Как провести тренировку по эвакуации при пожаре
План эвакуации при пожаре отрабатывают на практике в тех образовательных организациях, в которых находятся больше 50 человек. В тренировках участвуют дети, педагоги и другие сотрудники, которые работают в зданиях и сооружениях организации.
Внимание
если образовательная организация не проводит тренировки по эвакуации при пожаре, то органы Госпожнадзора могут привлечь к ответственности.
Проверяющие оштрафуют:
должностных лиц – на сумму от 6000 до 15 000 руб.;
образовательную организацию – на сумму от 150 000 до 200 000 руб.
Такую ответственность предусматривает часть 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как часто проводят
Тренировки проводят:
не реже одного раза в полугодие – в школах и детских садах;
ежеквартально – в образовательных организациях с круглосуточным пребыванием детей.
Такие правила предусматривает пункт 12 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, письмо Минобрнауки России от 5 декабря 2012 г. № МК-1847/12.
Законодательство РФ не устанавливает требований к подготовке и проведению тренировки по эвакуации при пожаре. В помощь руководителю образовательной организации МЧС России утвердило 30 июня 2014 г. Методические рекомендации.
Какие виды бывают
Противопожарные тренировки бывают:
Объектовую тренировку проведите в целом по образовательной организации. Такая тренировка позволяет отработать действия участников как образовательной организации, так и ее структурных подразделений.
Как правило, объектовую тренировку возглавляет руководитель образовательной организации или ответственный за пожарную безопасность.
Тренировку структурного подразделения (если оно есть) проведите, чтобы определить возможные действия детей и работников, если нарушится работа только данного подразделения.
Совместные тренировки организуйте, чтобы проработать взаимодействие участников образовательной организации и работников подразделений противопожарной службы.
К совместным тренировкам привлекайте добровольные дружины юных пожарных (п. 8 порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 3 сентября 2015 г. № 971).
Индивидуальные тренировки проведите:
для принятого нового работника после того, как он пройдет инструктаж на рабочем месте;
для работника, который по какой-либо причине не участвовал в плановой тренировке, например был в отпуске или болел.
Как подготовиться3
Чтобы провести тренировку по эвакуации:3
проведите обучение;
подготовьте документы;
проверьте системы защиты;
выделите посредников;
создайте обстановку условного пожара.
Первый этап: проводим обучение
Чтобы довести до участников тренировки информацию о требованиях пожарной безопасности, обучите их мерам пожарной безопасности (ст. 25 Закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, п. 3 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).
Для работников организуйте противопожарный инструктаж.
Учащихся и воспитанников старшего дошкольного возраста мерам пожарной безопасности обучайте в рамках плана внеурочной деятельности или курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Совет
проведите с участниками дополнительные инструктажи незадолго до начала тренировок.
На них расскажите:
о порядке проведения тренировки;
об объеме и последовательности выполнения учебных действий;
о мерах безопасности и т. д.
Это освежит знания участников, и практическая отработка плана эвакуации окажется более успешной.
Второй этап: готовим документы
Подготовьте:
график тренировок;
приказ о тренировке по эвакуации;
план тренировки по эвакуации;
календарный план тренировки.
График тренировок разрабатывает и утверждает руководитель образовательной организации. Составляйте график на год. Нормативных требований к такому документу нет, поэтому утвердите форму графика тренировок самостоятельно. В ней укажите:
Практические тренировки планируйте в начале учебного года. При совместных тренировках согласуйте график тренировок со службами, которые привлекаете к тренировкам.
Издайте приказ о тренировке по эвакуации, чтобы отработать действия при пожаре. Составьте приказ по образцу, который приводит МЧС России в пункте 4 Методических рекомендаций, утвержденных 30 июня 2014 г. В приказе отразите:
цель тренировки;
дату проведения;
время тренировки.
Кроме того, приказом назначьте:
руководителя тренировки (им может быть, например, специалист по охране труда);
начальника штаба тренировки. Им может быть как руководить образовательной организации, так и его заместитель.
