СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как писать исследовательскую работу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как писать исследовательскую работу»

Научно-исследовательская работа школьников

Научно-исследовательская работа школьников

Исследование Научное исследование  -  процесс поиска и выработки новых научных знаний  или систематическое расследование с целью установления фактов , закономерностей, проверки теории и т.п. И сследовательск ая работ а - особый вид деятельности,  направленная на получение и применение новых знаний. Основу исследовательской деятельности составляют действия, направленных на решение проблемных задач и ситуаций .

Исследование

Научное исследование - процесс поиска и выработки новых научных знаний или систематическое расследование с целью установления фактов , закономерностей, проверки теории и т.п.

И сследовательск ая работ а - особый вид деятельности, направленная на получение и применение новых знаний. Основу исследовательской деятельности составляют действия, направленных на решение проблемных задач и ситуаций .

Исследовательская деятельность Классификация действий исследовательской деятельности предложена И. А. Зимней . интеллектуально-исследовательск ая  информационно-рецептивн ая  продуктивн ая

Исследовательская деятельность

Классификация действий исследовательской деятельности предложена И. А. Зимней .

интеллектуально-исследовательск ая

информационно-рецептивн ая

продуктивн ая

Интеллектуально-исследовательск ая деятельность В нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия.  К ним относятся, например, такие умственные действия, как сравнение, анализ, синтез, обобщение или более сложные: систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования . Здесь происходит проектирование научного исследования

Интеллектуально-исследовательск ая деятельность

  • В нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия.
  • К ним относятся, например, такие умственные действия, как сравнение, анализ, синтез, обобщение или более сложные: систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования .
  • Здесь происходит проектирование научного исследования

Информационно-рецептивн ая деятельность Включает в себя действия с информацией, которую необходимо воспринять (рецептировать) и обработать соответствующим конкретным исследовательским задачам образом. Общей целью при работе с информацией в рамках подготовки к любому исследованию является возможность извлечь необходимое для уточнения, прояснения поставленных задач и вариантов их решений. Прием и интерпретация информации осуществляется за счет использования различных стратегий чтения

Информационно-рецептивн ая деятельность

  • Включает в себя действия с информацией, которую необходимо воспринять (рецептировать) и обработать соответствующим конкретным исследовательским задачам образом.
  • Общей целью при работе с информацией в рамках подготовки к любому исследованию является возможность извлечь необходимое для уточнения, прояснения поставленных задач и вариантов их решений.
  • Прием и интерпретация информации осуществляется за счет использования различных стратегий чтения

Продуктивн ая деятельность  Основу этого вида деятельности составляют действия по проведению научной работы, фиксацию и обработку ее результатов и закрепления их в научном тексте

Продуктивн ая деятельность

Основу этого вида деятельности составляют действия по проведению научной работы, фиксацию и обработку ее результатов и закрепления их в научном тексте

О сновны е этапы исследования П остановка задачи, предварительный анализ информации условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; Проведение научного эксперимента Оформление научно-исследовательской работы Представление результатов

О сновны е этапы исследования

  • П остановка задачи, предварительный анализ информации условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез;
  • Проведение научного эксперимента
  • Оформление научно-исследовательской работы
  • Представление результатов

I. Подготовка к проведению научного исследования  1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования 2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности 3. Изучение научной литературы и уточнение темы 4. Формулирование гипотезы 5. Формулирование цели, задач и методов исследования

I. Подготовка к проведению научного исследования

1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования

2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности

3. Изучение научной литературы и уточнение темы

4. Формулирование гипотезы

5. Формулирование цели, задач и методов исследования

 1. Объектная область, объект и предмет. Объектная область  исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность . Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу.

1. Объектная область, объект и предмет.

  • Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
  • Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность .
  • Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу.

2. Актуальность исследования. Тема и проблема исследования.  Определение актуальности исследования  – обязательное требование к любой научно-исследовательской работе . Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.  Тема исследования  - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы , она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект»

2. Актуальность исследования. Тема и проблема исследования.

Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой научно-исследовательской работе . Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.

Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы , она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект»

Как выбрать тему А налитических обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов. Р уководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их. П оисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой, новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин. Т еоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов. Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые в науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве.

