Дата : 10 ноября 2016г.
Тема : Как раньше учились дети в Крыму
Цели : способствовать воспитанию интереса и уважения к людям разных национальностей, к их культуре и деятельности; формировать знания о том, как и где учились раньше дети в Крыму, об особенностях образования в различные исторические эпохи; воспитывать уважение к труду педагога; формирование коммуникативных способностей у детей ; воспитывать уважение к национальным культурам разных народов и гордость за неповторимость своей родной культуры; Способствовать воспитанию уважения и терпимости к людям независимо от их национальной принадлежности, языка, вероисповедания.
Личностные результаты :Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметные результаты (УУД):
Регулятивные УУД:Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.Проговаривать последовательность действий.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Познавательные УУД:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:Слушать и понимать речь других.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки для рефлексии;
Ход урока:
1.Орг. момент.
А) релаксация «Здравствуйте!»
- Поздоровайтесь руками, поздоровайтесь глазами. Поздоровайтесь локтями, поздоровайтесь коленками.
2. Актуализация знаний
А) Беседа по пройденному материалу.
- Давайте вспомним о чём мы с вами говорили на последнем занятии? ( Представление о народах, живущих в Крыму. Самые многочисленные этносы Крыма.)
- Перечислите самые многочисленные этносы Крыма живущие с нами по соседству.
Каждый день дети разных этносов встречаются вместе, а вот где угадайте
На каникулах скучает,
Тихо и спокойно в ней,
После — школьников встречает
(Школа) ….в школе.
- Дети, три года вы ежедневно приходите в стены школы. Первый раз это произошло, когда вам исполнилось 6 лет и ваши близкие привели вас в 1 класс. Давайте вспомним этот день сегодня и попробуем ответить на вопрос: «Почему вы пришли в школу?» ( Ответы записываются на доске),
Б) Проблемная ситуация:
- Вы правильно ответили. А теперь подумаем, всегда ли было так? Как учились наши родители, дедушки и бабушки? Какими были школы раньше
3. Вывод темы и целей урока.
-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
- Какие задачи поставим перед собой?
4. Объяснение нового материала.
А) Рассказ учителя с просмотром презентации «Как раньше учились дети в Крыму?»
Школа – «рассадник знаний и полезных навыков» В Крыму издавна существовали учебные заведения – и в древних греческих городах-государствах, и в средневековых крымских городах при мечетях, церквях, кенассах, монастырях. 100-200 лет назад среди школ христиан Крыма преобладали «школы грамоты» и церковноприходские школы, т.е. школы при церквях, были также созданы училища и духовные семинарии. Люди, исповедовавшие иудаизм, свои школы называли : «Талмуд-тора» (евреи), «хедер» (крымчаки), «мидраш» (караимы). У крымских татар были «мектеб» и «медресе».
700лет назад
Мы в поселке Салачик, под Бахчисараем, в Зынджылы-медресе . В те годы – это самое известное учебное заведение в Крымском ханстве (приблизительно 1300-е годы). Зынджырлы медресе является одним из известнейших памятников культуры крымских татар, это мусульманское учебное духовное заведение, которое расположено в урочище Салачик около Бахчисарая. Свое 500-летие отметило Зынджырлы медресе в 2000 году. Высшее учебное заведение средних веков, было построено и учреждено благодаря хану Менгли-Гераю. Название его пошло от слова «зынджыр», что значит «цепь», так как над входной дверью, которая открывалась во внутрь, висела цепь и тем самым заставляла абсолютно всех, кто заходил в храм мудрости почтительно склонять голову.
Руководителем Зынджырлы медресе был мудеррис, который выполнял обязанности ректора, а также мусульманского служителя и профессора. Традиции и правила внутренних порядков медресе складывались не одно столетие. Бесплатным было обучение в Зынджырлы медресе. Здесь преподавали логику, арабскую филологию, философию, право, риторику, математику, астрономию и многие другие науки. Лучшие учебные заведения мира были открыты для учеников Зынджырлы медресе, это был не только учебный, но и религиозный центр, на территории которого располагалась мечеть, усыпальница ее строителя и могилы ведущих духовных лиц и светской интеллигенции. Здесь похоронен и крымскотатарский деятель — Исмаил Гаспринский. В 1920 году Зынджырлы медресе было закрыто, его здание отдали под медицинское училище. А в 1944 после депортации, во время уничтожений культовых сооружений пострадало и Зынджырлы медресе. Пока его еще не восстановили.
