СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Как привить любовь к чтению»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание.Анкеты для родителей и учащихся. Совети и рекомендации родителям.

Просмотр содержимого документа
««Как привить любовь к чтению»»

Родительское собрание в 3-м классе на тему:

«Как привить любовь к чтению»

Цели:

1. Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников.
2. Познакомить родителей с требованиями программы по чтению.
3. Поделиться опытом семейного воспитания по данной проблеме.
4. Дать рекомендации родителям плохо читающих детей.

 План проведения собрания.

I. Вступительное слово учителя.

II. Основная часть собрания.

1.Знакомство с результатами развития читательских умений учащихся класса.

2.Анализ учебных достижений. Знакомство с нормами техники чтения

3. Ознакомление родителей с состоянием читательского интереса.

4.Точка зрения современных психологов.

5. Разговор о технике чтения.

6.Рекомендации по развитию техники чтения.

7. Обсуждение организационных вопросов

8.Советы родителям.

III. Осмысление итогов собрания.

IV. Заключительное слово учителя.

Подготовка к собранию

1.Анкетирование среди родителей и учащихся. 

2.Проверка техники чтения в классе.

3. Памятка для родителей:

«Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса»

4. Памятки для детей:

«Правила чтения для учащихся»

«Как готовить домашнее задание по чтению»



 На экране проектора:

1.Тема собрания.

2.Пословицы: «Чтение – вот лучшее учение». «Испокон века книга растит человека».
«Кто много читает, тот много и знает».

3. «Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы» (К. Д. Ушинский)

Ход собрания

I. Вступительное слово учителя.

«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил К. Д. Ушинский. Я полностью согласна с этим великим педагогом. Наша главная задача – формирование читателя, школьника способного к творческой деятельности, с развитыми читательскими и речевыми умениями. Наши уроки – это уроки развития и формирования правильного, беглого, выразительного чтения, формирование независимости мышления, собственного мнения и отношения к прочитанному. Но, ряд родителей проявляют беспокойство по поводу того, что дети, умея читать, делать этого не хотят. Что делать в этом случае? Как увлечь ребенка книгой? Как помочь ему стать полноценным читателем? Давайте побеседуем об этих проблемах.

II. Основная часть собрания

  1. Знакомство с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Сколько времени должен читать ребенок, как увлечь чтением, что нужно делать родителям, чтобы ребенок хотел читать, как привить любовь к чтению? Вот на эти вопросы мы сегодня с вами и постараемся ответить.

Наверное, нет родителей, которые не хотели бы их дети быстро и выразительно читали, имели  интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети часто увлекаются компьютером и телевизором, мало читают, теряют интерес к чтению. Как следствие, замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Чтобы книга стала ребенку другом, родители должны придерживаться двух правил: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во - вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.

2.Анализ учебных достижений. Знакомство с нормами техники чтения.

Итоги проверки входной техники чтения (сентябрь).

3. Ознакомление родителей с состоянием читательского интереса.

Анализ анкеты учащихся

1.Любишь ли ты читать?           

Да – 23; нет - 2.

2. Что ты больше любишь?       

Читать самостоятельно - 20; слушать чтение - 5.

3.Какие книги читаешь? 

Сказки - 16; стихи - 12; рассказы - 19; книги о природе - 15; фантастику - 22.

4.Как часто? 

Каждый день - 16; 2-3 раза.в неделю - 3; 1 раз в неделю - 3; только на каникулах - 2; не читаю совсем - 1.

5.Родители: хвалят - 23; ругают - 2.

6.Читают ли родители книги вслух? 

Да - 18; нет - 8.

7.Кто тебя заставляет читать? 

Никто - 15; учитель - 3; родители - 7.

8.Где берёшь книги?

 Покупают родители - 11; в библиотеке - 10; меняюсь с друзьями - 4.

9.Можешь назвать книгу, которую недавно прочитал?

Да -12; нет - 13.

Анализ анкеты родителей

1. Любит  ли ваш ребенок  читать?

 а) читает охотно - 10;  б) не очень - 14;  в) не любит – 1.

2. Что чаще всего предпочитает  ваш ребенок?

а) читать сам -10; б) слушать чтение взрослых -14; в) по-разному – 1.

3. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

а) хвалите - 20; б) ругаете - 2; в) как получится, слушаю, поправляю – 3.

4. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

а) да – 18; б) нет – 7.

5. сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

а) да – 21; б) нет – 4.

6. Пересказывает ли вам ребенок прочитанную книгу?

а) да - 10; б) иногда - 11; в) нет - 3; г) по вопросам – 1.

7. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанную книгу?

а) очень часто - 10; б) иногда - 13; в) очень редко – 2.

8. Обращается ли ваш ребенок с вопросами познавательного характера?

а) очень часто - 19; б) иногда - 6; в) очень редко.



4.Точка зрения современных психологов.

Попробуем разобраться в причинах неприятия  книги с точки зрения современных психологов.

Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная.

Ситуация: Немолодая мама интеллигентного вида жалуется на то, что ее одиннадцатилетний Алеша не любит читать: «За книгу не усадишь! Только если выпороть пообещаю, пару страниц прочитает кое-как», – говорит она. А на вопрос о том, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает: «Ну, мне-то когда читать? Я на двух работах, стирка, обед надо приготовить, уроки у него проверить...»