Приказ о проведении тренировки издайте за месяц до начала тренировки. Ознакомьте с приказом ответственных исполнителей и участников совместных тренировок.
На основании приказа о проведении тренировки составьте план ее проведения. Такой документ разрабатывает начальник штаба тренировки, а утверждает руководитель образовательной организации. Составьте план в соответствии с образцом, который рекомендует МЧС России в пункте 4 Методических рекомендаций, утвержденных 30 июня 2014 г. В плане укажите:
К плану приложите схему объекта. На ней отразите данные о тактическом замысле учения:
где произошел пожар;
через какое время произойдет задымление;
какая площадь возгорания и т. п.
Кроме того, отрабатывайте разные сценарии пожара. Для этого предусмотрите ситуации:
когда из здания при пожаре можно выйти;
когда эвакуация через выход невозможна.
Планируйте несколько вариантов местонахождения очага пожара и блокировки пожаром путей эвакуации.
Если проводите совместную тренировку, согласуйте план и тактический замысел со службами, которые привлекаете к тренировке.
Календарный план разрабатывает начальник штаба тренировки. Составьте план в соответствии с проектом, который приводит МЧС России в пункте 4 Методических рекомендаций, утвержденных 30 июня 2014 г. В плане отразите:
задачи штабу, персоналу, посредникам и участникам;
место проведения;
почасовой распорядок мероприятий;
ответственных исполнителей;
этапы подготовки и проведения тренировки.
Календарный план тренировки разработайте для каждого здания, корпуса и подразделения отдельно (при наличии).
Третий этап: проверяем системы защиты
Перед тем как провести учения по эвакуации, ответственный работник образовательной организации проводит проверку систем противопожарной защиты. К таким системам относят:
автоматические средства противопожарной защиты;
первичные средства пожаротушения;
эвакуационные пути и выходы.
Совет
совместите проверку по подготовке к тренировке с плановой проверкой работоспособности систем противопожарной защиты.
Такой подход сэкономит время и денежные средства.
Четвертый этап: выделяем посредников
Посредники – это помощники руководителя тренировки.
Выделите посредников, чтобы исполнить тактический замысел и проконтролировать требования техники безопасности.
Назначайте посредников из числа инженерно-технических работников или членов добровольной пожарной дружины. При совместных тренировках подразделение противопожарной службы из своего состава выделяет дополнительных посредников. Общее количество посредников определяет руководитель тренировки.
Проведите с посредниками совещание, на котором:
ознакомьте с объектом тренировки;
определите участок их работы;
ознакомьте с обязанностями;
дайте указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре.
На тренировке посредники:
объявляют вводные для участников тренировки;
ведут записи о действиях участников и о выполнении вводных;
предупреждают ошибочные действия участников, которые могут привести к несчастному случаю или аварии.
Пятый этап: создаем обстановку условного пожара
Для тренировки выдайте ответственным лицам отличительные знаки и обозначьте обстановку условного пожара.
Лиц, которые проводят тренировку, обеспечьте приметной повязкой:
Условный пожар оборудуйте так, чтобы посредники могли менять обстановку в соответствии с тактическим замыслом. Имитируйте флажками:
очаг пожара – красными;
зону задымления – синими;
зону токсичных газов и выделения вредных паров – желтыми.
Для наглядной имитации пожара используйте технические средства: дымовые шашки, фонари и т. д. При этом учтите, что запрещено применять средства, которые могут вызвать пожар или нанести ущерб помещениям и оборудованию.
Как провести1
Тренировку проведите в четыре этапа:
Первый этап: подаем сигнал
Вначале практической отработки эвакуации подайте сигнал системы оповещения во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей.1
Звуковой сигнал оповещения должен отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения, например о начале или окончании урока.
Второй этап: эвакуируем людей
Когда работники услышат сигнал оповещения, они действуют в последовательности, которую устанавливает инструкция о действиях работников при эвакуации в случае пожара.
В ходе практической тренировки руководитель тренировки контролирует:
точность проведения эвакуации;
промежуток времени эвакуации людей из здания.
