пришли в магазин купить обувь.

Пришли с какой целью? — купить.

Поздно ночью я вышел к колодцу (с какой целью?) (чтобы) напиться воды из колодца.

Со всего мира люди приезжают (с какой целью?) полюбоваться красотой Янтарной комнаты.

На одной из станций мы вышли из вагона (с какой целью?) (чтобы) прогуляться по платформе.

Я бегу вниз (с какой целью?) узнать, что за на шум доносится из кухни.

Я приехал сюда (с какой целью?) работать, а не развлекаться.

Путники остановились у ручья воды напиться.

Павел вышел на улицу подышать воздухом.

Привалов повёл гостей показывать мельницу.

Чичиков ушёл в комнаты (длчя чего? С какой целью?) одеться и умыться.

Я поехал учиться.

В Павлышскую школу ездят из разных стран учиться.

Ты слушать исповедь мою сюда пришёл, благодарю.

 Сосед иногда наезжает в карты играть.

Богдан приехал погостить.

Маша вышла купить молока.

Жена коменданта отправилась в лазарет его навестить.

Володя вынырнул из воды подышать и снова скрылся.



Инфинитив в роли дополнения

Глагол обозначает действие, совет, просьбу , желание, требование (действие выполняют разные лица):

Прошу(о чём?) НЕ ШУМЕТЬ

Советую (что?) ПРОЧИТАТЬ
мечтаю (о чём?) ПОСМОТРЕТЬ

Требую (что? ОТДАТЬ


(Инфинитив является дополнением, если вспомогательный глагол и инфинитив выполняют действия разных лиц).

В роли дополнения инфинитив относится к объекту, на который направлено действие субъекта.

Пример

Витя попросил сестру помочь ему.

Витя — субъект, он попросил кого? сестру — это объект действия. Попросил о чем? — помочь.

Инфинитив «помочь» является дополнением. Примечательно, что глагол «попросил» относится к подлежащему. Это простое глагольное сказуемое.

Инфинитив обозначает действие, которое будет выполнять лицо, обозначенное существительным «сестра» в роли прямого дополнения. Два глагола относятся к разным членам предложения. Этим отличается такая синтаксическая ситуация от предложений с составным глагольным сказуемым, которое относится только к подлежащему.

Сравните:

Витя хотел помочь сестре в учёбе.

Друг уговорил меня (о чем?) поехать с ним на футбол.

Анна просила няню завязать ей бант.

Геологи попросили местного жителя (о чем?) довезти их до рудника.

Вадим попросил друзей немного подождать

Нас просили (о чём?) подойти к режиссеру спектакля тотчас.

Сестра учила меня решать примеры.

Взяться за руки не я ли призывал вас, господа.

Я прошу вас ни в коем случае не выезжать из Мелихова, пока я не вернусь.

Все просили её спеть.

Прикажи казнить.

Отец посоветовал учиться.

Мы попросили его сплясать. (Инфинитив и глагол относятся к разным деятелям!)

Перекрестясь, он молча сел и ленника подвесть велел (ЧТО?).

Генерал Муравьёв приказал стрелять.

В твою комнату   я   велю  переселить Андрея

Даша заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе.

Доктор рекомендовал мне больше двигаться.

Дубровский попросил всех дворовых вывести из дома.

Каждую неделю дедушка заказывал цыгану закупить провизию.

Мама попросила брата помочь ей.

Мама — субъект, она попросил кого? брата — это объект действия. Попросил о чем? — помочь.

Брата помочь — это дополнение, в которое входит и инфинитив «помочь».

Например:

Сестра убедила меня съездить с ней на шопинг.


ПРАКТИКА

Работа с классом с целью определения синтаксической роли инфинитива


I. Как отличить инфинитив в составе составного глагольного сказуемого от инфинитива – второстепенного члена предложения?

Инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого, а может выступать в роли второстепенного члена предложения, что мы видели, выполняя упражнения. Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо задать к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами – второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение, определение), если же нет – часть составного глагольного сказуемого. Кроме того, в составе сказуемого неопределенная форма глагола имеет очень важное смысловое значение, поэтому ее нельзя убрать из предложения или заменить другим членом, так как в этом случае предложение потеряет смысл.


