ПЕРЕНОС СЛОВ
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с правилами переноса слов с одной строки на другую;
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать, рассуждать, строить умозаключения;
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества, взаимопомощи.
Ход урока:
-С каким настроением пришли в школу? Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое, солнечное настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день.
2.Чистописание:
-Отгадайте наш этап урока ЧИ ПИ НИ СТО СА Е (на доске) (чистописании)Откройте тетрадь, положите её правильно,
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я , друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо , не согнусь,
За работу я возьмусь.
На доске: (о, ю,щ, я, е,). Внимательно посмотрите на доску, скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему? Расскажите про неё. (Буква Щ согласная, обозначает согласный звук глухой всегда мягкий) (2 слайд)
I. Актуализация знаний, Словарная работа.
Запишите число.
-Запишите слова- отгадки (Юла, осина, карандаш, мел) Ирина выполняет задание на доске!!! (Слайды 3, 4, 5)
1. Интересная игрушка
Одноногая вертушка
Зажужжала, как пчела
Быстро крутится … (Юла)
2. Никто не пугает, а вся дрожит. (осина).
3.Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (карандаш).
4. В чёрном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (мел).
Разделите эти слова на слоги.
Какое правило мы знаем?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов –
Это знает каждый
Из учеников.
Постановка проблемного вопроса.
- Ребята, наша Юля получила от знакомого первоклассника письмо. Что же он написал в письме? Юля, расскажи, пожалуйста.
Самоопределение к деятельности
Юля читает стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова»
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва
Я перенёс:
Е-ДВА
Но получил за это «ДВА».
Укол
Я перенёс:
У-КОЛ
И получил
За это «КОЛ».
Опять
Я перенёс:
О-ПЯТЬ
Теперь,
Наверно,
Будет «ПЯТЬ».
Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.)
Почему? (Он не знает правила переноса.)
Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)
Чтобы не получать «два», мы сегодня повторим правила переноса. (Слайд 8)
Давайте вспомним, какие правила переноса нам уже известны?
1.Слова переносятся по слогам
2. Слова из одного слона не переносятся
3. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.
Разделите эти слова для переноса.
(Антон выходит к доске)
НО существуют и другие правила, которые помогут нам в переносе слов. Откройте учебники на С. 71, прочитайте упражнение 107. (Слайд 9)
Какие новые правила вы узнали ребята?
Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы Й, Ь и Ъ от буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слога.)
ЧТЕНИЕ ПРАВИЛ, ОБОБЩЕНИЕ. (Слайд 10)
Первичное закрепление
Устные упражнения (Слайды 11, 12, 13)
Осознание и осмысление учебного материала.
Инструкция: « Шаги к умению» Как перенести слово.
1.Прочитать слово 2.Устно разделить его на слоги 3.Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записать в тетрадь, разделив для переноса.5. Написать на бумаге одно слово, разделив для переноса.
Выполнение заданий (учебник с 71 , упр. 108.) (Слайд 14)
Мальчики списывают слова, которые нельзя переносить, девочки списывают, разделяя слова для переноса. (У доски Маша и Ваня)
Взаимопроверка. Оценивание.
Проверка. Самооценка. Смайлики.
Физкультминутка (Слайд 15)
VI. Проверка уровня обученности. Работа в парах (Слайд 16)
Обведите карандашом слова, которые нельзя переносить. Остальные разделите горизонтальной чёрточкой (-) для переноса.
Ирина, Иван, баня, стая, лейка, дубок, пеньки, ванна.
ПРОВЕРКА (Слайд 17)
Упр. 109 (с. 72). (Слайд 18)
- Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?
Придумайте заголовок. (Осень.)
- Какие слова употреблены в переносном значении? (Заглянула, желтые метели.)
- Спишите стихотворение, соблюдая стихотворную строку. (Значок «Работа в паре»). Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. Ошибки исправляем простым карандашом. Верните тетради обратно.
- Подчеркните слова, которые нельзя перенести.
- Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.)
Упр. 110 (с. 72). Составить из слов 2 загадки про музыкальные ноты. (Слайд 19)
Семь ребят на лесенке заиграли песенки.
Стая птах отдыхает на пяти проводах.
Упр. 111 (С. 72)
Работа с текстом.
СЛОВО ОХОТНИКИ
VI. Закрепление пройденного материала.
Где ошибки? Вот вопрос?
За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка, у-ши, ше-я, ло-б, гла-за, о-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за. (обсуждают между собой)
Взаимопроверка. Оценивание.
VII. Рефлексия (итог урока)
-Над какой темой урока мы работали?
-Какие правила переноса слов с одной строки на другую вы запомнили?
-Какие трудности у вас возникли?
СВЕТОФОР
VIII. Домашнее задание. с 72 упр 110. (Слайд 21)