Горланова С.А.
Как проверить орфограммы в высказывании
Тип урока: Урок постановки и решения частной задачи.
Основные цели:
систематизация орфографического материала;
отработка умения вести учебный диалог.
Задачи:
уточнение понятия «орфограмма»,
классификация орфограмм.
Форма: коллективно – распределительная деятельность.
Ход урока
Ситуация успеха.
На доске запись:
Под к_рнями дер_ва лисья н_ра. По елов_й ветк_ прыг_т бел_ч(?)ка. От елк_ к елк_ лета_т сойка. Она игра_т с п_прошайк_й – синиц_й.
У. Кто может сформулировать задачу?
Д. Проверить орфограммы и записать высказывания.
Дети записывают высказывания в тетрадях. Тот, кто выполнил работу раньше других, заполняет пропуски на доске. Ему задают вопросы.
Создание ситуации интеллектуального конфликта.
У. Молодцы. Хотите еще попробовать? Заодно поможем нашим друзьям – Сам Самычу, Пете, Маше и их коту. По-моему, они совсем запутались.
Анимация диалог персонажей - 541 (N 107314)
Постановка частной задачи.
У. С какой проблемой мы столкнулись?
Д. Как выбрать правильный способ проверки орфограмм. Какие бывают орфограммы.
У. Зафиксируем нашу проблему:
Орфограмма
? ?
4. Анализ условий.
У. Что же такое орфограмма?
Дети предлагают разные формулировки.
Конструктор определения понятия орфограммы - 542 (N 107315)
У. Давайте попробуем выделить все орфограммы в нашем высказывании.
На доске:
Шёл ёжик Филька за мамой ежихой по тропинке, глядел на звездочки и улыбался.
Тот, кто выполнил работу раньше других, заполняет пропуски на доске. Ему задают вопросы.
У. Проверим правильность выполнения задания. Поможет нам Петин папа.
Анимация диалог персонажей - 550 (N 107323)
У. Почему в слове шел две орфограммы?
Д. Первая – гласная фонема о в сильной позиции после шипящего обозначена буквой ё. Вторая – большая буква в начале высказывания. Она с обозначением фонемы не связана.
У. А еще есть орфограммы в высказывании, связанные с обозначением фонем?
Д: Запятая, точка – знаки препинания. Филька с большой буквы.
У: А орфограммы, не связанные с обозначением фонем?
Д: Много. Ежик – и в суффиксе – ик- (беглая гласная). Жи с и по сильной позиции.
За с а и раздельное написание существительных с предлогами.
Мамой о в окончании слова – проверка стеной.
Ежихой – целых три орфограммы: в корне еж; жи с и по сильной позиции; в окончании о – проверка стеной.
По с о и раздельное написание существительных с предлогами.
Тропинке – в корне о, проверка тропы; в окончании е, проверка – по стене.
Глядел – в корне я, проверка родственником взгляд.
На с а и раздельное написание существительных с предлогами.
Звездочки – о в суффиксе – очк -, проверка цепочка; чк без мягкого знака; и в окончании, проверка – на столы.
В - раздельное написание существительных с предлогами.
Небе – в окончании е, проверка – в столе.
И – раздельное написание помощника.
Улыбался – ы в корне, проверка – улыбка; я в постфиксе -ся - у действий.
У: На какие группы можно разделить орфограммы? Зафиксируйте в модели:
Орфограмма
связ. с об, ф. не связ. с об, ф.
А Б - пробел
- перенос
- знаки препинания
- большая буква
На доске:
Через всю Сибирь с юга на север несет свои воды красавец Енисей. В устье могучей реки расположился полярный порт Дункан.
У: Какое задание?
Д: Потренироваться в парах.
Дети записывают высказывания в тетрадях. Тот, кто выполнил работу раньше других, заполняет пропуски на доске. Ему задают вопросы.
ЦОР(object_12? swf).
5. Итоговая рефлексия.
У: Что мы делали сегодня?
Д: Уточнили понятие «орфограмма». Разобрались в том, какие бывают орфограммы.
У: Для чего?
Д: Чтобы правильно подбирать проверочные слова.
У: Дома тренируемся на упражнении 291.