Как разумно тратить карманные деньги?
Урок-игра. Методическая разработка для детей младшего школьного возраста
.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Карманные деньги – мегаэффективный инструмент финансовой грамотности. Важно знать, что Гражданский кодекс РФ разрешает ребенку, начиная с 6 лет, совершать покупки (мелкие бытовые сделки).
Форма урока: игровые упражнения
Возраст: 8 – 11 лет
Продолжительность: 40 минут
Основные понятия: карманные деньги, личный финансовый план.
Межпредметные связи: окружающий мир, математика, обществознание
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный
материал.
Ресурсы: « Помоги Лене накопить на велосипед» (адаптированнный
вариант) https ://vbudushee.ru/library/igra-kak-tratit-karmannye-dengi /
Цель: научить навыкам разумной траты карманных денег.
Задачи:
1. Провести опрос среди учащихся школы, чтобы выяснить знают ли они, что такое карманные деньги, и как они их тратят.
2. Рассказать в игровой форме учащимся, как рационально тратить карманные деньги.
3. Дать представление об инфляции и способах защиты сбережений от нее.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
Метапредметные
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе; знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Личностные
совершенствование навыков УУД
Регулятивные: понимание цели своих действий; составление простых планов с помощью учителя; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении и поведение окружающихфункций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение .
Деньги
СТАДИЯ «ВЫЗОВ»
Подумай и ответь!
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Деньги
ИСТОРИЯ
Вопрос: Назовите тему, обсуждаемую мастером и учеником.
«Ученик спросил Мастера:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Мастер ответил, что они верны полностью. И доказать это просто.
Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;
еду, но не аппетит;
лекарства, но не здоровье;
слуг, но не друзей;
жилище, но не домашний очаг;
развлечения, но не радость;
образование, но не ум».
СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ». ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ
- Что такое деньги?
Деньги – это то, что используют люди
для покупки нужных вещей и
предметов. Это то, что они получают за
свой труд.
- Что такое карманные деньги?
Какие у вас есть идеи?
- Деньги, которые лежат в кармане….
- Деньги необходимые для ежедневных расходов.
ВАШИ ИДЕИ: ОТКУДА БЕРУТСЯ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ?
1) на проезд и другие расходы дают родители;
2) подарки;
3) помощь друзьям и знакомым;
4) продажа ненужных вещей в интернете;
5) продажа товаров собственного производства…
6) ещё..?
НУЖНО ЛИ КОПИТЬ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ И ДЛЯ ЧЕГО?
ЧТО ДЛЯ ЭТОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ?
ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН?
СОСТАВЛЯЕМ ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Постановка целей
1. Определиться, что же все-таки мы хотим купить и сколько это стоит.
На этом этапе очень важно подробно описать нашу покупку.
Например - телефон.
2. Проанализировать наши расходы и доходы.
3. Понять - сколько денег мы можем откладывать в сбережения каждый месяц для накопления на телефон.
4. Рассчитать срок, через который ты сможешь приобрести себе телефон.
5. Не расстраиваться, если долго: ведь можно накопить быстрее.
Предложите способы накопить быстрее?
Способ 1 - увеличить свои доходы.
Например, мы можем отразить в плане
подарки, которые нам сделают родители на
день рождения или Новый год и учесть их как
наш дополнительный̆ доход.
Способ 2 - сократить наши расходы.
Мы можем внимательно проанализировать, на
что мы тратим карманные деньги, найти среди
этих трат вредные расходы и попробовать от
них отказаться.
Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы – Карманные деньги»
https :// youtu.be/cYKxE2otjKc
Вопросы для беседы с детьми
- На что тратят свои карманные деньги герои фильма?
- Умеют ли они тратить свои карманные деньги?
- Что предлагает тётушка Сова сделать с деньгами?
- На какие части предлагаем разделить деньги Сова?
- А вы, ребята, умеете тратить карманные деньги?
Игра «Помоги Домовому накопить на планшет»
История Домового
Начало зимы. Домовой очень хочет накопить деньги на планшет и купить его уже
летом. Помоги ему принимать правильные решения в течение недели.
Запоминай, сколько денег он получает каждый день! Для этого у тебя есть бланк
ответов – рабочий лист.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ЛИСТ
Сначала помоги Домовому поставить правильную цель
«Через полгода я хочу купить …»
а) какой-нибудь планшет (Ооо, нет, с таким подходом к постановке цели и копить получится как-нибудь! Постарайся определить цель более четко).
