Как помочь ребенку с математикой? Алгоритмизация процесса обучения математике в условиях реализации ФГОС
Давайте попробуем понять, почему детей невозможно оторвать от компьютеров, в отличие от изучения математики. Что их так притягивает в компьютерных играх? Мне кажется, срабатывают несколько факторов:
их не заставляют играть;
не ругают в случае неуспеха;
им понятна цель (забить гол, преодолеть препятствие), она значима для них, и они достигают её сами;
им интересно содержание, оформление;
достижения обязательно фиксируются (баллы, уровни), что подпитывает чувство победы;
результаты игры значимы для сверстников, и, таким образом, удовлетворяется потребность ребёнка в признании.
Этот набор факторов в достаточной степени обеспечивает механизм мотивации «надо» — «хочу» — «могу». Чтобы заинтересовать ребёнка математикой, можно попробовать действовать по аналогии.
Главное — не заставлять, не ругать ребёнка за ошибки и плохие отметки, а адекватная реакция на неуспех — это сопереживание и соучастие. Двигаться вперёд помогает не нотация, а осознание своих проблем.
Каждый ребёнок развивается в индивидуальном темпе, поэтому значение имеет не столько результат, сколько динамика относительно самого себя.
Важно дать ребёнку высказаться, выслушать его варианты, подсказать возможности, которые он не назвал.
Главное — наметить план действий и довести его до успешного результата. Дать ребёнку поверить в себя, обязательно обратить внимание на то, что получилось.
Конечно же, ребёнка любого возраста и любого уровня подготовки полезно вовлекать в решение игровых и нестандартных задач. Начинать всегда лучше с малого. Подбросить задачку, с которой он точно справится, а потом ещё одну, посложнее.
Если у ребёнка горят глаза, когда он рассказывает о задаче, которую смог решить, то он готов к постановке более высоких целей. Главное — следить за тем, чтобы не пропадал интерес, а уровень и темп были для него посильны.
Ребёнок всегда будет стремиться только к тому, что у него получается. Нам всем, как вода для жизни, необходима ситуация успеха.
Взрослые часто хвалят ребёнка лишь за отметки. Мне кажется, гораздо важнее наблюдать за его усилиями, динамикой, достижением намеченных целей и делить с ним радость побед.
Я подобрала несколько задач с фигурами, для решения которых можно составить алгоритм и использовать этот алгоритм при решении других, более сложных задач.
Разделитесь, пожалуйста, на две команды.
Для каждой команды необходимо 10 кружочков, 16 спичек, 6 карандашей.
Задание №1: Нужно переложить 3 кружочка так, чтобы треугольник перевернулся вершиной вниз.
Кто может прокомментировать - что он делает?
Есть ли затруднения?
Если не получается, то нужно представить результат: что должно получиться? (изобразить треугольник вершиной вниз). (Дается рамка и нужно приложить результат к исходному треугольнику – и мы увидим, какие кружочки нужно переложить). Получилось!
С чего мы начали, попробуем составить алгоритм действий:
Начали пробовать;
Не получается - остановились.
Я предложила представить результат, и получилось!
Мы наметили основные шаги. Теперь проверим, работает ли этот способ в следующей ситуации.
Задание №2. Перед вами фигура из спичек. Переложить две спички так, чтобы получилось 4 одинаковых квадрата.
Придерживаемся алгоритма.
Начали пробовать;
Не получается - остановились.
Представить результат.
Что мы должны получить в результате – 4 квадрата. Какие варианты могут быть?
Исходную фигуру нужно сопоставить со всеми вариантами и зачеркнуть те, которые точно не подходят. На основании чего исключать? (которые не подходят по условию задачи – количеству спичек напр.)
Чем отличаются зачеркнутые фигуры от тех, которые оставили – зачеркнули те, у которых есть общие стенки, те которые оставили – соприкасаются только вершинками.
Вернемся к исходной задаче и соотнесем результат. Подходит вариант:
Получилось! Мы представили различные варианты, соотнесли с условием и выбрали подходящий вариант.
Задача №3. У вас имеются 6 карандашей. Из них нужно сделать 4 одинаковых треугольника.
При решении этой задачи нужно было сломать стереотипы – нужно рассматривать не только в одной плоскости. Как пришли к этому?
Пробовали.
Поняли что не получается: остановились.
Дальше попытались представить результат: по-разному расположили 4 треугольника. Чем отличаются варианты: количеством карандашей, есть общие стенки, или тол ько вершины. И заметим что для всех вариантов количество карандашей больше 6ти.
Постараемся понять за счет чего мы можем сократить количество карандашей – во первых нам нужны варианты с общими стенками. Во вторых понимаем, что на плоскости невозможно построить, а почему не возможно?
Дальше, попытаемся, соединить крайние стенки и тут приходится выйти за границы плоскости. Пробуем строить в пространстве. Получилось!
В итоге я хочу вернуть вас к алгоритму, который составили для первой задачи. Универсален ли он?
Пробуй.
Вовремя остановись и задай вопрос: в чем состоит трудность?
Представь варианты возможных результатов.
Соотнеси эти варианты с условием.
Не получается? Измени действительность.
Найди решение и порадуйся за самого себя.
Я хочу вам задать вопрос: какие личные ситуации вы могли бы решить таким универсальным способом? Где и когда это может пригодиться в жизни? (пока подумайте)
Напр: когда планируете отпуск, и тд.
Изменить действительность очень сложно, порой приходится подстраиваться под действительность.
Вот в чем заключается красота математики: она позволяет хотя бы в виртуальном мире изменить действительность.
Я считаю, что человека ничему нельзя научить, можно только помочь ему открыть это в нем самом.
Когда в жизни мы начинаем какое-то дело, то должны представить результат, который хотим получить не для школы, а для жизни.