СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (в помощь начинающему учителю)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

(в помощь начинающему учителю)

 

Просмотр содержимого документа
«КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (в помощь начинающему учителю)»

КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

(в помощь начинающему учителю)


Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная дея­тельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содер­жательной и методической наполненностыо, его атмосферой. Для того что­бы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе под­готовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произ­ведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произ­ведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, что­бы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вы­зывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:


I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

  • четко определить и сформулировать для себя его тему;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.


II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.


III. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли ву­зовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточ­ник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее про­стым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;

  • воспроизведение;

  • применение знаний в знакомой ситуации;

  • применение знаний в незнакомой ситуации;

  • творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом “от про­стого к сложному”. Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  • задания, способствующие закреплению материала учеником.


IV. Продумать “изюминку” урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изум­ление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.


V. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого по­думать, в какой последовательности будет организована работа с отобран­ным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности уча­щихся.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.


VI. Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уро­ке, для чего подумать:

  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.


V. Подготовить оборудование для урока. Составить список необхо­димых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обуче­ния. Проверить, все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

VI. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.


VII. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

  • формальную;

  • содержательную;

  • аналитическую

ОБРАЗЕЦ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА

Формальная часть:

Предмет____________ класс: ______дата: _________ № урока: _____ кол.час: _______


Тема: _________________________________________________________________


Цель:________________________________________________________________________


Задачи:

Обучающие__________________________________________________________________Развивающие ________________________________________________________________

Воспитывающие ______________________________________________________________


Повторение__________________________________________________________________

Оборудование ________________________________________________________________


Домашнее задание: §_______, стр._______, упр.№___________, стр__________





Содержательная часть – состоит из двух частей:


  1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особое внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в конспекте были выделены другим цветом;

  2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель. Она может выглядеть так:




Что делают


Этапы урока


Ученики



Учитель






















ТРЕБОВАНИЯ К ДОМАШНИМ ЗАДАНИЯМ

  1. Учитель задает домашнее задание до звонка, давая необходимые разъяснения по его выполнению.

  2. Во избежание перегрузки учащихся учитель обеспечивает пра­вильную дозировку заданий по объему и сложности.

  3. Учитель обязан ежедневно записывать в журнал содержание заданного на дом.

  4. В качестве домашнего задания учителю необходимо использовать творческие работы но предмету.

  5. Каждое задание должно быть проверено с помощью различных методов работы.

  6. Продумывать дифференцированные индивидуальные домашние задания для сильных и слабоуспевающих учащихся.


ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ СО

СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ

  1. Учителю необходимо выяснить причины отставания но предмету.

  2. Учителю необходимо нести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работы но их исправлению.

  3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

  4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.

  5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание но своему предмету.

  6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.


ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

Несмотря на многообразие типов уроков, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повы­шению эффективности обучения.

  1. Учитель должен сформулировать тему и цель урока.

  2. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и вос­питывающим.

  3. На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.

  4. Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обу­чения с учетом уровня подготовленности учащихся.

  5. Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке.

  6. Соблюдать санитарно-гигиеническне нормы.









Требования к проверке тетрадей


  1. Соответствие количества тетрадей составу класса

  2. Внешний вид (оформление, грамотность подписывания)

  3. Выполнение орфографического режима.

  4. Каллиграфическая система работы.

  5. Объем домашней и классной работы.

  6. Качество проверки.

  7. Система работы над ошибками

  8. Соответствие оценок нормам.

  9. Индивидуальная работа над собственными ошибками, ее результативность.

  10. Слово учителя в тетрадях.


Требования к проверке дневников


  1. Правильность и аккуратность заполнения всех разделов.

  2. Грамотность заполнения.

  3. Исправление ошибок учителем.

  4. Объем домашних заданий.

  5. Систематическое выставление оценок.

  6. Корректность замечаний учителей ученикам.

  7. Соответствие оценок в журнале и дневнике.

  8. Контроль со стороны родителей.

  9. Контроль со стороны учителя.


