Как помочь ребенку выбрать профессию?
Выбор профессии - ТРУДный выбор
Выбор профессии вызывает
Серьезные сомнения и трудности.
Что делать родителям в такой
ситуации?
Разворачивать серьезную профориентационную работу!
Ошибки, которые часто возникают при выборе профессии:
- отношение к выбору профессии как неизменному,
- бытующее мнение о престижности профессии,
- выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать),
- перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию,
- увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии,
- отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий,
- устарелые представления о характере труда в сфере материального производства,
- неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях),
- незнание/недооценка своих физических способностей, недостатков, существенных при выборе профессии,
незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи выбора профессии.
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому.
Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений.
- Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.
- Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире.
- Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны.
Задача родителя - выступить экспертом,
поделиться той информацией,
которой он владеет: рассказать, что
представляет собой та или иная
профессия, какие ограничения она накладывает.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему поваром - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу.
ШАГ 3. Больше информации!
Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
Информацию о профессиональных учебных заведениях можно получить:
- в справочниках для поступающих в учебные заведения;
- в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET ;
- в рекламных объявлениях;
- в библиотеках;
- при личных посещениях учебных заведений.
ШАГ 4. От слов - к делу.
Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами.
Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт.
Если ребенка заинтересовала
какая-то профессия,
предложите ему
«порепетировать» ее
в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. Обсуждайте альтернативы (другие варианты)
Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос:
Что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное?
Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?»
А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».