СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как правильно провести занятие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит рекомендации к освоению ключевых компетенций педагогами, согласно требованиям ФГОС. Также из опыта многолетней работы приводится примерная схема проведения коррекционно-воспитательного занятия и соответственно приводится образец схемы анализа воспитательного занятия в школе с УО обучающимися (интеллектуальными нарушениями) .

Просмотр содержимого документа
«"Как правильно провести занятие"»

Развитие компетенций согласно ФГОС

«Мы слишком часто даём ответы детям,

которые надо выучить, а не ставим

перед ними проблемы,

которые надо решить» Роджер Левин

Развивающемуся Российскому обществу требуются современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.

Формирование компетенций (общих и профессиональных)является основой реализации ФГОС. Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой области. Понятие «компетенция относится к области умений, а не знаний.

Умение- действие в специфической ситуации. Это компетенция в действии. Надо уметь в данных условиях проявлять соответствующую компетенцию.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные задачи и проблемы. Сегодня главной задачей подготовки выпускников является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют основные, то есть ключевые. Они относятся к общему(метапредметному) содержанию образования.

Общепредметные(усвоение универсальных учебных действий) компетенции относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей.

Предметные компетенции- частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций. Они имеют конкретное описание и возможности формирования в рамках учебных предметов.

К ключевым компетенциям относятся:

*Социальная компетентность - способность действовать в социуме с учётом позиции других людей.

*Коммуникативная - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

*Предметная – требующая предметных знаний, чтобы анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

*Информационная – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

*Автономизационная – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

*Математическая – умение работать с числами, цифровой информацией.

*Продуктивная – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

*Нравственная – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам .

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс, выделяют следующие ключевые компетенции:

1.Познавательная ( ценностное отношение к знаниям)

-учебные достижения

-интеллектуальные задания

-умение учиться и оперировать знаниями

-Ставить цель и достигать её

-планировать

-организовывать

-выступать с результатами, делать выводы.

2.Личностная ( ценностное отношение к себе, способность к саморазвитию)

-развитие индивидуальных способностей и талантов

-знание своих сильных и слабых сторон

-способность к рефлексии

-динамичность знаний.

3.Самообразовательная (ценностное отношение к себе)

-способность к самообразованию, организации собственных приёмов самообучения

-ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности

-гибкость применения знаний, умений, навыков в условиях быстрых изменений

-постоянный самоанализ, контроль своей деятельности

4.Социальная(ценностное отношение к обществу)

-сотрудничество в команде, коммуникативные навыки

-способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей

-социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе

-развитие личностных качеств, саморегулирование

5.Компетентностное отношение к своему здоровью

-соматическое здоровье

-клиническое здоровье

-физическое здоровье

-уровень валеологических знаний

Компетентность как педагогическое явление обладает особенностью: они жизненно необходимы человеку любой профессии, возраста родственного состояния.

Таким образом , компетенции, помогающие овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:

*Ценностно-смысловая

*Общекультурная

*Учебно-познавательная

*Информационная

*Коммуникативная

*Социально-трудовая

*Компетенция личностного самоусовершенствования

Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую формируете.

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

Приучайте воспитанника думать и действовать самостоятельно.

Учитывайте жизненный опыт детей, их интересы.

Учите так, чтобы ребёнок понимал, что знания для него являются жизненной необходимостью.

Объясняйте, что каждый человек найдёт своё место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Структура воспитательного занятия

Тема:

Цель:

Задачи:

-образовательная

-воспитательная

-коррекционная

I.Вводная часть (10-15 минут)

1.Введение в занятие:

1.Психологический настрой

Цель: Создать желание у детей общаться (мотивация), развить интерес к данной теме

2.Расшифруй , узнай. Это может быть игра, коррекционное упражнение :реши, что изменилось, угадай наощупь, по голосу, по вкусу.

3. Вводная беседа

На этом этапе используем наглядность, карточки, позволяющие определить имеющиеся навыки

4.Отсюда идёт тема. Её объявление

5.Постановка целей и задач.

II.Основная часть (15-20 минут):

Цель: Познакомить с каким- то материалом, отработать навыки поведения

  1. Беседа (рассказ, объяснение с наглядностью, новая лексика, словарная работа)

  2. Обобщающая беседа (моё новоё поведение)

III.Заключительная часть (не вывод)10 -15 минут

Закрепляем полученные на занятии знания, навыки у детей.

Рекомендуются вопросы проблемного характера:

-так или не так? Почему? Зачем надо это знать?

-последовательность (режим питания и т.п.)

1.Схемы

2.Речевые уточнения

3.Проблемные задания(ситуации)

4.Итоговая оценка (Самооценка-рефлексия, ) фишки, жетоны, награждение, призы, сюрпризы

5.Выработка взглядов на следующее занятие (Перспектива дальнейшей работы)

Рекомендуется проводить на 12-15 минуте динамическую физминутку.

Цель: Соблюдение охранительного режима ( улучшить соматическое состояние воспитанника, снять усталость).

Схема анализа внеклассного занятия


Предмет анализа

Анализируемые вопросы

1

Подготовленность

1.Роль воспитателя при подготовке к занятию

2.Активность и самостоятельность воспитанников при подготовке к занятию

2

Целенаправленность

1.Соответствие занятия общим воспитательным целям, уровню развития коллектива, возрастным особенностям воспитанников

2.На решение каких задач коллектива и формирование каких качеств личности рассчитано занятие

3

Познавательная ценность

1.Даёт ли занятие новые знания воспитанникам?

2.Какие новые умения даёт, какие умения и навыки совершенствует?

4

Воспитательная эффективность

1.Как сказалось занятие на поведении отдельных воспитанников.

2.Какие социально - нравственные установки формировались у ребят?

3.Какими дополнительными возможностями обладает занятие?

5

Духовно-эмоциональная насыщенность

1.Насколько содержательно, эмоционально и интересно?

2.Присутствовал ли элемент игры?

3.Использование наглядности и ТСО(Технические средства обучения)

6

Результативность

1.Достигнуты ли поставленные цели и задачи. Причины неуспеха, неудач, ошибок.

2.Какова общая оценка ценности занятия со стороны воспитателя, воспитанников?

7

Участники

1.Количество воспитанников в группе

2Количество воспитанников, принявших участие в подготовке и проведении данного занятия.



Схема занятия

Этапы

Цель и краткое содержание

I.Вводная часть

Цель: включить детей в занятие посредством организационной, игровой и познавательной ситуации, в ходе которой определяем тему занятия и узнаём о его цели.

II.Основная часть

Цель: Создать условия для взаимодействия детей друг с другом, используя индивидуальные, парные, коллективные формы работы, в процессе сменяющихся видов деятельности раскрыть тему занятия.

Дети получают информацию, ведут диалог, анализируют ситуации, учатся находить правильные решения, показывают свои познавательные и творческие способности, знания и умения.

III.Заключительная часть

Цель: Закрепление полученных знаний. Подведение итогов и оценка знаний .Рефлексия. Учим анализировать свою деятельность