Исследование «Лингвистический эксперимент». Проведем сравнение роли инфинитива в предложениях. Для этого:

1) уберем инфинитив из предложения;

2) постараемся произвести замену инфинитива другой конструкцией.

1.Туман начинает рассеиваться.

2. Старик часто останавливался, отдыхал, а затем вновь принимался толкать тележку, наполненную мешками.

3. Подруги прибежали вечером к Тане готовиться к выступлению.

4. Вы меня просили рассказать о моем проекте.

Вывод: Из первых двух предложений убрать инфинитив без потери смысла нельзя, так как при этом оставшиеся глаголы будут передавать значение начала действия, время, когда оно производится, его длительность, но сведения о самом действии (Что же происходит, происходило?) утрачиваются. В третьем предложении инфинитив, кроме значения действия, несет дополнительную информацию о его цели, он может быть заменен придаточным предложением цели (чтобы готовиться к выступлению) или целевым обстоятельством, выраженным существительным с предлогом (для подготовки). Таким образом, в первом и втором предложениях инфинитив входит в состав составного глагольного сказуемого, а в третьем является обстоятельством. На это указывают и вопросы: от первого глагола к инфинитиву можно задать вопрос что делать?, а от глагола- сказуемого к обстоятельству- смысловой вопрос с какой целью?. В четвертом предложении неопределенная форма глагола является дополнением (Просили (о чем?) рассказать.). Обратите внимание на то, что она обозначает действие, не относящееся к подлежащему (просили вы; рассказывать буду “я”).


Упражнение 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания, определить роль инфинитива.

1.      Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь. (Обстоятельство цели.)

2.      Отправляйся проверить, а мы подождем. (Обстоятельство места.)

3.      Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ. (Несогласованное определение.)

4.      Иван Ефимович, что вы будете делать после войны? (Часть простого глагольного сказуемого.)

5.      Уточнить сведения помогли в архиве. (Дополнение.)

6.      Дороги начинали раскисать буквально на глазах. (Составное глагольное сказуемое.)

7.      Отказаться неудобно. (Подлежащее.)

8.      У командира была способность быстро принимать решения. (Несогласованное определение.)

9.      Дивизия продолжала двигаться вперед. (Составное глагольное сказуемое.)

10.   Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг. (Дополнение.)

Создание проблемной ситуации: как различать обстоятельства и дополнения?

- Рассмотрим предложения:

  Вода течет из трубы.

  Я ехал в лес.

  Мы сидим на ковре.

- Как, по-вашему, какими членами предложения являются из трубы, в лес, на ковре ?

- При анализе словосочетаний мы должны вдумываться в смысловые отношения между главным и зависимым словом, например: идти (где?) лесом (действие и место его совершения, значит лесом - обстоятельство); писать (чем?) ручкой (действие и предмет, с помощью которого оно совершается, ручкой - дополнение); петь (как?) тонким голосом (действие и способ его совершения, голосом-обстоятельство).

Словосочетания имеют одинаковое строение, но разное грамматическое значение, именно оно важно при классификации члена предложения. Если к существительному можно поставить вопрос и обстоятельства, и дополнения, следует посмотреть, какой из них является более подходящим, обратив внимание на грамматическое значение зависимого слова. Если преимущество отдается вопросу обстоятельства, то перед нами член предложения – обстоятельство.

Например: Я ехал (по чему? где?) по дороге. Зависимое слово указывает на место, по которому ехал говорящий. Значит, это обстоятельство. Надо обратить внимание и на то, что при дополнении, выраженном существительным, падежный вопрос совпадает со смысловым, а при обстоятельстве – нет. Более того, при обстоятельстве, выраженном существительным, падежный вопрос кажется искусственным (например: я ехал (куда? во что?) в лес).