Начальная мусульманская школа называется «мектебы»,а среднее и высшее учебное заведение – «медресе». Обучение в мектебе обязательное для всех, поэтому они были в каждом поселении, иногда строились специальные здания, чаще располагались при мечетях. За небольшую плату обучались мальчики и девочки, начиная с 5-7 лет, срок обучения был разный от 5 до 12 лет в зависимости от материальных возможностей семьи и способностей ученика. Здесь изучали арабский язык, читали Коран, приучали к мусульманским обрядам и к соблюдению основ ислама. Учились 8 часов в день.
Успешно обучавшиеся в мектебе могли обучаться в медресе, бесплатно. Их называли«сохт» – сожженными любовью к науке, учились от 12 до 20 лет. Преподавал там профессор – «мудеррис». Знания оценивались тремя оценками: «хорошо знает», «знает», «не знает». Если учащийся больше трех лет получал оценку «не знает», его отчисляли. Окончившие медресе становились учителями, судьями, муллами.
200 лет назад
Мы попадаем в Таврическую губернию в 1793 год, в г. Симферополь. Открылось первое в Крыму народное училище. В нем изучался Закон Божий, арифметика, история, география, рисование, русский, немецкий и французский языки. До 1797 года оно имело 4 класса, позже – только 2 класса с сокращенной программой. Понятно, что много людей оставались при таком положении дел малограмотными. Особенно это касалось бедных. В 1812 году в Симферополе была открыта мужская гимназия. Возможно кто-то из ваших прадедов учился в ней.
Симферопольская женская казенная гимназия Среднее образование получали только мальчики. Только после падения крепостного права было преодолено убеждение что девочкам образование ни к чему. Всего около 130 человек, в 1883 году – 434 ученика. Как исключение сюда попадают дети малоимущих слоев населения, которые показали успехи в училищах. Гимназию поддерживают материально богатые люди города, она имеет свою библиотеку, хорошо оборудованные кабинеты, музей. В 1865 году в Симферополе на пожертвования жителей города открылось Симферопольское женское училище в здании № 4 по современной ул. Ушинского - «женское училище первого разряда». В 1871 году преобразованное в женскую казенную гимназию. В 1876 г. к зданию женской гимназии пристроили третий этаж. Это был первый в городе трехэтажный дом. Родители гимназисток, опасаясь, что «эта громадина» может обрушиться, настояли на сносе третьего этажа. Сейчас это здание гимназии №1. Из стен гимназии, благодаря высокому уровню, вышли многие выдающиеся личности. Подробно об этом можно узнать , посетив действующий в наши дни музей в стенах гимназии.
Александровское караимское духовное училище (АКДУ) в Евпатории (1894—1918) — национальное караимское среднее учебное заведние; выпускало караимских священников (газзанов) и караимских вероучителей, то есть преподавателей для караимских начальных школ. Воспитанники, обучавшиеся бесплатно, обязаны были после окончания курса отработать три года учителями караимских школ и три года газзанами. Оно сыграло значительную роль в деле повышения образования и приобщения караимской молодежи к европейской культуре. Училище было названо в честь царя Александра III в ознаменование его спасения с семьей во время крушения поезда 17 октября 1888 г.
Особенности преподавания Обучались в училище 7 лет. 1-3 классы были одногодичными, 4-5 — двухгодичными. Во всех классах преподавался древний библейский язык как для понимания Священного Писания, так и для серьезного богословского образования, чтобы будущие караимские духовные деятели могли свободно читать книги богословского содержания. Кроме богословских предметов преподавались и общеобразовательные: русский язык (со словесностью), история, география, немецкий язык (в объеме гимназического курса), педагогика (в объеме учительской семинарии), арифметика, геометрия, физика (в объеме городских училищ). Преподавание велось на русском языке, предметы религиозного характера могли преподавать только караимы. Обучение было платным и бесплатным, бесплатно обучалось 20 бедных караимских мальчиков, из которых 10 иногородних находилось на полном обеспечении; евпаторийцы получали только одежду и обувь.
