СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как организовать волонтерское движение в школе?

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена информация о возрождении волотерского движения в школе(из опыта работы).

Просмотр содержимого документа
«Как организовать волонтерское движение в школе?»

Как организовать волонтёрское движение в школе?

Средства массовой информации часто провозглашают, что «сегодня в условиях социальных и экономических перемен назрела острая потребность общества в нравственных, духовно богатых и творческих людях, обладающих высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к практическому участию в процессе преобразования России». И это действительно так! Но как воспитать нравственных, духовно богатых и активных людей, неравнодушных к проблемам нашего общества? Привлечение школьников к участию в работе волонтерских объединений – прекрасный способ формирования в подрастающем поколении именно этих качеств, ведь «волонтёрство» (добровольчество) - институт воспитания честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, вдохновения, ответственности, созидательности, терпимости,  трудолюбия, добра»

Поэтому нам важно найти новые, неформальные методы работы с подрастающим поколением, когда источником новых знаний станет не учебник, а сама жизнь, вернее тот опыт, который приобретут ребята, занимаясь конкретным делом. Считаю, что таким делом и является добровольческая или волонтёрская деятельность в школе.

Главное в работе волонтерских объединений – принцип добровольности. Каждый волонтер сам принимает решение  - хочу помогать людям! «У меня есть свободное время, и хочется проводить его с пользой, помогая людям», - так однажды сказала одна из моих учениц.

Сегодня волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. Понятие «волонтер» сильно изменилось за последние 20 лет. Если в 80-е годы волонтеры ехали на целину или БАМ в основном в составе студенческих отрядов: они получали за свою работу зарплату, и неплохую, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. Добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением.

Конечно, история нашей школы тесно связана с жизнью страны. В ней, как и в других советских школах, на протяжении многих лет существовало тимуровское движение. Думаю, что вам известно об этом направлении, которое существовало когда-то. Мой интерес к тимуровскому движению возник не случайно. С учеником нашей школы мы написали исследовательскую работу «ТИМУРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА», где обратились к школьному музею, полистали найденную летопись, узнали, как развивалось и действовало тимуровское движение в школе №4. Из школьной летописи узнали, что ребята пилили и кололи дрова, заваливали завалинки, копали огороды, ходили в аптеку и магазин, подметали и мыли полы. Часто помогали читать и писать письма на фронт.

Много добрых дел совершили учителя и их помощники в деятельности тимуровского движения, но, к сожалению, не все дела запечатлены в школьной летописи.

Результатом нашей работы стал проект по организации возрождения тимуровского движения.

Цель:

-Пропаганда идеи тимуровского движения.

-Развитие у учащихся чувства сопереживания к проблемам общества, приобщение к активному преобразованию действительности.

Задачи:

-Воспитание у учащихся понимания сущности добровольной помощи людям.

-Вовлечение детей в различные виды милосердной деятельности.

-Популяризация трудовой деятельности детей.

-Формирование у подростков внимательности, скромности, предупредительности и сознания собственной полезности.

Направления деятельности:

- привлекать новых тимуровцев с целью привития патриотического воспитания молодому поколению;

- разработать новый гимн и флаг тимуровцев;

- осуществить разработку прав и обязанностей тимуровцев;

-организовать курсовую подготовку для добровольцев по работе в тимуровском движении;

- поощрять за работу в тимуровском движении (путёвка в лагерь, разовые выплаты, грамоты, благодарности на место учёбы и т.д.);

- создавать мероприятия, различные акции с целью вовлечения в ряды тимуровцев;

- разработать новый порядок помощи людям;

- создать новые отряды в отдалённых районах города;

- организовать подшефную деятельность не только над старшим поколением, но и в лагерях, профильных сменах, школах, детских садах;

- осуществлять отслеживание результатов деятельности тимуровцев в общественной среде;

- создать сайт «Новые тимуровцы» или «Современные тимуровцы»;

- активизировать деятельность организации на сайте в режиме онлайн, чтобы вовремя оказывать помощь нуждающимся;

- рассказывать о работе тимуровцев в СМИ, создать на местном канале передачу «Тимуровское движение – вчера, сегодня, завтра», в которой оповещать население о деятельности тимуровцев;

- создать службу доверия по телефону «Тимуровка», которая будет принимать звонки от нуждающихся и направлять к ним помощь.

