Тема: «Как писали в старину»
Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенности древней славянской письменности&
Задачи урока:
обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;
развивать положительное эмоциональное отношение к урокам русского родного языка;
воспитывать интерес к истории письменности.
Планируемые результаты:
Предметные:
-формировать умения определять тему и цель урока, ставить задачи;
-составлять алгоритм действий при работе с предметом
Личностные: развивать познавательный интерес, учебную мотивацию к урокам русского родного языка.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
Регулятивные:
- уметь высказывать свое мнение;
Познавательные:
-развивать готовность к принятию и решению учебных задач;
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).
Ход урока.
I.Этап. Организационный момент.
Учитель: Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку.
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
-Мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам славянской письменности и поговорим об истории нашей письменности.
-Вы знаете как появилось слово «Азбука»?
Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:
А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ
а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА
В 9 веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг к другу.
Работа с учебником. Историческая справка
III этап. Формулирование темы урока
Учитель:
-Как выдумаете всегда ли дети в школе писали ручками на листе бумаги?
-Конечно, нет, бумага и ручки появились не так давно, люди для записи использовали другие предметы.
-Кто может сказать, как они назывались?
-Что вы знаете из истории письменности?
Учитель:
-Тема нашего урока: «Как писали в старину».
1) Задание.
-О чём мы будем говорить на уроке? Предположите.
-На чём писали? Чем писали? Что писали? Какие были буквы?
2) Работа по теме урока.
-Практическая работа.Задание. (Раздать 2 листа с современным и старинным текстами)
- Найди отличие этих двух страниц? ( 1 буква)
Работа с текстом.
-.Попробуем прочитать.
-Каким цветом можно раскрасить первую букву? Почему?
Учитель: Первая буква называется «Буквица». (Заставка)
-В древних книгах рисовали заставку. А сохранилась ли она в современных книгах?
На листке ( розданном заранее) раскрасьте красным цветом и украсьте любым рисунком букву.
-Как называется эта буква?
Практическая работа.
Учитель. Представим, что мы в древней школе. Мы писцы и будем писать палочкой на дощечке покрытой воском. ( У первоклассника досточка, покрытая воском -цера)
- Попробуй написать букву Кириллицы по образцу. (На мониторе буквы кириллицы) Рассказ учителя.
Писали на воске писалом. Писало представляло собой небольшую костяную, деревянную палочку сантиметров 15-18 в длину. Один конец которой заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.
Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова. Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст.
Создателями этой азбуки были братья Кирилл и Мефодий .
IV.Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
1.Кто создал славянскую письменность?
2.На чем писали в Древней Руси?
3.Как называется украшение букв заголовков?
- сегодня я узнал …
-что меня удивило …
Оцени свои знания , используя «Светофор»