Сравните: Картина нарисована (чем? как?) кистью. Я охотился (где? в чем?) в лесу. Охотился (на кого?) на тигров. Таковы способы, позволяющие классифицировать дополнения и обстоятельства.


II.

- Какой может быть в предложении синтаксическая роль инфинитива?

- Как отличить неопределенную форму глагола – часть составного глагольного сказуемого от инфинитива – второстепенного члена предложения?

- Чтобы вспомнить, как находятся члены предложения, запишем предложение, вставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Произведем его синтаксический разбор.

  Выг…нять перед веч…ром и пр…гонять на утре…ей з…ре т…бун больш…й праз…ник для крест…янских мальчиков.

  Подойти к брату было страшно (М.Горький).

  Я готов рассказать тебе, поле, про волнистую рожь при луне (С.Есенин).

  Да и ты пойдешь своей дорогой распылять безрадостные дни (С.Есенин).

  Он был отправлен к ней с поручением передать знак (А.Пушкин).

  Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей (А.Пушкин).

Упражнение.. Запишите предложения, выделите грамматические основы, определите, каким членом предложения является инфинитив.

1.      Клевать сразу перестало. (Неопределенная форма клевать обозначает предмет речи и является подлежащим; ее легко можно заменить существительным со значением «действие как предмет» - клев.)

2.      Жить – Родине служить. (Инфинитив жить играет роль подлежащего. От него задаем вопрос к сказуемому: жить (это что такое?) – служить, таким образом, служить – сказуемое.)

3.      Состав, загнанный по ветке, начали разгружать. (Инфинитив разгружать входит в состав составного глагольного сказуемого.)

4.      Охота странствовать напала на него (Грибоедов). (Охота (какая?) странствовать. Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.)

5.      Я советую тебе вернуться домой. (Советую (что?) вернуться. Вернуться – это дополнение.)

6.      У Мцыри было одно стремление – победить. (Стремление (какое?) победить. Перед нами инфинитив – определение.)

7.      Рыбаки расположились на берегу реки удить рыбу. (Расположились (с какой целью?) удить рыбу. Инфинитив – обстоятельство цели.)

8.      Не может судьба одни щедроты сыпать. (Судьба (что делает?) не может сыпать. Инфинитив – часть составного глагольного сказуемого.)

9.      Мы зашли узнать о предстоящей экскурсии. (Зашли (с какой целью?) узнать, это обстоятельство.)

10.   Я получил возможность поближе узнать попутчика. (Получил возможность (какую?) узнать, инфинитив является определением.)


11.Поеду учиться. Хочу учиться. Люблю учиться. 

Поеду С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЗАЧЕМ? учиться. (Учиться здесь зависимое слово, обстоятельство).

Хочу учиться. Люблю учиться.( Тут учиться - часть составного глагольного сказуемого.)


ВЫВОД из ВСЕЙ темы:


Вывод: Инфинитив может выполнять разные синтаксические функции, мы видели его в роли подлежащего, сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства. Чтобы установить, каким членом предложения он является, следует найти определяемое слово и задать от него вопрос.


ИСТОЧНИКИ


1. https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/kakoi-chlen-predlozheniya-infinitiv.html


2. ttps://russkiypro.ru/k-kakomu-chlenu-predlozheniya-otnositsya-infinitiv/?ysclid=ldgoku3zzd722387274


3https://7gy.ru/shkola/russkij-yazyk/4354-infinitiv-nachal-naya-forma-glagola-kakim-chlenom-predlozheniya-on-mozhet-byt.html


4. https://enghelp4students.wordpress.com/2022/04/22/form-and-function-of-


https://yandex.ru/images/search?pos=1&img_url=http%3A%2F%2Fmyslide.ru%2Fdocuments_3%2F8b93a7da542c99bcab794c086472ba79%2Fimg2.jpg&text =как%20отличить%20инфинитив%20сказуемое%20от%20инфинитива%20второстепенных%20членов&lr=75&rpt=simage&source=serp



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!