При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть, хоть и с любовным романом в руках, ее сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. «По-моему, твой одноклассник повел себя недостойно, как какой-нибудь Мальчиш-Плохиш». Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению. Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.

К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки? Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой, – самыми счастливыми часами детства. Но родители не должны пропустить тот момент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход происходит в возрасте 7–8 лет, а если он затянулся, то и 15-летнему мама читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать гораздо легче, чем читать самому. Приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены. А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Винни-Пухи с Бармалеями, ни хоббиты с мумми-троллями. Значит, причину надо искать глубже – в нейропсихологии. Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между б и д, например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения становится просто невозможным, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Если механическое складывание слогов как-то освоено таким бедолагой, то понять суть прочитанного он все равно не может.

Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается или в нем появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть образ либо отсутствует совсем, либо искажается. Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в лошадку – значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, на месте Ассоли, ждущей своего капитана Грея, на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Как помочь ребенку, который и хотел бы, да не может читать нормально в силу нейропсихологических причин, вам ответит специалист-нейропсихолог, если вы не поленитесь сходить к нему на консультацию. Но и в этом случае без книги вам не обойтись. Чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга, тем больше у вас шансов на успех.

5. Разговор о технике чтения

Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение.

  1. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.

  2. Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено.

  3. Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться на "5" и "4" в старших классах, если 4 класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту.

  4. Ребенок, который не умеет быстро читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении заданий.

В начальной школе ученики осваивают чтение вслух и чтения молча (про себя).

Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным.

Чтение молча – это чтение «глазами» без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения молча.

Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению молча. Труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слух и зрение, мышление и память. Можно использовать разнообразные виды чтения: чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом и чтение молча.                                                            

За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8–10 слов в минуту.

Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 41. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 46. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 50.

Таким образом, для развития  беглости чтения у детей важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поэтому если вы хотите помочь освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

Применяйте маленькие хитрости: вы вернулись с работы, вам нужно заняться срочно какими-то домашними делами и вы просите своего ребенка почитать книгу. Так у ребёнка возникает ощущение, что он не просто упражняется в технике чтения, а делает что-то полезное. Конечно, тут желательно найти такую книжку, которая увлекла бы ребёнка.  Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Поддерживаете его уверенность в своих силах.


Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

  1. Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.

  2. Числительных быть не должно.

  3. Прилагательных должно быть мало.

  4. Короткие слова тоже нужно учитывать.

6.Рекомендации по развитию техники чтения

  1. Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1–2 абзаца. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

  2. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

  3. Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения.

  4. Если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.


Совет:

  1. Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.

  2. Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.

Совет:   

  Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20–30 минут, а потом делать перерыв.

Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5–7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице.
      Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60–80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30–40 см.

Как обсуждать с ребенком прочитанное?

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

7. Обсуждение организационных вопросов

  1. Показ образца читательского дневника.

  2. Ознакомление с правилами ведения читательского дневника.

Надо приучать детей делать записи о прочитанном. Они способствуют сознательному чтению, развивают критическое мышление и самостоятельность: что нравится и что не нравится, и почему? Это сложно и начинать надо с малого.

Для записей прочитанного надо вести читательс кий дневник: название книги, фамилия автора, год и место издания. Ученик отмечает основную идею про изведения и то, что ему понравилось или не понравилось. Записи ведутся свободно.

  1. Знакомство с памятками и их обсуждение.

«Правила чтения для учащихся» (распечатать для каждого ученика)

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.



«Как готовить домашнее задание по чтению» (распечатать для каждого ученика)

1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.
2. Посмотри, кто автор произведения.
3. Внимательно прочитай весь текст.
4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
8. Составь план пересказа текста.
9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

«Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса» (раздать каждому родителю)

  1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

  2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  3. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

  4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

  5. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

  6. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

  7. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

  8. Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  10. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

  11. Воспитывайте бережное отношение к книге.

  12. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

8.Советы родителям:

- Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.

- Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.

- Рассказывайте детям сказки.

- Устраивать семейные чтения. Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

- Не спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.

- Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

- Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.

- Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.

- Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.

- Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

III. Осмысление итогов собрания

1. Родители делятся своим опытом, как привить детям любовь к чтению.
2. Мнение родителей о пользе собрания.


IV. Решение собрания.

1.Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.

2.В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.

3. По возможности покупать книги, привлекая к выбору новой книги ребёнка. Выписать детские журналы, приучать детей рассматривать и читать их.

4.Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного.

5.Объявить конкурс на «Лучший читательский дневник» и подвести итоги в конце учебного года

6. Держать связь с библиотекой.

V. Заключительное слово.

Свое выступление мне хотелось бы закончить  словами В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда!». Наверное, всем нам хочется, чтобы наши дети были по-настоящему счастливыми. Поэтому я предложила вашему вниманию рекомендации, советы, пожелания, которые помогут вам сделать процесс чтения интересным и увлекательным занятием. Самое главное, захотеть следовать этим советам ежедневно, не отмахиваясь от своих детей, не прикрываясь своей занятостью. Помогите своим детям стать настоящими читателями.



Список используемой литературы

Захаров С.Н. Детские праздники. – Владимир, 1994.
Никитин Ю.С. Спутник досуга. – М., 1989.
Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. – М., 1993.
Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. – 1996.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М.: Вако, 2004.
Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа – Первое Сентября.