МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Открытый урок по теме:
«Как определить гласные звуки»
Классный руководитель 2-Б класса
Бендерова Екатерина Владимировна
Симферополь 2017
Тема урока: «Как определить гласные звуки?». 07.11
Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
- Запишите вместо пропуска имена детей, друзей, одноклассников.
Вяжет... слоненку носочки,
... ему вышивает платочки,
... плетет для слоненка корзинку,
... рисует слоненку картинку.
- Ребята, как вы записали имена? (С большой буквы.)
- Найдите и подчеркните основу в каждом предложении. Каким членом предложения являются имена? (Подлежащим.)
- Назовите слова, написание которых вы запомнили? (Платочки, корзинку, картинку.)
- А теперь назовите слова, которые мы можем проверить безударными гласными?
- Подберите однокоренные слова к слову слоненок. (Слон, слоник, слоновый, слониха.) Найдите главные члены предложения и подчеркните. Как будем подчеркивать?
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает четверостишие из стихотворения В. Берестова.)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
- Скажите, о чем эти строки? (О гласных звуках)
- Назовите признаки гласных звуков, которые назвал автор? (Гласные могут тянуться, кричать, петь.)
- Какой признак гласных звуков вы можете добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград.)
IV. Работа по теме урока
- Открываем наш учебник на с. 89. Давайте прочтем тему сегодняшнего урока «Как определить гласные звуки?».
- Самостоятельно прочтите правило. Добавьте, что мы уже знаем о гласных звуках. (Гласный звук состоит из голоса и образует слог.)
Упр. 134 (с. 89).
- Прочитайте. Почему гласный звук можно назвать голосовым. (Образовано от слова глас - голос.)
- Кто может назвать все гласные звуки. (А, О, У, Э, И, Ы.)
- Давайте проверим любой из этих звуков: точно ли он имеет перечисленные признаки?
Упр. 135 (с. 89).
- Скажите, сколько гласных звуков в русском языке вы знаете? (6)
- Давайте запишем в рабочей тетради эти гласные звуки.
- А теперь ответьте, сколько в русском языке гласных букв? (10)
- Запишем и их тоже в тетрадь. (А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я.)
Упр. 136 (с. 90).
- Посмотрите и скажите, что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках.)
- А что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.)
- Кто может ответить, какими буквами могут обозначаться гласные звуки на письме? ([А] - А, О, Я; [Э] - Е, Э; [О] - О, Ё; [Ы] - Ы, И; [У] - У, Ю; [И] - И, Е, Я.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 137(с. 90).
- В упражнении есть рисунок, рассмотрите его и скажите: о каких буквах мы будем говорить? (Е, Ю, Ё, Я.)
- Ребята, назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв.
- А теперь запишем эти слова.
(Учащиеся объясняют орфограммы: юБка - проверяем - (нет) юбок; еЖИк – пиши с И; яблОко – это словарное слово; Енот - словарное слово)
- Кто мне ответит, что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах? (Слоги ЙЭ, ЙО, ЙУ, ИА.)
- Значит, гласные буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать слог, когда стоят в начале слова.
Упр. 138 (с. 91).
- Давайте прочитаем пословицы.
- Объясните, когда так говорят? (Дети отвечают.)
- Что обозначают выделенные буквы в словах? (Теплое – мягкость согласного звука и звук О; ехал – слог ЙЭ; прямо – мягкость согласного звука и звук А; яму – слог ЙА; люди – мягкость согласного звука и звук У; пахать – звук А; он – звук О, руками – звук А; махать – звук А.)
- Выберете любую пословицы и спишите ее, поставьте ударение.
- А теперь мы самостоятельно прочтем информацию на «Страничке для любознательных».
- Скажите, что нового и интересного мы узнали о букве Э? (Дети отвечают.)
VII. Рефлексия
(Учитель раздает учащимся заранее подготовленные карточки с текстом)
- Ребята, перед вами текст, спишите его, подчеркните гласные буквы.
ТЕКСТ
В чем цыплята виноваты, Что скорлупки маловаты? Да ни в чем. За эти дни
Просто выросли они! (Самопроверка. Сверка с образцом на доске.)
VIII. Подведение итогов урока
- Назовите признаки гласных звуков, которые мы вспоминали сегодня?
- Так сколько в русском языке гласных звуков?
- А гласных букв сколько в русском языке?
- Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я? (Мягкость согласного, гласный звук или слог.)
Домашнее задание: Выполнить упр.139 (с.91)