Как стать личностью
Урок 6
ФГОС 8 класс
О чём мы будем говорить? На какие вопросы предстоит ответить?
План урока:
- Человек, индивид, личность.
- Жизненные ценности и ориентиры.
- Становление личности.
- Кто помогает стать личностью?
Проблемные вопросы:
- Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни?
- Как сделать правильные выбор жизненных целей?
- Может ли человек стать личностью вне общества?
Притча
- Как вы поняли смысл притчи?
- Какое отношение она имеет к нашему уроку?
Человек, индивид, личность.
Человек в разные периоды жизни задумываются над вопросами:
- Кто я?
- Какой я?
- Для чего я пришёл в этот мир?
- Что я могу для него сделать?
Человек, индивид, личность.
Для человека нет более уважительного путешествия, чем познание самого себя.
Древнегреческий философ Софокл говорил: «Много есть чудес на свете. Человек их всех чудесней.»
Если человек попытается ответить на вопрос «Кто я?», у него получится длинный перечень свойств и качеств, отражающих различные стороны его натуры.
личностные
индивидные
индивидуальные
Человек, индивид, личность.
Составьте список признаков, характеризующих вас как человека, индивида и личность.
Проанализируйте этот список. Какие признаки вы выделяете, какие ставите на первое место, какие менее важные для вас?
Признаки можно разделить на:
Человек, индивид, личность.
Индивид – отдельно взятый человек как представитель человеческого рода.
Для того чтобы стать личностью, нужно обладать важными для общества качествами и проявлять эти качества в разнообразной деятельности и различных социальных ролях.
Прокомментируйте схему
Человек – биосоциальное существо, имеет свои желания и стремления, обладает определёнными правами и обязанностями.
Индивид – отдельно взятый человек без относительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
Личность – человек, как объект социокультурной жизни, сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Составьте графическую модель личности.
Какие качества ходят в понятие «личность»?
личность
Духовный компонент:
- Мировоззрение;
- Убеждения;
- Ценностные ориентиры;
- Культура
Социальный компоненты:
- Потребности;
- Способности;
- Характер
Биологический компонент:
- Наследственные качества;
- Физиологические потребности;
- Темперамент
Человек, индивид, личность.
Какой компонент вы бы поставили на первое место и почему?
Назовите качества, которыми, на ваш взгляд, должна обладать личность.
Вывод:
Личность должна обладать не только важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.
Жизненные ценности и ориентиры.
- Чем определяется социальное положение человека?
- Почему люди, проживающие в одном городе или посёлке, посещающие одни и те же детские учреждения, работающие на одном производстве, проводящие свой досуг аналогичным образом, в одной и той же ситуации ведут себя по-разному?
- Почему одни во время Великой Отечественной войны совершали подвиги, а другие без сопротивления сдавались врагу?
- Почему один из нас, проходя мимо человека, которому требуется помощь, обязательно остановится и поможет, а другой пройдёт мимо?
- Работа с текстом.
Жизненные ценности и ориентиры.
- Представьте, что вы уже стали взрослыми людьми. В чём смысл вашей жизни?
- С одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой – нередко порождается неудовлетворённостью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества.
- Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать её нужной, оправданной. Не последнее место среди жизненных ценностей и ориентиров принадлежит профессиональному выбору.
- А всегда ли люди делают правильный выбор?
- Что необходимо учитывать при выборе профессии?
Советы молодым людям по выбору профессии.
Необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей.
Вы должны хорошо представлять, где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы.
Необходимо осознавать, чем вам придётся заниматься.
Вы должны уметь соотнести понравившуюся вам специальность с общественными потребностями.
Виды деятельности
№ п/п
Группа
1
Профессия
Человек-природа
2
Человек-техника
Биолог, физик, геолог.
3
4
Инженер, конструктор водитель.
Человек-человек
Человек –знаковая система
Учитель, психолог, журналист.
5
Филолог, программист, статистик.
Человек – художественный образ
Художник, поэт, актёр, музыкант.
Тест «Профессиональная ориентация»
Становление личности.
- Личностью невозможно стать, если нет собственного взгляда на мир, т.е. мировоззрения.
- Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Обуславливает направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
- Убеждение – устойчивый взгляд на мир, следование своим идеалам и принципам, стремление воплотить их в жизнь через действия и поступки.
Изучите и прокомментируйте таблицу «типы мировоззрения»
Тип
Характеристика
Обыденное
Взгляды в основе которых – прямые выводы из наблюдаемой действительности.
Научное
Теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания.
Религиозное
Признание сверхъестественного начала Поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа – религиозные учения.
Становление личности.
- Общество состоит из людей с различными, иногда диаметрально противоположными, взглядами. Это разнообразие обогащает общество, представляет широкие возможности для формирования личности
- Работа с рубрикой «Документ» стр.39.
- Работа с п.3 § 5, исследуйте этап становления личности и заполните таблицу:
Адаптация
Индивидуализация
Интергация
Кто помогает стать личностью?
- Процесс становления личности обществоведы называют социализацией.
- Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе
- Изучите и прокомментируйте иллюстрации на стр. 41
социализация
Первичная:
Вторичная:
Семья
Школа
Родственники
СМИ
Приятели
Церковь
Друзья
Больница
Армия
Государство
Другие организации
Кто помогает стать личностью?
- Расширение и углубление социализации происходит:
- 1) В сфере деятельности:
- Расширение видов деятельности;
- Ориентировка в системе каждого вида деятельности.
- Расширение круга общения, углубления его содержания;
- Развитие навыков общения
- Формирование образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности;
- Осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и т.д.
Кто помогает стать личностью?
- Потребность индивида стать личностью у одних развита в большей степени, у других - в меньшей.
- Кто и как влияет на формирование личности?
- В каком обществе будет цениться личность человека?
- Какую роль в формировании личности играет нравственное начало?
Кто помогает стать личностью?
- Социальная среда, прежде всего родители могут формировать и развивать потребность в ребёнке быть личностью.
- Социальная среда может заглушить желание стать личностью.
- Чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность.
- Между развитием личности и общества существует прямая связь.
- Стать личностью можно только в том случае, если развивать в себе нравственное начало.
Рефлексия
- Работая в парах составьте список из 10 зрелых личностей. Обратите внимание, есть ли в списке наши современники. К какой сфере деятельности преимущественно проявляют себя эти личности?
- Работа с текстом.
- Дискуссия по басне.
Домашнее задание
- Прочитать и ответить на вопросы и задания § 5
- Эссе на тему: «Индивидуальность – это неповторимый набор красок для шедевра под названием «личность», но ещё вовсе не сам шедевр» В. Гаврилов