Проанализируйте эти данные, когда подводите итоги тренировки.
Третий этап: уточняем список эвакуированных
Сверьте количество эвакуированных со списком участников тренировки. В этом помогут:
доклад работников о результатах эвакуации;
обход посредниками помещений здания, который покажет, всех ли эвакуировали.
Четвертый этап: тушим условный пожар
Проведите практическое занятие по тушению условного пожара, чтобы отработать навыки применения первичных средств пожаротушения. Для этого оборудуйте модельный очаг пожара:
выложите деревянный штабель;
поместите штабель на металлический поддон;
конструкцию разместите на бетонную опору;
залейте в поддон воду, а затем бензин;
подожгите бензин;
уберите поддон через две минуты горения бензина.
К тушению условного пожара приступите после того, как пламя охватит штабель.
Параметры модельного очага и количество горючей жидкости определяйте в соответствии с таблицами В.1 и В.2 ГОСТ 51057-2001.
Модельный очаг пожара устанавливайте не ближе 5 метров от сгораемых материалов, конструкций и зданий. Испытания проводите, если скорость ветра не более 5 м/с и отсутствуют осадки.
Как подвести итоги1
Чтобы подвести итоги тренировки:
проанализируйте практические учения;
подготовьте документы по итогам тренировки.
Первый этап: анализируем практические учения
Анализ качества тренировки по эвакуации позволяет:1
оценить подготовку детей и работников;
спланировать мероприятия, которые снизят пожарную опасность в образовательной организации.
Проанализируйте учения сразу после окончания тренировки совместно со всеми участниками тренировки.
Итоги учений подводит руководитель тренировки совместно с посредниками.
Руководитель тренировки докладывает:
о сложившейся обстановке;
о принятых им решениях по ликвидации пожара;
о мерах по предотвращению аварии;
о действиях участников тренировки.
Посредники проводят разбор тренировки и оценивают действия:
руководителя тренировки;
участников тренировки.
В заключение анализа руководитель тренировки подводит итоги и дает общую и индивидуальные оценки всем ее участникам:
хорошо;
удовлетворительно;
неудовлетворительно.
Тренировку считайте успешной, если время эвакуации из здания не превысило нормативных значений, которые установлены в пунктах 1 и 4 таблицы П5.1 приложения № 5 к методике, утвержденной приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382.
Класс функциональной пожарной опасности зданий | Значение времени эвакуации людей, мин. |
Здания, оборудованные системой оповещения и управления эвакуацией людей | Здания, не оборудованные системой оповещения и управления эвакуацией людей |
I–II типа | III–V типа |
Здания: – дошкольных образовательных организаций; – организаций с круглосуточным пребыванием детей | 6,0 | 4,0 | 9,0 |
Здания образовательных организаций | 3,0 | 1,5 | 6,0 |
Решение о повторной отработке плана эвакуации принимайте, если на тренировке:
не достигли поставленных целей;
ответственные не решили поставленные им задачи.
При этом повторную тренировку не засчитывайте как плановую.
Второй этап: составляем документы
Чтобы подвести итоги тренировки, оформите:
отчет об итогах тренировки;
приказ об итогах тренировки;
запись в журнал учета.
Отчет об итогах тренировки эвакуации составьте в виде акта или справки. Такой документ разрабатывает начальник штаба тренировки. Составляйте его по образцу, который рекомендует МЧС России в пункте 4 Методических рекомендаций, утвержденных 30 июня 2014 г. В отчете укажите:
содержание этапов тренировки:
описание и время действий, которые выполняли участники;
краткие итоги.
Итог проведенной работы руководитель образовательной организации фиксирует в приказе. Составьте его по образцу, который приводит МЧС России в пункте 4 Методических рекомендаций, утвержденных 30 июня 2014 г. В приказе оцените тренировку по эвакуации и отразите:
Результаты тренировок зафиксируйте в журнале учета тренировок по эвакуации. Нормативных требований к такому журналу нет, поэтому утвердите форму журнала самостоятельно. Предусмотрите в ней: