Как организовать работу классного руководителя через занятия внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
Новые цели воспитания
Президент России В.В. Путин определил национальные цели развития Российской Федерации до 2030 года, ключевыми из них являются: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, а также создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Эти задачи предстоит реализовать, в первую очередь, классным руководителям.
Новое содержание работы классного руководителя
Методические рекомендации Минпросвещения
Цель работы: Формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями
Задачи:
1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе.
2. Формирование у школьников высокого уровня духовно-нравственного развития, которое основано на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать.
3. Формирование способности учеников реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции
4. Формирование у школьников активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России
Классный руководитель –руководитель класса
Ключевые управленческие компетенции:
1.Управление процессами
2.Управление результатами
3.Управление кадрами
4.Управление ресурсами
5.Управление информацией
Направления работы классного руководителя
Функциональный блок:
1.Организатор воспитательной работы в классе (Формирование классного коллектива как воспитательной среды; Организация системы отношений и системной работы через различные формы воспитывающей деятельности; Формирование у обучающихся нравственных ценностей и духовных ориентиров, активной гражданской позиции, уважения к семье, навыков здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей среде, трудовой мотивации, готовности к жизни и труду в современном быстро меняющемся мире).
2.Координатор индивидуальных траекторий развития школьников (Координация образовательного процесса в классе; Разработка индивидуальных образовательных траекторий и обеспечение положительной динамики образовательных результатов каждого обучающегося. Развитие у обучающихся культуры межличностных отношений и умения взаимодействовать, работать в команде)
3.Психолог детского коллектива (Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и сохранения неповторимости личности, раскрытия потенциальных способностей и талантов)
4.Оператор межведомственного взаимодействия (Индивидуальная работа с семьями, находящимися в сложной жизненной ситуации, профилактика негативных проявлений среди обучающихся)
5.Коммуникатор и медиатор между всеми участниками образовательного процесса (Координация деятельности педагогов на основе «малого педсовета»; Обеспечение информированности родителей. Модерация обращений родителей обучающихся, самих обучающихся к администрации и педагогам; Профилактика возможных конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений)
Базовые действия классного руководителя
Классные часы, часы общения класса с педагогом-психологом
Экскурсии, посещение музеев, кинотеатров, театров и других организаций в сфере культуры и спорта, походы
Тематические родительские собрания/лектории
Организация участия обучающихся класса в общешкольных мероприятиях
Повышение квалификации в области воспитания, возрастной психологии и педагогики
Во многом могут быть реализованы все цели и задачи воспитательной работы классным руководителем благодаря внеурочному занятию «Разговоры о важном». Целью «Разговоров о важном» должно стать формирование ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству, способствующих развитию умений строить коммуникацию, отношения в обществе, расти здоровыми гармонично развитыми личностями. Именно эти занятия должны воспитать гражданина и патриота, пробудить в подрастающем поколении уважение к истории отечества, её многонациональной культуре, богатой природе.
Занятия рекомендуется проводить в форме разговора или беседы с учащимися. «Разговоры о важном» могут быть посвящены изучению вопросов родной истории и устройства современного геополитического мира, технического прогресса и сохранности природы.
Основная идея занятий: