СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как распознать тип ученика?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Миртов А.В. Как научить и научиться грамотно писать? Общедоступная методика орфографии.Новое изд. Перепеч. с изд. 1914 г. Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2000

Просмотр содержимого документа
«Как распознать тип ученика?»

Как распознать тип ученика?

Теперь займемся вопросом о том, как узнать , к какому типу принадлежит наш ученик. Одних расспросов недостаточно. Необходимы наблюдения и некоторые опыты.

Возьмите, например, небольшие одинаковой трудности арифметические задачи и дайте их детям решить один раз в уме, другой на бумаге, третий - вслух.

Наблюдайте, какая работа идет легче и с большей охотой.

Покажите вашему ученику пять игральных карт, но так скоро, чтобы они успели, хотя бы про себя, назвать их. Только тип зрительной памяти запомнит их сразу.

Двигательному типу необходимо было бы прочитать их названия. В другой раз скажите ровным голосом названия других пяти карт (10) слов, и если ваш ученик не сможет повторить их, то ясно, что он не принадлежит к слуховому типу.

Неслуховые типы в среднем могут повторить сразу 8 слов и то осмысленно связанных между собою, напр., какую-нибудь фразу.

Зрительному типу, чтобы понять фразу, необходимо перевести её на язык образов. Поэтому лица этого типа медленнее запоминают. Быстро произнесённую фразу запомнит слуховой тип и не запомнит зрительный. С фразой , произнесенной медленно, наблюдается обратное явление.

Слуховой тип не может сразу перечислить буквы слова в обратном порядке (также и двигательный тип), зрительный же тип производит эту работу моментально.

В другой раз сами читайте слова в обратном порядке (напр., агинк, акшок, лотс и т.д.) и следите, как скоро ученики угадывают их. Преимущество останется здесь опять таки за зрительным типом. Зрительный же тип сможет понимать вас, если вы будете читать слова, называя каждую букву (напр., "ка-ве-а-ер-те-и-ер-а" -квартира ит.д.). Слуховой надо предложить, конечно, не сразу, а по очереди.

Наблюдайте вашего ученика, когда он готовит заданные ему уроки. Здесь он инстинктивно избирает соответствующие своим способностям приемы. Одни учат вслух, другие вслух с заткнутыми пальцами ушами (резко выраженный двигательный тип, третьи только шевелят губами, четвертые учат молча (рассудочный и зрительные типы) и т.д.

Можно пользоваться и следующим коллективным методом исследования. В классе на розданных листочках попросите учеников записать первое слово, которое придет им в голову, когда они услышат диктуемые вами слова.

Затем диктуйте, напр., колокол, птица, корова, котенок и т.д. Первые, всплывшие в сознании представления, у различных типов будут различны.

Зрительный тип при слове "колокол" вспомнит или вид колокола, или вид церкви, или другой какой-либо наглядный образ; слуховой тип вспомнит звон, набат, тишину; двигательный - движение языка колокола, веревки и т.д.

Не раз уже упомянутый ученый Мейман предлагает следующий способ узнать тип ученика и называет его "методом нарушения".

Дайте какую-нибудь задачу испытуемому лицу и следите, что ему больше может помешать - звуки или зрительные образы. Для этого попросите кого-нибудь петь или играть на рояле. Затем повторите опыт и старайтесь помешать тем, что на доске на виду у испытуемого будете писать хотя бы цифры. Если испытуемого сбивают звуки, то, стало быть, он сам принадлежит к слуховому типу. Зрительные образы (хотя бы цифры на доске) будут сбивать людей зрительной памяти.

Двигательный тип не может выполнить заданной работы, если каким-то образом мешать его внутренней речи, например, попросить сильно стиснуть зубы, или до возможного предела высунуть язык, или одновременно кушать что-нибудь, или даже сосать леденец.

Такие испытания не отымут большого времени, а окажут впоследствии большую помощь. "Достаточно в начале первого учебного часа уделить несколько минут, чтобы испытать нескольких детей в отношении их типа памяти; испытание это можно производить в присутствии других школьников, которые благодаря этому с большим пониманием отнесутся к последующим экспериментам, произведенным над ними самими. Большой класс можно таким образом исследовать в несколько недель".

Особенно важно разгадать тип недостаточного ученика, дабы сделать указание для его домашних занятий. Классные занятия придется в силу необходимости приспособлять к большинству (к преобладающему типу) класса. Однако преподаватель при выяснении новых правил должен пользоваться самыми разнообразными приёмами, чтобы каждый тип воспринял изучаемое в образах, соответствующих своему типу.

Хорошо каждое новое правило (после всестороннего разъяснения и разбора на примерах):

1) записать на доске;

2) записать в тетрадях;

3) заставить повторить;

4) учитель сам должен двояко повторить:

а) громко и быстро (для лиц слуховой памяти);

б) тихо и медленно (для лиц зрительной памяти)

Также двояко должен преподаватель задавать классу и вопросы. Быть может, достаточно один раз задавать вопрос, но сразу громко и медленно? Нет. Медленность затруднит детей слуховой памяти, а громкость - детей зрительной памяти

(По А.В. Миртову, оригинальный текст, 1914)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!