СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как провести тренировку по эвакуации при пожаре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации руководителям и педагогпм дошкольного образования о проведении тренировки по эвакуации при пожаре.

Просмотр содержимого документа
«Как провести тренировку по эвакуации при пожаре»

Как провести тренировку по эвакуации при пожаре

План эвакуации при пожаре отрабатывают на практике в тех образовательных организациях, в которых находятся больше 50 человек. В тренировках участвуют дети, педагоги и другие сотрудники, которые работают в зданиях и сооружениях организации.

Внимание

если образовательная организация не проводит тренировки по эвакуации при пожаре, то органы Госпожнадзора могут привлечь к ответственности.

Проверяющие оштрафуют:

  • должностных лиц – на сумму от 6000 до 15 000 руб.;

  • образовательную организацию – на сумму от 150 000 до 200 000 руб.

Такую ответственность предусматривает часть 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как часто проводят

Тренировки проводят:

  • не реже одного раза в полугодие – в школах и детских садах;

  • ежеквартально – в образовательных организациях с круглосуточным пребыванием детей.

Такие правила предусматривает пункт 12 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, письмо Минобрнауки России от 5 декабря 2012 г. № МК-1847/12.

Законодательство РФ не устанавливает требований к подготовке и проведению тренировки по эвакуации при пожаре. В помощь руководителю образовательной организации МЧС России утвердило 30 июня 2014 г. Методические рекомендации.

Какие виды бывают

Противопожарные тренировки бывают:

  • объектовые;

  • тренировки структурных подразделений;

  • совместные;

  • индивидуальные.

Объектовую тренировку проведите в целом по образовательной организации. Такая тренировка позволяет отработать действия участников как образовательной организации, так и ее структурных подразделений.

Как правило, объектовую тренировку возглавляет руководитель образовательной организации или ответственный за пожарную безопасность.

Тренировку структурного подразделения (если оно есть) проведите, чтобы определить возможные действия детей и работников, если нарушится работа только данного подразделения.

Совместные тренировки организуйте, чтобы проработать взаимодействие участников образовательной организации и работников подразделений противопожарной службы.

К совместным тренировкам привлекайте добровольные дружины юных пожарных (п. 8 порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 3 сентября 2015 г. № 971).

Индивидуальные тренировки проведите:

  • для принятого нового работника после того, как он пройдет инструктаж на рабочем месте;

  • для работника, который по какой-либо причине не участвовал в плановой тренировке, например был в отпуске или болел.

Как подготовиться3

Чтобы провести тренировку по эвакуации:3

  • проведите обучение;

  • подготовьте документы;

  • проверьте системы защиты;

  • выделите посредников;

  • создайте обстановку условного пожара.

Первый этап: проводим обучение

Чтобы довести до участников тренировки информацию о требованиях пожарной безопасности, обучите их мерам пожарной безопасности (ст. 25 Закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, п. 3 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

Для работников организуйте противопожарный инструктаж.

Учащихся и воспитанников старшего дошкольного возраста мерам пожарной безопасности обучайте в рамках плана внеурочной деятельности или курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Совет

проведите с участниками дополнительные инструктажи незадолго до начала тренировок.

На них расскажите:

  • о порядке проведения тренировки;

  • об объеме и последовательности выполнения учебных действий;

  • о мерах безопасности и т. д.

Это освежит знания участников, и практическая отработка плана эвакуации окажется более успешной.

Второй этап: готовим документы

Подготовьте:

  • график тренировок;

  • приказ о тренировке по эвакуации;

  • план тренировки по эвакуации;

  • календарный план тренировки.

График тренировок разрабатывает и утверждает руководитель образовательной организации. Составляйте график на год. Нормативных требований к такому документу нет, поэтому утвердите форму графика тренировок самостоятельно. В ней укажите:

  • месяц проведения тренировки;

  • вид тренировки;

  • категорию участников.

Практические тренировки планируйте в начале учебного года. При совместных тренировках согласуйте график тренировок со службами, которые привлекаете к тренировкам.

Издайте приказ о тренировке по эвакуации, чтобы отработать действия при пожаре. Составьте приказ по образцу, который приводит МЧС России в пункте 4 Методических рекомендаций, утвержденных 30 июня 2014 г. В приказе отразите:

  • цель тренировки;

  • дату проведения;

  • время тренировки.

Кроме того, приказом назначьте:

  • руководителя тренировки (им может быть, например, специалист по охране труда);

  • начальника штаба тренировки. Им может быть как руководить образовательной организации, так и его заместитель.

