СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как правильно выбрать тему для сочинения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для учащихся при подготовке с сочинению по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Как правильно выбрать тему для сочинения.»

Как правильно выбрать тему сочинении


Для начала необходимо ответить на несколько вопросов:

  • знаю ли я материал;

  • интересна ли мне эта тема;

  • понимаю ли я смысл этой темы (о чем писать);

  • есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобный материал;

  • успею ли я уложиться в срок (не велик ли объем выбранной темы).




!!! Хочу предупредить – свободная тема – самая опасная. Она требует не только прекрасного и уверенного знания внепрограммной литературы, она требует и абсолютной свободы общения с пером. В общем, эта тема – для людей, имеющих опыт и навык собственного письма.



Состав сочинения:

введение (В)

основная часть (ОЧ)

заключение (З)

1 – 1,5 стр.

4 – 5 стр.

1 – 1,5 стр.

В + З = 1/3 Vсочинения


6 – 8 стр.

(3 – 4 листа)


Как известно, едва ли не самое трудное — это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению:

1. Историческое введение, («жизнь в те еще годы»): это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально – экономических, нравственных, политических, культурных сторон.

Например: тема «Социально-философская проблематика спора «отцов и детей» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

2. Аналитическое введение. Анализ центрального понятия темы сочинения.

Например: «Народность поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин»

(размышление о том, что такое народность), «Милосердие и жестокость на страницах произведения советских писателей» (размышление о том, что есть милосердие и жестокость).

3. Биографическое введение. Факты биографии жизни писателя, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.

Например: «Любовь и дружба в лирике А.С.Пушкина» (вспомнить о «лицейском братстве», о женщинах – идеалах). «Мое восприятие лирического произведения» (см. план – анализ).

4. Сравнительное введение. Необходимо вспомнить предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения.

Например: «Тема Родины в лирике ...»

«Тема назначения поэта в поэзии...»

«Нравственные искания героев романа...»

«Тема «маленького человека»…»

«Тема «лишнего человека»...»

5. Характеристика произведения. Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, то начать лучше с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости.

Например:

«Образы Чацкого и Молчалина в комедии Л.С.Грибоедова «Горе от ума»,

«Образы Онегина и Ленского в романе Л.С. Пушкина «Евгений Онегин»,

«Образы Обломова и Штольца в романе И. Гончарова «Обломов».

6. «Лиричность» введения». Увязать тему сочинения с личным жизненным или духовным опытом.

«Ах, как я люблю (ф. и. поэта или писателя)»

Далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество.

7. Перекличка с современностью. «В наше время, когда ... особенно большую роль играет»

Например:

темы

о нравственности

об экологии

о патриотизме

о гуманизме




современная литература


Основные правила написания заключения


  1. Обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения.

  2. Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора.

  3. Выводы связываются с развитием современной литературы.

  4. Если тема общая, то целесообразно закончить повторением теоретического понятия, подтверждая своими выводами.


Типы сочинений по темам


№ пп

Тип

сочинения

Пример темы

Что требуется

О чем писать

1.

Анализ целого литературного произведения.

1. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

2.«Мертвые души» – гениальная сатира на крепостную Русь.

Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость в русской литературе.

Использовать понятия: тема, идея, сюжет, замысел, традиции, новаторство. Избегать: простого пересказа произведения.

2

Анализ литературного героя.

1. В чем трагедия Печорина?

2. Трагизм образа Базарова.

Раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения (черты характера, анализ поступков, внутренние моно

логи и споры с другими героями и т.д.)

Использовать понятия: литературный тип, типичный характер, портрет, речевая характеристика.

3.

Анализ художественной формы.

1. Мастерство Н.В.Гоголя - сатирика в «Ревизоре».

2. Мастерство А.С.Грибоедова в обрисовке характеров и развитие действия в комедии «Горе от ума».

Провести литературный анализ художественных средств.

Использовать понятия: роды и жанры литературы, художественный метод, стиль, композиция, сюжет, портрет, пейзаж, язык.

4.

Анализ образа автора.

1 .Образ автора в романе «Евгений Онегин.

2. Образ автора в поэме «Мертвые души».

3.Автор и его герой в романе «Отцы и дети».

Раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и к человеку.

Использовать понятие: образ автора.

5.

Анализ лирического героя (в поэзии).

1. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

2. Бунтующая личность в поэзии М.Ю.Лермонтова.

3. «Я лиру посвятил народу своему».

На основании образа лирическогогероя дать целостное представление о творчестве поэта.

Разобрать существо понятия «лирический герой» (чувства, мысли, настроения, переживания героя как отражение мировоззрения самого поэта).

По количеству предметов и способу рассуждения

6.

Простая.

1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин».

2. Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов».

Свободное всестороннее описание образа: внешность, характер, увлечения, оценка героями, самооценка, типичность или особенность, место в произведении (для чего нужен).

Посмотреть на предмет с разных точек зрения.

7.

Проблемная.

1. «Татьяна, русская душой…» (А.С.Пушкин).

Углубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме («русская душой).

Необходимо понять существо проблемы, поставленной в заголовке.

8.

Сопоставитель-ная

1.Татьяна и Ольга в романе «Евгений Онегин».

2. Чацкий и Молчалин.

3.Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

4. Обломов и Штольц.

5. Тема Родины в лирике А.Блока и С.Есенина.

Сопоставительный анализ образов (произведений, авторов, проблем и пр.), определение их сходства и различия.

Выделить признаки, по которым ведется сопоставление (сходство и различия), сделать выводы.

9.

Обобщающая

1. «Лишние люди в изображении классиков первой половины XIX в.

2. Образы «новых людей» в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?».

3. Галерея помещиков в поэме «Мертвые души».

Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах (упор на общие качества, что объединяет в целое).

Вести сопоставление, сделать вывод.

10.

Проблемно – обобщающая

1. Проблема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя.

2. Природа и человек в современной литературе.

3. Нравственные проблемы рассказов В.Шукшина.

4.Идейно-философская проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Обобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной темы – проблемы (начало – выступление: общее рассуждение о проблеме и её значимости и приемственности в литературе).

Раскрыть существо проблемы и вести сопоставление не менее чем на 2-х произведениях, если нет оговорки в теме «на примере одного произведения».