Как правильно выбрать тему сочинении
Для начала необходимо ответить на несколько вопросов:
знаю ли я материал;
интересна ли мне эта тема;
понимаю ли я смысл этой темы (о чем писать);
есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобный материал;
успею ли я уложиться в срок (не велик ли объем выбранной темы).
!!! Хочу предупредить – свободная тема – самая опасная. Она требует не только прекрасного и уверенного знания внепрограммной литературы, она требует и абсолютной свободы общения с пером. В общем, эта тема – для людей, имеющих опыт и навык собственного письма.
Состав сочинения: | введение (В) основная часть (ОЧ) заключение (З) | 1 – 1,5 стр. 4 – 5 стр. 1 – 1,5 стр. |
В + З = 1/3 Vсочинения | | 6 – 8 стр. (3 – 4 листа) |
Как известно, едва ли не самое трудное — это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению:
1. Историческое введение, («жизнь в те еще годы»): это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально – экономических, нравственных, политических, культурных сторон.
Например: тема «Социально-философская проблематика спора «отцов и детей» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
2. Аналитическое введение. Анализ центрального понятия темы сочинения.
Например: «Народность поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
(размышление о том, что такое народность), «Милосердие и жестокость на страницах произведения советских писателей» (размышление о том, что есть милосердие и жестокость).
3. Биографическое введение. Факты биографии жизни писателя, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.
Например: «Любовь и дружба в лирике А.С.Пушкина» (вспомнить о «лицейском братстве», о женщинах – идеалах). «Мое восприятие лирического произведения» (см. план – анализ).
4. Сравнительное введение. Необходимо вспомнить предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения.
Например: «Тема Родины в лирике ...»
«Тема назначения поэта в поэзии...»
«Нравственные искания героев романа...»
«Тема «маленького человека»…»
«Тема «лишнего человека»...»
5. Характеристика произведения. Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, то начать лучше с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости.
Например:
«Образы Чацкого и Молчалина в комедии Л.С.Грибоедова «Горе от ума»,
«Образы Онегина и Ленского в романе Л.С. Пушкина «Евгений Онегин»,
«Образы Обломова и Штольца в романе И. Гончарова «Обломов».
6. «Лиричность» введения». Увязать тему сочинения с личным жизненным или духовным опытом.
«Ах, как я люблю (ф. и. поэта или писателя)»
Далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество.
7. Перекличка с современностью. «В наше время, когда ... особенно большую роль играет»
Например: | темы | о нравственности об экологии о патриотизме о гуманизме |  | современная литература |
Основные правила написания заключения
Обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения.
Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора.
Выводы связываются с развитием современной литературы.
Если тема общая, то целесообразно закончить повторением теоретического понятия, подтверждая своими выводами.
Типы сочинений по темам
№ пп | Тип сочинения | Пример темы | Что требуется | О чем писать |
1. | Анализ целого литературного произведения. | 1. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. 2.«Мертвые души» – гениальная сатира на крепостную Русь. | Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость в русской литературе. | Использовать понятия: тема, идея, сюжет, замысел, традиции, новаторство. Избегать: простого пересказа произведения. |
2 | Анализ литературного героя. | 1. В чем трагедия Печорина? 2. Трагизм образа Базарова. | Раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения (черты характера, анализ поступков, внутренние моно логи и споры с другими героями и т.д.) | Использовать понятия: литературный тип, типичный характер, портрет, речевая характеристика. |
3. | Анализ художественной формы. | 1. Мастерство Н.В.Гоголя - сатирика в «Ревизоре». 2. Мастерство А.С.Грибоедова в обрисовке характеров и развитие действия в комедии «Горе от ума». | Провести литературный анализ художественных средств. | Использовать понятия: роды и жанры литературы, художественный метод, стиль, композиция, сюжет, портрет, пейзаж, язык. |
4. | Анализ образа автора. | 1 .Образ автора в романе «Евгений Онегин. 2. Образ автора в поэме «Мертвые души». 3.Автор и его герой в романе «Отцы и дети». | Раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и к человеку. | Использовать понятие: образ автора. |
5. | Анализ лирического героя (в поэзии). | 1. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». 2. Бунтующая личность в поэзии М.Ю.Лермонтова. 3. «Я лиру посвятил народу своему». | На основании образа лирическогогероя дать целостное представление о творчестве поэта. | Разобрать существо понятия «лирический герой» (чувства, мысли, настроения, переживания героя как отражение мировоззрения самого поэта). |
По количеству предметов и способу рассуждения |
6. | Простая. | 1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин». 2. Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов». | Свободное всестороннее описание образа: внешность, характер, увлечения, оценка героями, самооценка, типичность или особенность, место в произведении (для чего нужен). | Посмотреть на предмет с разных точек зрения. |
7. | Проблемная. | 1. «Татьяна, русская душой…» (А.С.Пушкин). | Углубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме («русская душой). | Необходимо понять существо проблемы, поставленной в заголовке. |
8. | Сопоставитель-ная | 1.Татьяна и Ольга в романе «Евгений Онегин». 2. Чацкий и Молчалин. 3.Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. 4. Обломов и Штольц. 5. Тема Родины в лирике А.Блока и С.Есенина. | Сопоставительный анализ образов (произведений, авторов, проблем и пр.), определение их сходства и различия. | Выделить признаки, по которым ведется сопоставление (сходство и различия), сделать выводы. |
9. | Обобщающая | 1. «Лишние люди в изображении классиков первой половины XIX в. 2. Образы «новых людей» в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?». 3. Галерея помещиков в поэме «Мертвые души». | Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах (упор на общие качества, что объединяет в целое). | Вести сопоставление, сделать вывод. |
10. | Проблемно – обобщающая | 1. Проблема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. 2. Природа и человек в современной литературе. 3. Нравственные проблемы рассказов В.Шукшина. 4.Идейно-философская проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. | Обобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной темы – проблемы (начало – выступление: общее рассуждение о проблеме и её значимости и приемственности в литературе). | Раскрыть существо проблемы и вести сопоставление не менее чем на 2-х произведениях, если нет оговорки в теме «на примере одного произведения». |