Приказ о проведении тренировки издайте за месяц до начала тренировки. Ознакомьте с приказом ответственных исполнителей и участников совместных тренировок.

На основании приказа о проведении тренировки составьте план ее проведения. Такой документ разрабатывает начальник штаба тренировки, а утверждает руководитель образовательной организации. Составьте план в соответствии с образцом, который рекомендует МЧС России в пункте 4 Методических рекомендаций, утвержденных 30 июня 2014 г. В плане укажите:

  • тему тренировки;

  • цели;

  • состав участников;

  • план подготовки и проведения тренировки.

К плану приложите схему объекта. На ней отразите данные о тактическом замысле учения:

  • где произошел пожар;

  • через какое время произойдет задымление;

  • какая площадь возгорания и т. п.

Кроме того, отрабатывайте разные сценарии пожара. Для этого предусмотрите ситуации:

  • когда из здания при пожаре можно выйти;

  • когда эвакуация через выход невозможна.

Планируйте несколько вариантов местонахождения очага пожара и блокировки пожаром путей эвакуации.

Если проводите совместную тренировку, согласуйте план и тактический замысел со службами, которые привлекаете к тренировке.

Календарный план разрабатывает начальник штаба тренировки. Составьте план в соответствии с проектом, который приводит МЧС России в пункте 4 Методических рекомендаций, утвержденных 30 июня 2014 г. В плане отразите:

  • задачи штабу, персоналу, посредникам и участникам;

  • место проведения;

  • почасовой распорядок мероприятий;

  • ответственных исполнителей;

  • этапы подготовки и проведения тренировки.

Календарный план тренировки разработайте для каждого здания, корпуса и подразделения отдельно (при наличии).

Третий этап: проверяем системы защиты

Перед тем как провести учения по эвакуации, ответственный работник образовательной организации проводит проверку систем противопожарной защиты. К таким системам относят:

  • автоматические средства противопожарной защиты;

  • первичные средства пожаротушения;

  • эвакуационные пути и выходы.

Совет

совместите проверку по подготовке к тренировке с плановой проверкой работоспособности систем противопожарной защиты.

Такой подход сэкономит время и денежные средства.

Четвертый этап: выделяем посредников

Посредники – это помощники руководителя тренировки.

Выделите посредников, чтобы исполнить тактический замысел и проконтролировать требования техники безопасности.

Назначайте посредников из числа инженерно-технических работников или членов добровольной пожарной дружины. При совместных тренировках подразделение противопожарной службы из своего состава выделяет дополнительных посредников. Общее количество посредников определяет руководитель тренировки.

Проведите с посредниками совещание, на котором:

  • ознакомьте с объектом тренировки;

  • определите участок их работы;

  • ознакомьте с обязанностями;

  • дайте указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре.

На тренировке посредники:

  • объявляют вводные для участников тренировки;

  • ведут записи о действиях участников и о выполнении вводных;

  • предупреждают ошибочные действия участников, которые могут привести к несчастному случаю или аварии.

Пятый этап: создаем обстановку условного пожара

Для тренировки выдайте ответственным лицам отличительные знаки и обозначьте обстановку условного пожара.

Лиц, которые проводят тренировку, обеспечьте приметной повязкой:

  • посредников – красной;

  • руководителя тренировки – желтой.

Условный пожар оборудуйте так, чтобы посредники могли менять обстановку в соответствии с тактическим замыслом. Имитируйте флажками:

  • очаг пожара – красными;

  • зону задымления – синими;

  • зону токсичных газов и выделения вредных паров – желтыми.

Для наглядной имитации пожара используйте технические средства: дымовые шашки, фонари и т. д. При этом учтите, что запрещено применять средства, которые могут вызвать пожар или нанести ущерб помещениям и оборудованию.

Как провести1

Тренировку проведите в четыре этапа:

  • подайте сигнал;

  • эвакуируйте людей;

  • уточните список эвакуированных;

  • потушите условный пожар.

Первый этап: подаем сигнал

Вначале практической отработки эвакуации подайте сигнал системы оповещения во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей.1

Звуковой сигнал оповещения должен отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения, например о начале или окончании урока.

Второй этап: эвакуируем людей

Когда работники услышат сигнал оповещения, они действуют в последовательности, которую устанавливает инструкция о действиях работников при эвакуации в случае пожара.