Конечно, всё осуществить сразу невозможно. А наша работа началась с участия в волонтёрском движении, посвящённом 70-тилетию победы.(Слайд) Был создан отряд из учащихся нашей школы в составе примерно 20 человек, которые активно включились в добровольческую деятельность.

В первый год нашей добровольческой деятельности мы не разрабатывали своих планов и проектов, а просто принимали участие во всех акциях и мероприятиях, предлагаемых школой и городом. Таким образом, обратившись к классификации видов волонтёрской деятельности, можно отметить, что мы – школьные волонтёры, работаем по следующим направлениям: социальное спортивное, образовательное, экологическое, концертное волонтёрство.

Как работали мы в течение всего этого времени?

После появления отряда добровольцев мы с ребятами включились в работу. Благотворительный аукцион, проведённый в честь 70-тилетия Победы в школе, помог многим ветеранам. Нами собрано около 20 тыс. рублей. На собранные средства были закуплены ходунки, трости, прибор для определения уровня глюкозы в крови, измерения давления, слуховой аппарат. Ребята с удовольствием помогали вручать эти подарки ветеранам, общались с ними. А возле школы в это же время мы смогли с помощью родителей и группы ребят установить баннеры с информацией о наших погибших учениках-калининцах. Благодаря учащимся 5-х классов мы раздавали буклеты с георгиевской лентой об этих учениках, рассказывали о них водителям, горожанам. Приятные отзывы от жителей слышали часто. Ребята продолжили деятельность, принимая участие в акции «Спасибо», во встрече бегунов из ……, Добровольцы также не забывают и ветеранов труда нашей школы (акция «Ветеран живёт рядом»), которых постоянно поздравляют с праздниками, посещают их, организовываем для них встречи и концерты.

А в этом году школьная команда добровольцев в составе 10 человек приняла участие во Всероссийском историческом квесте «На Берлин», решив головоломку и войдя в десятку тех, кто быстро справился с заданием. Да, учащиеся не заняли призового места, но получили положительные эмоции от этапов, связанных с историческими событиями, которые пришлось пройти.

Впервые старшеклассники – добровольцы приняли участие в раздаче Георгиевской ленты на площади Победы и улицах города. Ребята просвещали горожан, рассказывая о её символике, правилах крепления.

Нашими ребятами постоянно ведётся работа по сохранению обелиска, расположенного в сквере школы. Добровольцы каждый год убирают прилегающую к нему территорию, моют и красят. А в этом году мы хотим в честь 50-летия основания обелиска организовать ряд акций, чтобы привлечь внимание родителей и детей к сохранению памяти о павших учениках.

Весной этого года на базе школы прошёл Благотворительный концерт «Протяни руку помощи» в поддержку детского дома с.Дмитриевка. В нём приняли участие не только наши ребята и сами воспитанники детского дома, но и студенты из БГПУ, колледжа искусств и культуры, учащиеся Центральной детской школы искусств. Вход был платный, а в коридоре школы активно работали добровольцы, продавая предметы, вещи, сделанные руками наших ребят и родителей. Собрана 31 тыс. рублей, которую сразу же передали администрации детского дома, приглашённых на концерт. Несколько лет подряд мы помогали детскому дому из с.Ивановка, помогая не только вещами, но дарили им принтер, фотоаппарат. И средства снова были собраны на нашем благотворительном аукционе.

В декабре прошлого года нами организована акция «Подарок ждёт каждого», где ребята смогли подготовить коробочки с подарками для ребят, находящихся в туберкулёзном диспансере, которые не смогут в новогодние праздники находиться дома. Было трудно отказываться от того, что приносили дети. Кто-то нёс свою любимую игрушку, а кто-то делился тетрадями и альбомами. Хочется отметить, что подобная акция не первая, в ней мы принимали участие ранее. В результате было собрано более 40 подарков по возрастным категориям.

А весной мы оказывали помощь женскому монастырю из с.Среднебелая. Акция «Помоги ближнему» помогла нам собрать вещи для женщин и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Постоянно оказываем помощь в сборе корма, денежных средств приюту для животных «Остров спасения». Для дома малютки мы тоже организовывали акции и собирали вещи.

