СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как писали в старину

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал используется на уроке русского родного языка в 1 классе

Просмотр содержимого документа
«Как писали в старину»

Тема: «Как писали в старину»

Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенности древней славянской письменности&

Задачи урока:

  • обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;

  • развивать положительное эмоциональное отношение к урокам русского родного языка;

  • воспитывать интерес к истории письменности.

Планируемые результаты:

Предметные:

-формировать умения определять тему и цель урока, ставить задачи;

-составлять алгоритм действий при работе с предметом

Личностные: развивать познавательный интерес, учебную мотивацию к урокам русского родного языка.

Метапредметные:

Коммуникативные:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

Регулятивные:

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные:

-развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).

Ход урока.

I.Этап. Организационный момент.

Учитель: Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку.

II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам славянской письменности и поговорим об истории нашей письменности.


-Вы знаете как появилось слово «Азбука»?

Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:

А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

В 9 веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг к другу.

Работа с учебником. Историческая справка

III этап. Формулирование темы урока

Учитель:

-Как выдумаете всегда ли дети в школе писали ручками на листе бумаги?

-Конечно, нет, бумага и ручки появились не так давно, люди для записи использовали другие предметы.

-Кто может сказать, как они назывались?

-Что вы знаете из истории письменности?

Учитель:

-Тема нашего урока: «Как писали в старину».

1) Задание.

-О чём мы будем говорить на уроке? Предположите.

-На чём писали? Чем писали? Что писали? Какие были буквы?

2) Работа по теме урока.

-Практическая работа.Задание. (Раздать 2 листа с современным и старинным текстами)

- Найди отличие этих двух страниц? ( 1 буква)

Работа с текстом.

-.Попробуем прочитать.

-Каким цветом можно раскрасить первую букву? Почему?

Учитель: Первая буква называется «Буквица». (Заставка)

-В древних книгах рисовали заставку. А сохранилась ли она в современных книгах?

На листке ( розданном заранее) раскрасьте красным цветом и украсьте любым рисунком букву.

-Как называется эта буква?

Практическая работа.

Учитель. Представим, что мы в древней школе. Мы писцы и будем писать палочкой на дощечке покрытой воском. ( У первоклассника досточка, покрытая воском -цера)

- Попробуй написать букву Кириллицы по образцу. (На мониторе буквы кириллицы) Рассказ учителя.

Писали на воске писалом. Писало представляло собой небольшую костяную, деревянную палочку сантиметров 15-18 в длину. Один конец которой заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.

Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова. Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст.

Создателями этой азбуки были братья Кирилл и Мефодий .

IV.Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

    1.Кто создал славянскую письменность?

    2.На чем писали в Древней Руси?

    3.Как называется украшение букв заголовков?

    - сегодня я узнал …

-что меня удивило …

    -что я хочу узнать ещё …

Оцени свои знания , используя «Светофор»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!