Как выбрать тему

  • А налитических обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов.
  • Р уководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их.
  • П оисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой, новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин.
  • Т еоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов.
  • Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые в науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве.

3. Изучение научной литературы и уточнение темы. 1. П ров едение поиск а нужной информации.  2. С оставлен ие предварительн ого списк а изданий  3. Н епосредственн ая работ а с источниками  Определив тему и проблему своей работы, следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимым с выбранной темой : 1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования. 2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения. 3. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.

3. Изучение научной литературы и уточнение темы.

1. П ров едение поиск а нужной информации.

2. С оставлен ие предварительн ого списк а изданий

3. Н епосредственн ая работ а с источниками

Определив тему и проблему своей работы, следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимым с выбранной темой :

1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования.

2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения.

3. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.

4. Определение гипотезы Г ипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении . О сновные свойства гипотезы :  1. Н еопределенность истинного значения 2. Н аправленность на раскрытие данного явления; 3. В ыдвижение предположения о результатах разрешения проблемы; 4. В озможность выдвинуть «проект» решения проблемы. О сновны е требования к формированию гипотезы : В основе ее формирования должны находиться факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области.  Сама формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам.  Плодотворное использование гипотезы осуществимо только в том случае, если исследователь способен работать с ней как уже к принятой в системе науки теории

4. Определение гипотезы

Г ипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении .

О сновные свойства гипотезы :

1. Н еопределенность истинного значения

2. Н аправленность на раскрытие данного явления;

3. В ыдвижение предположения о результатах разрешения проблемы;

4. В озможность выдвинуть «проект» решения проблемы.

О сновны е требования к формированию гипотезы :

  • В основе ее формирования должны находиться факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области.
  • Сама формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам.
  • Плодотворное использование гипотезы осуществимо только в том случае, если исследователь способен работать с ней как уже к принятой в системе науки теории

5. Цель исследования.  Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Можно поставить целью:        выявить…         установить…        обосновать…        уточнить        разработать….

5. Цель исследования.

Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.

Можно поставить целью:

  •        выявить…
  •       установить…
  •        обосновать…
  •        уточнить
  •        разработать….

5. З адача исследования З адача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.  За дачи принято делить на практические и познавательные.  Практические задачи призваны способствовать непосредственному преобразованию окружающей действительности. Познавательные задачи направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности

5. З адача исследования

  • З адача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

За дачи принято делить на практические и познавательные.

Практические задачи призваны способствовать непосредственному преобразованию окружающей действительности.

Познавательные задачи направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности

5. Определение методов исследования.  Общие и частные методы научных исследований, а также принципы подходов к различным типов объектов действительности и к разным классам научным задач изучает методология науки. Метод  – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений Теоретические методы  характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование Э мпирических метод ы .  Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация .

5. Определение методов исследования.

Общие и частные методы научных исследований, а также принципы подходов к различным типов объектов действительности и к разным классам научным задач изучает методология науки.

Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений

Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование

Э мпирических метод ы . Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация .

II. Проведение научного исследования Проведение исследования включает в себя три последовательных этапа: Планирование и организация эксперимента; С обственно проведение. На этом этапе происходит п роверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов ; А налитический, рефлективный этап, на котором осуществляется п олучение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в практику.

II. Проведение научного исследования

Проведение исследования включает в себя три последовательных этапа:

  • Планирование и организация эксперимента;
  • С обственно проведение. На этом этапе происходит п роверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов ;
  • А налитический, рефлективный этап, на котором осуществляется п олучение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в практику.

IV.  Оформление научно-исследовательской работы . Структура работы : Титульный лист Оглавление Введение Основная (содержательная часть) З аключение Б иблиографического спис ок Приложение Иллюстрации Таблицы Иллюстрации Таблицы

IV. Оформление научно-исследовательской работы .

Структура работы :

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Введение
  • Основная (содержательная часть)
  • З аключение
  • Б иблиографического спис ок
  • Приложение
  • Иллюстрации Таблицы
  • Иллюстрации
  • Таблицы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!