СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как помочь ребенку выбрать профессию?"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый прыгун знает, что прыжок будет значительно лучше, если сделать хороший разбег. Рано или поздно ваш ребенок вырастет и выберет свой жизненный путь, выберет свой способ добычи хлеба насущного, то есть профессию. Как и всякий выбор, выбор будущей профессии осуществляется по определенным критериям и с определенными ограничениями. На мой взгляд, важнейший критерий – это получение морального удовлетворения от профессиональной деятельности.Каковы типичные ошибки родителей в выборе критериев?

Просмотр содержимого документа
«"Как помочь ребенку выбрать профессию?"»

Как помочь ребенку выбрать профессию?

Как помочь ребенку выбрать профессию?

 Выбор профессии - ТРУДный выбор  Выбор профессии вызывает Серьезные сомнения и трудности.       Что делать родителям в такой      ситуации?    Разворачивать серьезную профориентационную работу!

Выбор профессии - ТРУДный выбор

Выбор профессии вызывает

Серьезные сомнения и трудности.

Что делать родителям в такой

ситуации?

Разворачивать серьезную профориентационную работу!

Ошибки, которые часто возникают при выборе профессии:  отношение к выбору профессии как неизменному, бытующее мнение о престижности профессии, выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать),

Ошибки, которые часто возникают при выборе профессии:

  • отношение к выбору профессии как неизменному,
  • бытующее мнение о престижности профессии,
  • выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать),
     перенос отношения к     человеку,       представителю той     или иной профессии,     на саму профессию,  увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии,  отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий,
  • перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию,
  • увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии,
  • отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий,
устарелые представления о характере труда в сфере материального производства, неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях), незнание/недооценка своих физических способностей, недостатков, существенных при выборе профессии,
  • устарелые представления о характере труда в сфере материального производства,
  • неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях),
  • незнание/недооценка своих физических способностей, недостатков, существенных при выборе профессии,
незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи выбора профессии.  Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому.  Как это сделать?

незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи выбора профессии.

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому.

Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений.  Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Разумеется,  такой способ  профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику  самостоятельно поразмышлять  (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений.

  • Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.
  • Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему поваром - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире.

  • Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны.

Задача родителя - выступить экспертом,

поделиться той информацией,

которой он владеет: рассказать, что

представляет собой та или иная

профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему поваром - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 3. Больше информации!

Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

Информацию о профессиональных учебных заведениях можно получить: в справочниках для поступающих в учебные заведения;  в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET ;  в рекламных объявлениях;  в библиотеках;  при личных посещениях учебных заведений.

Информацию о профессиональных учебных заведениях можно получить:

  • в справочниках для поступающих в учебные заведения;
  • в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET ;
  • в рекламных объявлениях;
  • в библиотеках;
  • при личных посещениях учебных заведений.
ШАГ 4. От слов - к делу.     Но не стоит ограничиваться     только рассказами и       разговорами.     Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 4. От слов - к делу.

Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами.

Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт.

Если ребенка заинтересовала

какая-то профессия,

предложите ему

«порепетировать» ее

в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5.   Обсуждайте альтернативы  (другие варианты)  Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос:  Что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное?  Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

ШАГ 5. Обсуждайте альтернативы (другие варианты)

Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос:

Что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное?

Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?»

А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».