Добровольцами нашей школы проводятся концерты и утренники для пациентов (детей) из Центра восстановительного лечения.

Младшие ребята (юные добровольцы) помогают старшим в акции «Поможем зимующим птицам», создают своими руками кормушки, развешивают их на территории школы.

Добровольцами организовываются тематические классные часы («Урок Мира», «Толерантность», «Доброта», «Дружба») и мероприятия для учащихся начальных классов (Новогодний утренник).

Активно принимают участие учащиеся и в проведении оздоровительных флешмобов.

Интересным было и тренинговое занятие для ребят «Добровольчество», где они выяснили значение этого слова, историю появления добровольчества, рассуждали о личностных качествах добровольца.

(Слайд) Такие тренинговые занятия стали возможны после обучения в «Центре по подготовке волонтёров «Прогресс&я» в рамках программы «Областная Школа Волонтёров». Обучение прошли 2 ученицы школы и преподаватель в течение 4 месяцев. Теперь мы имеем волонтёрские книжки, куда вносятся записи организаторами акций об участии. Мы готовы обучать наших ребят тому, чему научились сами.

Так появился проект добровольческого движения (слайд), который начнёт свою деятельность с этого учебного года под названием «Дарим добро». В проекте представлена актуальность добровольчества, направления работы, цели, задачи, мониторинг результатов. Направление работы имеет свой блок мероприятий, цель.

Цель: пропаганда идей добровольческого труда на благо общества и привлечение подрастающего поколения к решению социально значимых проблем; развитие патриотизма, формирование нравственных и коммуникативных качеств личности через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности учащегося и направленной на оказание посильной помощи ветеранам ВОВ, труда, детям с ограниченными возможностями и находящимся в трудной жизненной ситуации, пожилым людям.

Задачи:

– формировать активную жизненную позицию учащихся и стремление заниматься добровольческой (волонтерской) работой;

– сформировать сплочённый коллектив добровольцев и возродить идею шефства как средства распространения добровольческого движения;

– сформировать умение добровольцев принимать и оказывать социальную поддержку и помощь ветеранам ВОВ, труда, детям с ограниченными возможностями и находящимся в трудной жизненной ситуации, пожилым людям;

– устанавливать механизм взаимодействия в сфере продвижения и развития добровольческого движения;

– пропагандировать позитивное отношение к здоровому образу жизни (посредством участия в военно-патриотических соревнованиях, играх, квестах, организации акций, тренинговых занятий).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ

п/п

Направления работы

Основные мероприятия

1

Блок «Милосердие»

Цель: возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

  1. «Ветеран живёт рядом» – посещение ветеранов ВОВ и тружеников тыла совместно с ООО «Свет».

  2. Подготовка и проведение музыкально-литературных концертов и праздников.

  3. Подготовка и проведение благотворительных акций для городского Детского дома «Малютка», Детского дома из с.Дмитриевка, с.Ивановка.

  4. «Поговорим по душам» – беседы с пожилыми людьми об их детстве, о военном и послевоенном времени и т.д.

  5. Организация сбора помощи «Будь человеком - помоги другу» приюту для животных «Остров спасения» и зимующим птицам.

2

Информационный блок

Цель: привлечение внимания учащихся к деятельности добровольческого движения «Дарим добро».

  1. Создание, выпуск и распространение информационных листовок о добровольчестве.

  2. Размещение материалов на школьном сайте о работе добровольческого движения.

3.Создание информационного стенда в холле школы.

3

Сохранение здоровья

Цель: пропаганда ЗОЖ и формирова-ние у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

1.Военно-патриотические и спортивные мероприятия и игры.

2.Проведение и организация тематических классных часов, флешмобов о ЗОЖ.

3.Военно-патриотические мероприятия проводимые управлением по делам молодежи города Благовещенска.

4

Творческий блок

Цель: формирование социально – активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.

1.Мастер-классы, изготовление своими руками подарков, сувениров, открыток, кормушек для птиц.

2.Организация и проведение Новогодних утренников, концертов для учащихся начальной школы и пациентов центра восстановительного лечения.

