СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как появляются многозначные слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока подготовлен в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Как появляются многозначные слова»

Тема урока: Как появляются многозначные слова.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: выяснить причины появления у слова нескольких значений.    

Предметные УУД:

уточнить представление о многозначных словах;

- учить находить эти слова в тексте и применять в речи;

- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;

- уметь различать слова разных тематических групп;

Метапредметные УУД:

познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;

соотносить изученные понятия с реальной жизнью;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.

Личностные УУД:

-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.

Оборудование и материалы:

- учебник: С. В Иванов, М.И. Кузнецова «Русский язык. 2 класс» - в двух частях, часть 2;.

- мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска;

- презентация.

Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, словесный, практический.

Технологии: ИКТ









  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Николаевна. Я проведу у вас сегодня урок русского языка. Тема интересная, удивительная и сложная. Нам предстоит преодолеть трудности. Ребята, поднимите руки те, кто не боится трудностей.

-Я прочту стихотворение, а вы выполняйте все действия по порядку.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь.

Запишем число, классная работа.

  1. Минутка чистописания

Пропишем сочетание оя. Обратите внимание на соединение (нижнее). Оно пригодится нам при написании словарного слова.

  1. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает,

Кто зовет к нам холода?

Знаешь ты? Конечно да

слайд.(ноябрь)

Какие опасные места встретились в этом слове?

Слайд

Запишем его в тетрадь.

Как вы думаете, что обозначает это слово? Обратимся к толковому словарю.

Сколько значений у него?

Как называют слова, у которых одно значение?

(однозначные)

Послушайте еще одну загадку:

Я порядок соблюдаю

Нарушителей ругаю

Нынче в классе я не шумный

Потому что я …….

Слайд дежурный

Какое опасное место встречается

Запишем его правильно в тетрадь.

Определим значение слова дежурный.

Слайды

Сколько значений у этого слова?

(много)

Как называют слова у которых много значений?

(многозначные)

У вас на столах лежат таблички. Заполним первую строку.

Слайд

А кто знает, как появляются многозначные слова? Так что же мы должны узнать сегодня на уроке?

Слайд Как появляются многозначные слова

  1. Открытие новых знаний.

Откройте учебники на с.35

Рассмотрите рис.1 и 2 и прочитайте подписи к ним.

Объясните значения выделенных слов. Обратимся к толковому словарю.



Иголки елки похожи на что? На иголку для шитья. Сходство по форме.

В какой столбик в нашей табличке запишем слово иголка? Запишем.

Рассмотрим картинки 3 и 4 и прочитаем подписи к ним. Объясните значение выделенных слов. Обратимся к словарю.

Так почему же осень называют золотой? (желтые листья). Сходство по признаку.

В какой столбик запишем слово золотой? Записываем.

Прочитаем сообщение, которое открывает ключик.



  1. Физминутка.



Рассмотрим картинки внизу страницы и прочитаем предложения к ним. Назовите выделенные слова. Посмотрите значение этого слова в словаре.

По какому признаку здесь сходство? Сходство по действию.

В какой столбик запишем слово идут? Запишем.

Так, как же появляются многозначные слова?

(на основе сходства предметов, признаков, действий между собой)

  1. Переверните страницу учебника упр.№1

Прочитайте словосочетания и объясните значения выделенных слов.

Хвост- задняя часть тела зайца. Дети, это прямое значение слова хвост.

На доску табличку .

Как вы думаете, почему можно сказать хвост очереди?

(Происходит перенос значения с одного предмета на другой.)

Это переносное значение слова хвост .Запишем слово в нашу табличку.

На доску табличку.

Аналогичная работа со словосочетаниями стальная проволока- стальная воля, золотое украшение- золотое сердце. Запишем в таблицу слово стальной.

Итак, какие же значения могут быть у многозначных слов? (прямые и переносные)

слайд

Давайте запишем наш вывод в таблицу.

  1. Подведение итога

Какой вывод можно сделать после проделанной работы? Как же появляются многозначные слова?

(у слов появляются другие значения чем-то похожие между собой по предмету, признаку или действию)

А так же?

(слова имеют несколько значений и могут употребляться в прямом и переносном значении)

Работа в парах. Ребята, у вас на столах лежат слова. Вам нужно разложить их в два столбика в первый - слова с прямым значением, а во второй - с переносным значением. На доске тоже будут работать два человека.

Проверка работы. Выставление оценок.



  1. Итог урока. Рефлексия

Смогли ли мы с вами ответить на вопрос, поставленный в начале урока как появились многозначные слова?

Молодцы!

  1. Оцените свою работу с помощью смайлика

  2. – Мне всё понятно, с заданиями справляюсь легко.

  3. - Мне кое-что не понятно, надо поработать ещё.

  4. - Ничего не понимаю, нужна помощь



IX. Д/з из толкового словаря выписать по одному многозначному слову- предмету, признаку, действию.















Самоанализ урока

Тип урока-: урок изучения новых знаний.

Я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. Свой урок строила в соответствии с ФГОС.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими действиями. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Начало урока прошло организовано.

На этапе актуализации проведена минутка чистописания, которая была связана с изучаемым новым словарным словом. Словарная работа направлена на подведение детей к понятиям однозначных и многозначных слов.

Следующий этап урока – выявление затруднений и постановка проблемы, на мой взгляд, самый важный, так как на этом этапе формируется тема, определяются задачи урока, и, главное, происходит осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить. Образовательная цель являлась главной на протяжении всего урока. Для решения этой цели учащиеся проявили себя в умении анализировать информацию, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы. использовала такие виды работы: работа со словарем, учебником, фронтальная, индивидуальная работа

Одна из задач учителя начальных классов – работать над формированием коммуникативных УУД. На этапе закрепления была организована работа в парах.

Внимание на уроке уделяю рефлексии, поскольку новое учебное действие зафиксируется только тогда, когда произойдёт осознание учащимися результата своей учебной деятельности.

Я считаю, что поставленная мною цель – достигнута. На всех этапах урока учащиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность

Одним из требований к современному уроку является использование ИКТ. Думаю, что наглядность, которая использовалась на уроке, способствовала лучшему усвоению программного материала и развивала интерес к изучаемой теме.

Психологический микроклимат на уроке был комфортным.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!