100 лет назад
Помимо гимназий есть всевозможные училища, школы. В приютах и религиозных школах обучаются сироты, их содержат при церквях, мечетях, синагогах. Существуют частные учебные заведения. Много религиозных учебных заведений, например: церковно-приходские школы. В 1865 году в Крыму было 262 учебных заведения. В 1866 году в Симферополе работает 48 учителей, обучается 773 ученика. В селах школ мало.
50 лет назад
В 1960 году Первого сентября, как и сейчас, все школьники шли с цветами в школу, всего лишь на один урок. Он назывался «Уроком мира». Ученикам выдавали учебники, которые им доставались от ребят, перешедших в старший класс. На последний странице учебника были указаны фамилия и имя ученика, владевшего учебником ранее, и всегда можно было понять по учебнику, неряха этот ученик или аккуратный. Уроки длились по сорок пять минут, а в начальной школе дети учились с первого по третий классы. Основными предметами были арифметика (математика сегодня), русский язык, чтение, физкультура, труд и рисование. Самая высокая оценка – ПЯТЬ, самая низкая – ЕДИНИЦА. Все дети в школу ходили в школьной форме, а если кто-то из ребят пришёл в грязной форме, его могли не пустить в школу. В каждой школе была своя столовая, и после первого урока вся школа наполнялась ароматом вкусного обеда.
Тетради, дневники и другие школьные принадлежности были у всех одинаковые, потому что в магазинах выбор канцелярской продукции был небольшой. Шариковых ручек тогда ещё не было, все писали чернилами, и у каждого была чернильница-НЕПРОЛИВАЙКА. На переменах наши бабушки и дедушки любили играть в «колечко», «испорченный телефон», «ручейки», «море волнуется, раз», фанты, «съедобное-несъедобное» и многие другие игры, всех и не перечесть. После школы, когда уроки сделаны, вся детвора собиралась во дворе. Тогда самой любимой игрой были прятки. Азарт накалялся, когда наступал вечер, опускались сумерки, и водящий не сразу мог найти спрятавшихся. Салочки, или догонялки, казаки-разбойники – тоже доставляли массу удовольствия. Мальчишки часто гоняли во дворе футбол, девочки играли в скакалки, классики, прыгалки, в «магазин».
Все подрастающее поколение Крымской области получает обязательное восьмилетнее образование. Дальше – каждый решает сам, продолжает учебу в школе или поступает в техникум, училище, чтобы получить профессию. Образование бесплатное. Все затраты на обучение государство берет на себя, в том числе и обучение в институтах. Ежегодно открываются новые школы, профессионально-технические училища, институты.
А как учились 25 лет назад вы можете подробно узнать у ваших родителей, именно они учились тогда в школе. На следующем уроке мы послушаем ваши сообщения. Возможно, что учителя, которые учили родителей, работают и сейчас. Самое главное, что в школу ходят дети разных национальностей и учат их всех одинаково. Наша задача научиться жить в мире со своими соседями.
Б) работа в группе;
-Объединившись в группы составьте правила поведения в школе.
5.Тренинг «Дарите тепло».
– Почему некоторых людей сравнивают с солнышком?
– А знаете ли вы, что в груди у каждого человека есть солнышко? Оно пульсирует, растет, заполняет теплом всю грудь. Лучи его просятся наружу. Мысленно пошли эти лучи всем своим одноклассникам, протяни их, как теплые ладони, как знак дружбы. И пожелай им всего доброго (мысленно).
– Поделись на ушко соседу, что ты пожелал своим друзьям… Посылай теплые лучи всем знакомым и незнакомым людям, всем зверюшкам, и птицам, букашкам, рыбам – всему живому и ты убедишься, что это тепло вернется к тебе и ты будешь очень счастливым в этом мире.
6. Рефлексия
- О чём узнали на уроке?
Мы одна семья
Вместе мы всегда.
Улыбнись соседу слева,
улыбнись соседу справа!
7.Итог Д/з спросить у родителей в какой школе они учились и какие там были правила