3.Проведение тематических классных часов для учащихся начальных классов и среднего звена.

5

Блок «Память»

Цель: привлечение внимания учащихся и родителей к истории школы, памятным местам города.


1.Ознакомление с информацией об обелиске в школьном музее.

2.Облагораживание территории обелиска павшим выпускникам.

3.Проведение и организация акций, аукционов с целью с целью сохранения памяти о павших выпускниках школы.

6

Блок «Школа добровольца»

Цель: координация деятельности группы добровольцев.

1. Проведение заседаний штаба добровольцев.

2. Организация тренинговых занятий.

3.Организация акций, экскурсий.

4.Составление отчётов-презентаций о проделанной работе добровольцев.


Нормативно-правовая база реализации проекта

Всеобщая декларация прав человека (1948г.).

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Всеобщая Декларация Добровольцев (2001г.).

Семейный кодекс РФ.

Закон РФ «Об образовании».

Закон РФ от 24.07.1998г. №124 — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

Закон РФ от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Закон РФ от 28.06.1995г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».

В нашей стране происходят существенные изменения ценностей, которые в первую очередь затрагивают подростков и молодых людей, поэтому становится актуальной задача по развитию добровольческих движений, способствующих формированию коллективных ценностей: здорового образа жизни, патриотического воспитания, создание ситуации успеха для каждого добровольца и саморазвитие.



Шаг 1. Определение нужд и потребностей организации.

Итак, первый и важный шаг - определить нужды и потребности организации. Часто возникают ситуации, когда организация берет волонтеров, не ставя при этом четких целей и задач перед ним

Поэтому, перед тем как приглашать волонтеров, подумайте коллективом, чтобы вам хотелось улучшить.

Шаг 2. Создание необходимых условий для работы волонтера.

Создание условий и обеспечение волонтера инструментами для работы являются немаловажными факторами в привлечении и удержании волонтера в организации.

Поэтому постарайтесь обеспечить волонтера по максимуму необходимыми материалами и оборудованием, если волонтер увидит, что вы готовы его всем обеспечить, но чего-то не хватает, он и сам с радостью купит недостающий материал, так как действительно поймет, что в данном случае он принесет ощутимую пользу.

Примеры необходимого материального обеспечения волонтеров:

- Инструменты (лопата, книги, компьютерная программа, веник).

- Спецодежда (сапоги, рукавицы, халат, тапочки и т. д.).

- Расходные материалы, необходимые для работы (краски, бумага, ножницы).

- Оборудованное рабочее место.

Шаг 3. Составление добровольческой вакансии.

Добровольческая вакансия – документ, в котором прописана вся информация о роде деятельности и требованиях предъявляемых волонтеру.

Шаг 4. Отбор волонтеров.

Не стоит брать всех волонтеров сразу, попробуйте провести интервью, чтобы определить мотивы, цели. Узнайте, что волонтер хочет получить от этой работы и сможете ли вы удовлетворить его потребности так же как и он ваши. Расспросите о его опыте, профессиональных навыках. Расскажите о своей организации. Атмосфера встречи-собеседования должна быть непринужденная, дружелюбная.

Шаг 5. Сопровождение волонтера на первом этапе.

Волонтер, придя в организацию, нуждается в обязательной поддержке и помощи, особенно на первом этапе. Рекомендуем в первый же день познакомить его с особенностями здания, объяснить всю специфику предстоящей работы, обеспечить необходимыми материалами, а также провести инструктаж по технике безопасности.

Необходимо закрепить за волонтером куратора, который бы мог провести ознакомительную встречу, обучение и в любое время ответить на возникший вопрос лично либо по мобильной связи.

Шаг 6. Общие рекомендации по работе с волонтерами.

1.  Умейте благодарить волонтера. Одно из самых простых, но действенных форм благодарности является простое слово "Спасибо"! Не стесняйтесь этого.

2.  Обращайтесь к волонтеру, как к взрослому человеку, позвольте ему обсуждать общие темы и участвовать в принятии решений.

3.  Пишите рекомендательные письма, благодарности, рекомендуйте и знакомьте его с вашими партнерами.

4.  Обучайте волонтера, делитесь опытом, общайтесь с ним.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!