В ходе практической тренировки руководитель тренировки контролирует:

  • точность проведения эвакуации;

  • промежуток времени эвакуации людей из здания.

Проанализируйте эти данные, когда подводите итоги тренировки.

Третий этап: уточняем список эвакуированных

Сверьте количество эвакуированных со списком участников тренировки. В этом помогут:

  • доклад работников о результатах эвакуации;

  • обход посредниками помещений здания, который покажет, всех ли эвакуировали.

Четвертый этап: тушим условный пожар

Проведите практическое занятие по тушению условного пожара, чтобы отработать навыки применения первичных средств пожаротушения. Для этого оборудуйте модельный очаг пожара:

  • выложите деревянный штабель;

  • поместите штабель на металлический поддон;

  • конструкцию разместите на бетонную опору;

  • залейте в поддон воду, а затем бензин;

  • подожгите бензин;

  • уберите поддон через две минуты горения бензина.

К тушению условного пожара приступите после того, как пламя охватит штабель.

Параметры модельного очага и количество горючей жидкости определяйте в соответствии с таблицами В.1 и В.2 ГОСТ 51057-2001.

Модельный очаг пожара устанавливайте не ближе 5 метров от сгораемых материалов, конструкций и зданий. Испытания проводите, если скорость ветра не более 5 м/с и отсутствуют осадки.

Как подвести итоги1

Чтобы подвести итоги тренировки:

  • проанализируйте практические учения;

  • подготовьте документы по итогам тренировки.

Первый этап: анализируем практические учения

Анализ качества тренировки по эвакуации позволяет:1

  • оценить подготовку детей и работников;

  • спланировать мероприятия, которые снизят пожарную опасность в образовательной организации.

Проанализируйте учения сразу после окончания тренировки совместно со всеми участниками тренировки.

Итоги учений подводит руководитель тренировки совместно с посредниками.

Руководитель тренировки докладывает:

  • о сложившейся обстановке;

  • о принятых им решениях по ликвидации пожара;

  • о мерах по предотвращению аварии;

  • о действиях участников тренировки.

Посредники проводят разбор тренировки и оценивают действия:

  • руководителя тренировки;

  • участников тренировки.

В заключение анализа руководитель тренировки подводит итоги и дает общую и индивидуальные оценки всем ее участникам:

  • хорошо;

  • удовлетворительно;

  • неудовлетворительно.

Тренировку считайте успешной, если время эвакуации из здания не превысило нормативных значений, которые установлены в пунктах 1 и 4 таблицы П5.1 приложения № 5 к методике, утвержденной приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382.

Класс функциональной пожарной опасности зданий

Значение времени эвакуации людей, мин.

Здания, оборудованные системой оповещения и управления эвакуацией людей

Здания, не оборудованные

системой оповещения и управления эвакуацией людей

I–II типа

III–V типа

Здания:

– дошкольных образовательных организаций;

– организаций с круглосуточным пребыванием детей

6,0

4,0

9,0

Здания образовательных организаций

3,0

1,5

6,0

Решение о повторной отработке плана эвакуации принимайте, если на тренировке:

  • не достигли поставленных целей;

  • ответственные не решили поставленные им задачи.

При этом повторную тренировку не засчитывайте как плановую.

Второй этап: составляем документы

Чтобы подвести итоги тренировки, оформите:

  • отчет об итогах тренировки;

  • приказ об итогах тренировки;

  • запись в журнал учета.

Отчет об итогах тренировки эвакуации составьте в виде акта или справки. Такой документ разрабатывает начальник штаба тренировки. Составляйте его по образцу, который рекомендует МЧС России в пункте 4 Методических рекомендаций, утвержденных 30 июня 2014 г. В отчете укажите:

  • содержание этапов тренировки:

  • описание и время действий, которые выполняли участники;

  • краткие итоги.

Итог проведенной работы руководитель образовательной организации фиксирует в приказе. Составьте его по образцу, который приводит МЧС России в пункте 4 Методических рекомендаций, утвержденных 30 июня 2014 г. В приказе оцените тренировку по эвакуации и отразите:

  • поручения исправить недостатки;

  • меры поощрения;

  • меры взыскания.

Результаты тренировок зафиксируйте в журнале учета тренировок по эвакуации. Нормативных требований к такому журналу нет, поэтому утвердите форму журнала самостоятельно. Предусмотрите в ней:

  • дату проведения тренировки;

  • вид тренировки;

  • сведения об участниках;

  • замечания и предложения.