СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как помочь ребенку с математикой?

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомьтесь, пожалуйста и напишите _ согласны ли вы

Просмотр содержимого документа
«Как помочь ребенку с математикой?»

Как помочь ребенку с математикой? Алгоритмизация процесса обучения математике в условиях реализации ФГОС

Давайте попробуем понять, почему детей невозможно оторвать от компьютеров, в отличие от изучения математики. Что их так притягивает в компьютерных играх? Мне кажется, срабатывают несколько факторов:

  • их не заставляют играть;

  • не ругают в случае неуспеха;

  • им понятна цель (забить гол, преодолеть препятствие), она значима для них, и они достигают её сами;

  • им интересно содержание, оформление;

  • достижения обязательно фиксируются (баллы, уровни), что подпитывает чувство победы;

  • результаты игры значимы для сверстников, и, таким образом, удовлетворяется потребность ребёнка в признании.

Этот набор факторов в достаточной степени обеспечивает механизм мотивации «надо» — «хочу» — «могу». Чтобы заинтересовать ребёнка математикой, можно попробовать действовать по аналогии.

Главное — не заставлять, не ругать ребёнка за ошибки и плохие отметки, а адекватная реакция на неуспех — это сопереживание и соучастие. Двигаться вперёд помогает не нотация, а осознание своих проблем.

Каждый ребёнок развивается в индивидуальном темпе, поэтому значение имеет не столько результат, сколько динамика относительно самого себя.

Важно дать ребёнку высказаться, выслушать его варианты, подсказать возможности, которые он не назвал.

Главное — наметить план действий и довести его до успешного результата. Дать ребёнку поверить в себя, обязательно обратить внимание на то, что получилось.

Конечно же, ребёнка любого возраста и любого уровня подготовки полезно вовлекать в решение игровых и нестандартных задач. Начинать всегда лучше с малого. Подбросить задачку, с которой он точно справится, а потом ещё одну, посложнее.

Если у ребёнка горят глаза, когда он рассказывает о задаче, которую смог решить, то он готов к постановке более высоких целей. Главное — следить за тем, чтобы не пропадал интерес, а уровень и темп были для него посильны.

Ребёнок всегда будет стремиться только к тому, что у него получается. Нам всем, как вода для жизни, необходима ситуация успеха.


Взрослые часто хвалят ребёнка лишь за отметки. Мне кажется, гораздо важнее наблюдать за его усилиями, динамикой, достижением намеченных целей и делить с ним радость побед.

Я подобрала несколько задач с фигурами, для решения которых можно составить алгоритм и использовать этот алгоритм при решении других, более сложных задач.

Разделитесь, пожалуйста, на две команды.

Для каждой команды необходимо 10 кружочков, 16 спичек, 6 карандашей.

Задание №1: Нужно переложить 3 кружочка так, чтобы треугольник перевернулся вершиной вниз.

Кто может прокомментировать - что он делает?

Есть ли затруднения?

Если не получается, то нужно представить результат: что должно получиться? (изобразить треугольник вершиной вниз). (Дается рамка и нужно приложить результат к исходному треугольнику – и мы увидим, какие кружочки нужно переложить). Получилось!

С чего мы начали, попробуем составить алгоритм действий:

  1. Начали пробовать;

  2. Не получается - остановились.

  3. Я предложила представить результат, и получилось!

Мы наметили основные шаги. Теперь проверим, работает ли этот способ в следующей ситуации.

Задание №2. Перед вами фигура из спичек. Переложить две спички так, чтобы получилось 4 одинаковых квадрата.

Придерживаемся алгоритма.

  1. Начали пробовать;

  2. Не получается - остановились.

  3. Представить результат.

Что мы должны получить в результате – 4 квадрата. Какие варианты могут быть?

Исходную фигуру нужно сопоставить со всеми вариантами и зачеркнуть те, которые точно не подходят. На основании чего исключать? (которые не подходят по условию задачи – количеству спичек напр.)

Чем отличаются зачеркнутые фигуры от тех, которые оставили – зачеркнули те, у которых есть общие стенки, те которые оставили – соприкасаются только вершинками.

Вернемся к исходной задаче и соотнесем результат. Подходит вариант:

Получилось! Мы представили различные варианты, соотнесли с условием и выбрали подходящий вариант.

Задача №3. У вас имеются 6 карандашей. Из них нужно сделать 4 одинаковых треугольника.

При решении этой задачи нужно было сломать стереотипы – нужно рассматривать не только в одной плоскости. Как пришли к этому?

Пробовали.

Поняли что не получается: остановились.

Дальше попытались представить результат: по-разному расположили 4 треугольника. Чем отличаются варианты: количеством карандашей, есть общие стенки, или тол ько вершины. И заметим что для всех вариантов количество карандашей больше 6ти.

Постараемся понять за счет чего мы можем сократить количество карандашей – во первых нам нужны варианты с общими стенками. Во вторых понимаем, что на плоскости невозможно построить, а почему не возможно?

Дальше, попытаемся, соединить крайние стенки и тут приходится выйти за границы плоскости. Пробуем строить в пространстве. Получилось!

В итоге я хочу вернуть вас к алгоритму, который составили для первой задачи. Универсален ли он?

  1. Пробуй.

  2. Вовремя остановись и задай вопрос: в чем состоит трудность?

  3. Представь варианты возможных результатов.

  4. Соотнеси эти варианты с условием.

  5. Не получается? Измени действительность.

  6. Найди решение и порадуйся за самого себя.

Я хочу вам задать вопрос: какие личные ситуации вы могли бы решить таким универсальным способом? Где и когда это может пригодиться в жизни? (пока подумайте)

Напр: когда планируете отпуск, и тд.

Изменить действительность очень сложно, порой приходится подстраиваться под действительность.

Вот в чем заключается красота математики: она позволяет хотя бы в виртуальном мире изменить действительность.

Я считаю, что человека ничему нельзя научить, можно только помочь ему открыть это в нем самом.

Когда в жизни мы начинаем какое-то дело, то должны представить результат, который хотим получить не для школы, а для жизни.