СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как работать с агрессивными детьми: рекомендации для родителей и педагогов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, про­являющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

Просмотр содержимого документа
«Как работать с агрессивными детьми: рекомендации для родителей и педагогов»

Как работать с агрессивными детьми:

рекомендации для родителей и педагогов


Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, про­являющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стра­тегии:

  • полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);

  • выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);

  • переключение внимания, предложение какого-либо зада­ния («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

  • позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и не­опасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для при­влечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет

гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причи­нам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслу­шать и переключить его внимание на что-то другое.

  1. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После то­го как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявле­ния агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуж­дением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэф­фективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведе­ния в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

  • констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

  • констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

  • раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

  • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

  • апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка; ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но они против того, как он себя ведет.

  1. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодей­ствия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток де­монстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмуще­ние, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нор­мальность и естественность этих негативных переживаний, по­нять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нуж­но взаимодействовать с агрессивным человеком.

  1. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско- подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усили­вающими напряжение и агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

  • демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

  • крик, негодование;

  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещен­ные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

  • использование физической силы;

  • втягивание в конфликт посторонних людей;

  • непреклонное настаивание на своей правоте;

  • нотации, проповеди, «чтение морали»;

  • наказание или угрозы наказания;

  • обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всег­да, ...», «Ты никогда не...»;

  • сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

  • команды, жесткие требования, давление;

  • оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на ко­роткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само аг­рессивное поведение.

  1. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инци­дента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сде­лать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить нега­тивные последствия агрессивного поведения, его разрушитель­ность не только для окружающих, но прежде всего для самого маленького агрессора.

  1. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою

неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и не­гативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его аг­рессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  • публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с гла­зу на глаз показать истину;

  • не требовать полного подчинения, позволить подрост- ку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

  • предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ре­бенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

  1. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии»

у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить си­туацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрес­сивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реак­ции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конст­руктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

  • нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе че­ловек обидится, и общение прервется или превратится в кон­фликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собе­седника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

  • пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

  • внушение спокойствия невербальными средствами;

  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

  • использование юмора;

  • признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответ­ствие его невербальных реакций словам.


Литература:

Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа/авт.-сост. М.Ю. Михайлина. – Изд.3-е, испр. –Волгоград:Учитель.-116 с.



Педагог-психолог Е.В.Куликова




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!