СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как поступить?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему "Как поступить?" подготовлен к Международному дню толерантности. Цель классного часа - Познакомить обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в повседневной жизни, и возможные способы реакции в таких случаях.

Просмотр содержимого документа
«"Как поступить?"»

Классный час

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Б.Шоу.



Классный час посвящен Международному дню толерантности.

Тема: «Как поступить?»

Цели: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в повседневной жизни, и возможные способы реакции в таких случаях.

Задачи: Сформировать правильное представление о толерантном поведении; Дать возможность обучающимся оценить степень своей толерантности; Развивать внимание и творческое мышление учащихся; развивать навыки социального поведения; Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения.

Материалы: карточки по числу подгрупп, памятки.

Ход классного часа


I. Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человечеству. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.

Толерантность - ( от лат. tolerantia – терпение) способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо) (Русский). Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. (Испанский). Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский). Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский). Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский).

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». («Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года).

Я пришел в этот мир, Не для того, чтобы оправдывать твои надежды, Не для того, чтобы отвечать твоим интересам, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир, Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет – ну что ж, печально.



II. Работа в группах.

1. Разделите участников на пары. Каждая пара получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения.

2. Каждая пара делает доклад своей ситуации. Рассказывает о возможных вариантах и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует презентацию. После этого вся группа должна ответить на вопросы:

- Что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию?

- Что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?

- Могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?

- Кто может помочь разрешить ситуацию?


Карточка 1. Клички.

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют «Толстый», хотя он несколько раз просил так его не звать. Па самом деле его зовут Слава. Вы называете его по имени, но все кричат: «Какой он Слава, он - Толстый!». Ваши действия:

- Станете тоже называть его «Толстый», иначе все могут начать смеяться над вами.

- Будете называть его по имени - вам наплевать на мнение окружающих.

- Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.





Карточка 2. Предрассудки.

В вашем дворе живет девочка-инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Ваши действия:

- Откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?

- Согласитесь, но потом не пойдете - наверняка там будет скучно.

- Пойдете и приведете с собой сестру.


Карточка 3. Бойкот.

Аня - очень странная. Никто в группе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к конкурсу спектаклей в техникуме. Аня пришла к вам и попросила принять ее в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия:

- Несмотря на протесты друзей разрешите Ане стать вашим художником.

- Разрешите Ане участвовать, но дадите ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.

- Найдете предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.


Карточка 4. Свастика.

На стене школьного туалета вы увидели свастику. Ваши действия:

- Пройдете мимо и не заметите.

-Напишите рядом: «Смерть всем черным».

- Незаметно сотрете ее.

- Вместе с друзьями начнете в техникуме кампанию против нацистских символов.


Карточка 5. Скинхеды.

В вашем техникуме стало модно быть скинхедом и нацистом. Ваши действия:

- Тоже побреете голову и станете носить свастику. Это красиво и все так делают.

- Не будете обращать на происходящее внимание.

- Объясните друзьям и всем остальным, что значит это движение. Организуете показ фильмов на эту тему.


Карточка 6. Анекдоты.

Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашей группе, очень обижается. Анекдоты, правда, смешные. Ваши действия:

- Тоже вспомните парочку анекдотов.

- Объясните армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.

- Попросите не рассказывать при вас оскорбительных анекдотов.


Карточка 7. Война.

Учитель по Гражданской Обороне рассказывает, что все арабы и вообще все мусульмане - террористы, поэтому мы должны их ненавидеть. Ваши действия:

- Продолжите играть в «тетрис».

- После урока объясните друзьям, что это - предрассудок.

- Прямо на уроке возразите учителю.

- Обратитесь к директору техникума.


Карточка 8. Расизм.

В вашем дворе живет мальчик с темным цветом кожи. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал об этом и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это опасно. Ваши действия:

- Послушаетесь папу, все-таки он - взрослый.

- Продолжите общаться со своим другом, но папе не расскажете.

- Попросите разрешения пригласить друга в гости и познакомите его с папой. Папа поймет, что все нормально, и проблема будет решена.

III. Проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Тест «Насколько я толерантен?»

1. Миша плохо одет…

Это неважно.

Ты подсмеиваешься над ним.

2. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

Ты просишь, чтобы он объяснил это.

Ты говоришь, что он выглядит смешно.

3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

Ты стремишься лучше узнать его.

Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

4. Пожилая женщина медленно идет…

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

5. На твоих глазах на кого – то нападают…

Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

6. На твоих глазах на кого – то нападают…

Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

7. К тебе подходит ребенок – инвалид…

Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.  



Интерпретация результатов:

Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех?  Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!


Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире. 

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным мир!


VI. Подведение итогов.

Обучающиеся отвечают на вопрос: считаете ли вы поведение отдельного человека важным для жизни всего группы, техникума, города, мира?


Участники приводят примеры, известные им из жизни или курса истории, когда действия одного человека смогли изменить ситуацию к лучшему. Что бы изменилось, если бы эти люди не сделали того, что они сделали? Обучающиеся приходят к выводу, что каждый из них также может многое изменить, проявлять терпимость к окружающим, уважать различия в людях и пытаться сделать свой мир более терпимым.


Каждому обучающемуся выдается памятка, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

  • Владей собой, имей выдержку.

  • Имей терпение выслушать собеседника.

  • Спокойно объясни свою точку зрения.

  • Подумай, из-за чего возник спор.