ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДЕЛА (РЕФЛЕКСИЯ)
Слово "рефлексия" имеет латинское происхождение от слова reflexio, что означает умение размышлять, проводить самонаблюдение и осмысление своей деятельности.
С точки зрения психологии становление личности школьника достаточно тесно связано с рефлексией: если ребенок не умеет этого делать, то он не играет роль субъекта образовательного процесса.
Именно поэтому целесообразно, чтобы начиналась рефлексия в начальной школе. Отсутствие этого этапа урока показывает, что занятие направлено только на деятельностный процесс, а не на развитие личности школьника.
«Смайлик».
Суть его заключается в том, что учитель в начале урока раздает ребятам изображение мордашки человека, но без черт лица. Задача детей нарисовать на лице те эмоции, которые характерны для них в настоящий момент времени. Не запрещается дополнить изображение другими предметами, например, пририсовать воздушные шарики или цветочки в руке. Для упрощения можно применять готовые смайлики, и дети только выбирают тот, который соответствует их настроению. Такой прием можно использовать и в конце занятия, чтобы оценить эмоциональное состояние ребят на этапе завершения работы.
Прием «Солнышко».
На доске изображается круг от солнца, а у ребят имеются лучи и облака. Подходя к солнышку, они должны прикрепить лучи, если урок им понравился, и закрыть его тучкой, если ничего полезного для себя они из него не извлекли.
Зачитывание эмоционального стихотворения, которое согласуется с темой урока, а затем спросить учащихся, что они чувствуют? Какое настроение навевают эти строки?
Интересная рефлексия в конце урока в виде «Лесенки успеха». Ребенок выбирает ту ступеньку, которая соответствует ему. На нижней у человечка руки опущены и это символизирует, что на уроке ничего не получилось. Средняя ступенька с человечком, у которого руки разведены в сторону, что говорит о наличии некоторых проблем в ходе занятия. Верхняя ступенька с человечком с поднятыми вверх руками. Это говорит о том, что все, что было запланировано, удалось сделать.
«Поезд». На доске висит изображение поезда с вагончиками, которые представляют этапы урока. Ребятам предлагается оценить каждый из них, опустив «веселое личико» или «грустное» в зависимости от того, понравилось ли им выполнять те задания, которые предлагал учитель.
«Цветочная поляна». На доске изображена поляна с разноцветными цветами, которые имеют названия видов деятельности. Учащиеся должны посадить бабочку на тот цветок, который им больше всего понравился.
На уроках чистописания в начальной школе можно проводить рефлексию под названием «Знаки». Ученики должны у себя в тетрадях - а можно и обменяться тетрадями со своими товарищами - выделить или подчеркнуть ту букву, которая написана красивее всего.
«ДЕРЕВО НАСТРОЕНИЙ»
На листе ватмана рисуется дерево – каждая веточка – это отдельный день. Вечером ребенок на сегодняшней веточке может нарисовать листочек одного из трех цветов. зеленый означает, что настроение у ребенка отличное, желтый – хорошее, красный – так себе. К концу смены у вас появится полная картина того, как она прошла для ваших детей.
«С НЕБА ЗВЕЗДОЧКА УПАЛА»
Детям говорится о том, что, когда падают звезды, можно загадывать желание и многие люди, вувидев падающую звезду, загадывают самое заветное желание и оно обязательно сбывается. Ребята пишут на своей звезде (вырезанной из картона), чего они ждут от этой смены. Вожатый собирает все звезды и вешает их на стену. В конце смены их снимают, читают пожелания и вместе обсуждают, что сбылось, а что нет
«ЧЕМОДАНЧИК В ДОРОГУ»
В волшебный чемоданчик можно положить что угодно и оно сохранится в неизменном виде. Каждый выбирает три вещи, которые он хотел бы унести с занятия: хорошее настроение, друга, стул, на котором он сидит.
«ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Сегодняшний день - это:
Мое настроение сегодня:
Я хотел бы, чтобы завтра:
Опираясь на высказывания детей, вожатый подводит итог дня.
- Попрощаемся как на Адаманских островах в Тихом океане.
Положите правую ладошку под ладошку соседа справа; а левую - на ладошку соседа слева. И с самыми добрыми и светлыми пожеланиями, с самой положительной энергией дуем на ладошку соседа справа.
“Конверт откровений”
Вожатый заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно-этический характер, типа:
что ты больше всего ценишь в людях?
какая твоя самая большая цель в жизни?
какие черты характера человека тебе особенно неприятны?
на кого из известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т.д.
"По одежке встречают …"
Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша задача — написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени.
Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:
Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?
Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?
Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?
Гороскоп
2-3 день смены.
Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д.
Уровень отряда -- низкий.
Ситуативный
(Электрический стул)
Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку).
Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.
Свеча - прожитый день.
Ребята садятся в круг и, передавая свечку друг другу, рассказывают по очереди, как прошел для них день и оценка его.
Свеча - желание.
Передавая свечку по кругу, к обычной оценке дня можно добавить свои пожелания на завтра. Можно начать словами: "Я бы хотела, чтобы завтра…"
Паутинка.
Все садятся в круг. Вожатый берет клубок ниток, наматывает нитку на свой палец и передает этот клубок любому ребенку из круга ("Я хотел бы передать этот клубок Кате, потому что…"). Далее второй участник наматывает свою ниточку на палец, и передает клубок следующему, объясняя свой выбор. И так далее, пока все не будут связаны одной ниточкой. Можно увидеть те связи, которые возникли между ребятами в отряде. Каждый может отрезать, намотанную на палец ниточку на память.
«Пять минут откровения»
Весь отряд в течение всего дня складывает в коробку в виде почтового ящика записки с вопросами, которые они хотели бы задать своим вожатым на итоговом «огоньке». На «огоньке» на эти вопросы отвечают вожатые.
«Записки»
Изготавливаются конверты и маленькие записочки. Количество конвертов равно количеству детей в отряде. На записках каждый ребёнок пишет пожелания, слова благодарности, впечатления от каждого человека из отряда. Эти записки вкладываются в конверты, которые творчески оформлены и подписаны. Затем эти конверты в творческой форме вручаются их владельцам. Но только на следующий день разрешается открыть конверты и прочитать записки.