б) игровой планшет (Уже лучше, но игровых планшетов может быть много, будет сложно определиться).
в) Игровой планшет за 6 000 рублей ( Отличный выбор! Вперед! ).
Понедельник
В гости к Домовому пришли бабушка и дедушка. Они подарили ему 500 рублей.
Вторник
Что Домовому делать с деньгами?
У Домового день рождения! Друзья и родственники подарили ему 5000 рублей.
а) Положить деньги на стол ( О нет! Ты оставил(а) их на столе, а мама Домового убиралась, не заметила деньги и смахнула их вместе с мусором ).
Что ему делать с деньгами?
б) Оставить деньги на диване ( О, нет! Ты оставил(а) их на диване, они провалились между подушками и Домовой не смог их найти ).
а) Оставить деньги среди подарков ( Ой, после празднования деньги потерялись! Наверно, их выбросили вместе с подарочной упаковкой ).
в) Положить в копилку ( Отлично! Деньги Домового надежно сохранены в копилке ).
б) Положить деньги в карман ( В кармане дырка! 5000 рублей как сквозь землю провалились ).
в) Положить деньги в копилку ( Молодец! Отличный выбор !).
Среда
Домовой откладывал со школьных завтраков и обедов всю неделю по 50 рублей каждый день. К четвергу у него уже накопилось 200 рублей. Но Домовому ужасно захотелось потратить на лотерейный билет. Ведь в лотерею можно выиграть деньги!
Четверг
Что ему делать с деньгами?
Домовой решил помочь своим соседям по дому. И развесил объявления «Уважаемые соседи, если вам тяжело вынести мусор, помыть посуду или нужно помочь донести покупки из магазина домой, то я готов вам помочь за символическую плату в 10 рублей. С уважением ваш сосед, Домовой». В течение недели Домовой 10 раз вынес мусор, 2 раза помог помыть посуду и 3 раза помог донести покупки. Итого он заработал 150 рублей.
а) Купить тот самый лотерейный билет за 150 рублей. А вдруг выиграю! ( Домовой купил билет в лотерею, а он не выиграл. Вот незадача! Или неудача.... Осталось только 50 рублей)
Что ему сделать с деньгами?
б) Домовой, ты что, не стоит покупать лотерею! Лучше спрячь деньги в книжку! ( Домовой так и сделал, спрятала деньги в «Приключения Электроника», а потом забыл про них и сдал книжку в библиотеку ).
а) Накупить на полученные деньги сладостей ( Ты потратил все деньги и отложить ничего не получилось ).
б) Положить деньги в копилку ( Ура, деньги в целости и сохранности! )
в) Домовой, ну какая лотерея! Положи деньги в копилку ( Отличный выбор! Домовой удачно сохранил 200 рублей ).
в) Сделать из денег пирамидку ( Упс!!! Кот смахнул хвостом деньги со стола. Домовой смог найти только 50 рублей, остальное потерялось )
Пятница
Домовой приготовил слайм из шампуня и продал несколько штук своим друзьям на ярмарке. Заработал 300 рублей.
Сколько денег накопил Домовой к концу недели?
Что ему делать с деньгами?
Посчитай, хватило ли Домовому на планшет?
а) Оставить деньги на столе со слаймами ( О нет! Почти все деньги пропали! Стоит быть внимательным к своим деньгам, мало ли что… Сейчас, кажется, кто-то прошел мимо и своим плюшевым мишкой случайно смел их со стола. На столе осталось только 100 рублей ).
б) Положить в кошелёк и убрать в сумку ( Хороший выбор! Теперь они точно не потеряются!)
в) Купить себе что-нибудь на ярмарке на 100 рублей ( Ммм, какая была вкуснятина…. Теперь у тебя осталось 200 рублей ).
СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»
Что я знаю после изучения данной темы?
Что я хочу сделать для себя?
Что я смогу сделать для себя?
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1.Нужны ли детям карманные деньги? https:// www.sostav.ru/publication/everest-47252.html . В формате рисованной анимации доступно объяснены важнейшие вопросы базовой финансовой грамотности и управления деньгами.
2.Образовательные материалы от ПАО «Сбербанк России» по Финансовой грамотности для детей. Игра «Как тратить карманные деньги? Помоги Лене накопить на велосипед». https:// vbudushee.ru/library/igra-kak-tratit-karmannye-dengi /