Требования к проверке классных журналов


  1. Аккуратность и грамотность заполнения.

  2. Выполнение программы:

а) по предметам - по программе

- дано фактически

б) соответствие нормативным требованиям - контрольные работы

- самостоятельные работы

- контрольные диктанты

- изложения

- сочинения

- списывание.

  1. Накопляемость оценок.

  2. Объективность выставления четвертных оценок.

  3. Работа с неуспевающими.

  4. Дозировка домашних заданий.









Документация завуча учреждения образования


Требования к оборудованию кабинета зам. директора по УВР.

Кабинет зам. директора по УВР должен быть оборудован набором офисной мебели:

  • стол рабочий;

  • стол компьютерный;

  • стол круговой и стулья из расчёта 10-12посадочных мест (для проведения совещаний с учителями и председателями М/О);

  • шкафы для хранения документации;

  • сейф (если в шкафу нет запирающегося отделения);

  • телевизор;

  • видеомагнитофон с набором видеокассет (для записи и обсуждения учебных уроков, внеклассных мероприятий по предмету и т.д.);

  • доска переносная;

  • телефон.

У зам. директора по УВР должна быть следующая документация:

  1. Расписание:

  • уроков;

  • кружковых, факультативных занятий;

  • работы ТПД;

  • работы районных семинаров, заседаний;

  • занятия учителей на курсах Гор. ИПК ПК СО;

  • занятий учащихся надомного, семейного обучения, экстерна.

  1. Графики:

  • дежурства администрации и учителей по школе;

  • дежурства классов по школе;

  • прохождения аттестации учителями;

  • посещения учителями курсов повышения квалификации;

  • проведения административных, городских контрольных работ.

  1. Папки:

  • образовательная программа;

  • Устав школы;

  • внешняя нормативно-правовая база (Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, инструкции, приказы, распоряжения и картотека на них);

  • приказы директора школы;

  • распоряжения зам. директора по УВР;

  • образовательные стандарты;

  • план работы завуча (на год, на месяц, на неделю);

  • план методической работы школы;

  • планы работы методических объединений;

  • планы работы с одаренными детьми, с учащимися, имеющими низкую, повышенную и высокую мотивацию к учебо-познавательной деятельности;

  • копии ведомостей на зарплату (табель учета использования рабочего времени и подсчета заработка);

  • регистрация замены;

  • внутришкольный контроль;

  • аттестация учителей;

  • функциональные обязанности по категориям;

  • положения о М/О, кафедре, лаборатории, совете и т.п.;

  • положения о проведении конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов и т.п.;

  • экзамены (отдельно по каждому выпускному классу);

  • учебный лан, учебные программы;

  • аналитические справки;

  • правила внутреннего распорядка школы;

  • “Куда пойти учиться?” (9-е и 11-е классы отдельно);

  • работа с “трудными” учащимися.


  1. Сводки успеваемости по годам

  2. Журналы:

  • классные (5 – 11-е классы);

  • факультативных занятий;

  • кружковой работы по предмету;

  • индивидуальных занятий;

  • пропусков и замены уроков (пронумерован, скреплен подписью директора школы и печатью школы).

  1. Тетради:

  • ежедневного планирования работы завуча;

  • записи посещенных уроков;

  • учета повышения квалификации и самообразования;

  • индивидуального собеседования с учителями;

  • совещания в школе, районе;

  • учета качества успеваемости и степени обученности учащихся по классам;

  • работы с одаренными детьми;

  • индивидуальной работы с учащимся и родителями;

  • проверки школьной документации.

  1. Тесты, административные контрольные работы

  2. Анализы административных, районных и городских контрольных работ

  3. Списки учителей, воспитателей ГПД, специалистов школы и лаборантов (банк данных)

  • по предметным областям;

  • работающих по совместительству.

  1. Списки учащихся по:

  • классам;

  • кружкам, секциям;

  • факультативным занятиям;

  • ГПД.

Документация может храниться в базе данных компьютера, в шкафах.

Для удобства в кабинете зам. директора по УВР оборудуются следующие стенды: