КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
(в помощь начинающему учителю)
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностыо, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
четко определить и сформулировать для себя его тему;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.
II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
III. Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в знакомой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом “от простого к сложному”. Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
IV. Продумать “изюминку” урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
V. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
VI. Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
V. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
VI. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
VII. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
формальную;
содержательную;
аналитическую
ОБРАЗЕЦ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА
Формальная часть:
Предмет____________ класс: ______дата: _________ № урока: _____ кол.час: _______
Тема: _________________________________________________________________
Цель:________________________________________________________________________
Задачи:
Обучающие__________________________________________________________________Развивающие ________________________________________________________________
Воспитывающие ______________________________________________________________
Повторение__________________________________________________________________
Оборудование ________________________________________________________________
Домашнее задание: §_______, стр._______, упр.№___________, стр__________
Содержательная часть – состоит из двух частей:
тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особое внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в конспекте были выделены другим цветом;
таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель. Она может выглядеть так:
Что делают Этапы урока | Ученики | Учитель |
| | |
ТРЕБОВАНИЯ К ДОМАШНИМ ЗАДАНИЯМ
Учитель задает домашнее задание до звонка, давая необходимые разъяснения по его выполнению.
Во избежание перегрузки учащихся учитель обеспечивает правильную дозировку заданий по объему и сложности.
Учитель обязан ежедневно записывать в журнал содержание заданного на дом.
В качестве домашнего задания учителю необходимо использовать творческие работы но предмету.
Каждое задание должно быть проверено с помощью различных методов работы.
Продумывать дифференцированные индивидуальные домашние задания для сильных и слабоуспевающих учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ СО
СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
Учителю необходимо выяснить причины отставания но предмету.
Учителю необходимо нести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работы но их исправлению.
Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.
Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание но своему предмету.
Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА
Несмотря на многообразие типов уроков, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
Учитель должен сформулировать тему и цель урока.
Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке.
Соблюдать санитарно-гигиеническне нормы.
Требования к проверке тетрадей
Соответствие количества тетрадей составу класса
Внешний вид (оформление, грамотность подписывания)
Выполнение орфографического режима.
Каллиграфическая система работы.
Объем домашней и классной работы.
Качество проверки.
Система работы над ошибками
Соответствие оценок нормам.
Индивидуальная работа над собственными ошибками, ее результативность.
Слово учителя в тетрадях.
Требования к проверке дневников
Правильность и аккуратность заполнения всех разделов.
Грамотность заполнения.
Исправление ошибок учителем.
Объем домашних заданий.
Систематическое выставление оценок.
Корректность замечаний учителей ученикам.
Соответствие оценок в журнале и дневнике.
Контроль со стороны родителей.
Контроль со стороны учителя.
Требования к проверке классных журналов
Аккуратность и грамотность заполнения.
Выполнение программы:
а) по предметам - по программе
- дано фактически
б) соответствие нормативным требованиям - контрольные работы
- самостоятельные работы
- контрольные диктанты
- изложения
- сочинения
- списывание.
Накопляемость оценок.
Объективность выставления четвертных оценок.
Работа с неуспевающими.
Дозировка домашних заданий.
Документация завуча учреждения образования
Требования к оборудованию кабинета зам. директора по УВР.
Кабинет зам. директора по УВР должен быть оборудован набором офисной мебели:
стол рабочий;
стол компьютерный;
стол круговой и стулья из расчёта 10-12посадочных мест (для проведения совещаний с учителями и председателями М/О);
шкафы для хранения документации;
сейф (если в шкафу нет запирающегося отделения);
телевизор;
видеомагнитофон с набором видеокассет (для записи и обсуждения учебных уроков, внеклассных мероприятий по предмету и т.д.);
доска переносная;
телефон.
У зам. директора по УВР должна быть следующая документация:
Расписание:
уроков;
кружковых, факультативных занятий;
работы ТПД;
работы районных семинаров, заседаний;
занятия учителей на курсах Гор. ИПК ПК СО;
занятий учащихся надомного, семейного обучения, экстерна.
Графики:
дежурства администрации и учителей по школе;
дежурства классов по школе;
прохождения аттестации учителями;
посещения учителями курсов повышения квалификации;
проведения административных, городских контрольных работ.
Папки:
образовательная программа;
Устав школы;
внешняя нормативно-правовая база (Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, инструкции, приказы, распоряжения и картотека на них);
приказы директора школы;
распоряжения зам. директора по УВР;
образовательные стандарты;
план работы завуча (на год, на месяц, на неделю);
план методической работы школы;
планы работы методических объединений;
планы работы с одаренными детьми, с учащимися, имеющими низкую, повышенную и высокую мотивацию к учебо-познавательной деятельности;
копии ведомостей на зарплату (табель учета использования рабочего времени и подсчета заработка);
регистрация замены;
внутришкольный контроль;
аттестация учителей;
функциональные обязанности по категориям;
положения о М/О, кафедре, лаборатории, совете и т.п.;
положения о проведении конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов и т.п.;
экзамены (отдельно по каждому выпускному классу);
учебный лан, учебные программы;
аналитические справки;
правила внутреннего распорядка школы;
“Куда пойти учиться?” (9-е и 11-е классы отдельно);
работа с “трудными” учащимися.
Сводки успеваемости по годам
Журналы:
классные (5 – 11-е классы);
факультативных занятий;
кружковой работы по предмету;
индивидуальных занятий;
пропусков и замены уроков (пронумерован, скреплен подписью директора школы и печатью школы).
Тетради:
ежедневного планирования работы завуча;
записи посещенных уроков;
учета повышения квалификации и самообразования;
индивидуального собеседования с учителями;
совещания в школе, районе;
учета качества успеваемости и степени обученности учащихся по классам;
работы с одаренными детьми;
индивидуальной работы с учащимся и родителями;
проверки школьной документации.
Тесты, административные контрольные работы
Анализы административных, районных и городских контрольных работ
Списки учителей, воспитателей ГПД, специалистов школы и лаборантов (банк данных)
Списки учащихся по:
классам;
кружкам, секциям;
факультативным занятиям;
ГПД.
Документация может храниться в базе данных компьютера, в шкафах.
Для удобства в кабинете зам. директора по УВР оборудуются следующие стенды:
