Научно-исследовательская работа школьников
Исследование
Научное исследование - процесс поиска и выработки новых научных знаний или систематическое расследование с целью установления фактов , закономерностей, проверки теории и т.п.
И сследовательск ая работ а - особый вид деятельности, направленная на получение и применение новых знаний. Основу исследовательской деятельности составляют действия, направленных на решение проблемных задач и ситуаций .
Исследовательская деятельность
Классификация действий исследовательской деятельности предложена И. А. Зимней .
интеллектуально-исследовательск ая
информационно-рецептивн ая
продуктивн ая
Интеллектуально-исследовательск ая деятельность
- В нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия.
- К ним относятся, например, такие умственные действия, как сравнение, анализ, синтез, обобщение или более сложные: систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования .
- Здесь происходит проектирование научного исследования
Информационно-рецептивн ая деятельность
- Включает в себя действия с информацией, которую необходимо воспринять (рецептировать) и обработать соответствующим конкретным исследовательским задачам образом.
- Общей целью при работе с информацией в рамках подготовки к любому исследованию является возможность извлечь необходимое для уточнения, прояснения поставленных задач и вариантов их решений.
- Прием и интерпретация информации осуществляется за счет использования различных стратегий чтения
Продуктивн ая деятельность
Основу этого вида деятельности составляют действия по проведению научной работы, фиксацию и обработку ее результатов и закрепления их в научном тексте
О сновны е этапы исследования
- П остановка задачи, предварительный анализ информации условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез;
- Проведение научного эксперимента
- Оформление научно-исследовательской работы
- Представление результатов
I. Подготовка к проведению научного исследования
1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования
2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
3. Изучение научной литературы и уточнение темы
4. Формулирование гипотезы
5. Формулирование цели, задач и методов исследования
1. Объектная область, объект и предмет.
- Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
- Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность .
- Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу.
2. Актуальность исследования. Тема и проблема исследования.
Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой научно-исследовательской работе . Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.
Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы , она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект»
Как выбрать тему
- А налитических обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов.
- Р уководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их.
- П оисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой, новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин.
- Т еоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов.
- Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые в науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве.
3. Изучение научной литературы и уточнение темы.
1. П ров едение поиск а нужной информации.
2. С оставлен ие предварительн ого списк а изданий
3. Н епосредственн ая работ а с источниками
Определив тему и проблему своей работы, следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимым с выбранной темой :
1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования.
2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения.
3. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.
4. Определение гипотезы
Г ипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении .
О сновные свойства гипотезы :
1. Н еопределенность истинного значения
2. Н аправленность на раскрытие данного явления;
3. В ыдвижение предположения о результатах разрешения проблемы;
4. В озможность выдвинуть «проект» решения проблемы.
О сновны е требования к формированию гипотезы :
- В основе ее формирования должны находиться факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области.
- Сама формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам.
- Плодотворное использование гипотезы осуществимо только в том случае, если исследователь способен работать с ней как уже к принятой в системе науки теории
5. Цель исследования.
Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.
Можно поставить целью:
- выявить…
- установить…
- обосновать…
- уточнить
- разработать….
5. З адача исследования
- З адача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
За дачи принято делить на практические и познавательные.
Практические задачи призваны способствовать непосредственному преобразованию окружающей действительности.
Познавательные задачи направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности
5. Определение методов исследования.
Общие и частные методы научных исследований, а также принципы подходов к различным типов объектов действительности и к разным классам научным задач изучает методология науки.
Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений
Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование
Э мпирических метод ы . Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация .
II. Проведение научного исследования
Проведение исследования включает в себя три последовательных этапа:
- Планирование и организация эксперимента;
- С обственно проведение. На этом этапе происходит п роверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов ;
- А налитический, рефлективный этап, на котором осуществляется п олучение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в практику.
IV. Оформление научно-исследовательской работы .
Структура работы :
- Титульный лист
- Оглавление
- Введение
- Основная (содержательная часть)
- З аключение
- Б иблиографического спис ок
- Приложение
- Иллюстрации Таблицы
- Иллюстрации
- Таблицы