КАК УЧАТСЯ ДЕТИ С АУТИЗМОМ.
Как учатся дети с РАС?
- используя зрение
- важность структуры
- необходимо повторение
- необходимо терпение
- у каждого ребенка свой собственный темп
- специальная организация материалов и заданий
-не забываем про особенность сенсорной интеграции
Существует 8 стратегий обучения.
1.Помочь детям быть готовыми к тому, чтобы учиться (саморегуляция).
2. Создание позитивных рутин.
3. Зрительное представление того, что предстоит делать.
4. Материалы структурированы и организованы.
5. Адекватная организация окружения.
6. Возможность частичного участия.
7.Необходимо время для обработки и усвоения информации.
8. У заданий и активностей должно быть зрительно представленное понятное начало и окончание.
Важно, чтобы у ребенка были навыки саморегуляции, которые помогут его телу и мозгу быть готовыми учиться. 85-90% детей с аутизмом имеют проблемы с обработкой сенсорной информации, и эти проблемы могут влиять на процесс обучения. Понимание того, какой сенсорный опыт помогает при обучении и того, что мешает, помогает эффективно обучать детей.
Сенсорные ощущения, которые помогают ребенку регулировать состояние: - ритмичные движения
- глубокое прикосновение – давление
- зрительно организованные инструкции
- снижение слуховой информации (звуки или разговоры)
- активности - тяжелая работа (проприоцепция)
- орально - моторные возможности
- четкое начало и конец заданий
Дети с аутистическими расстройствами легче обучаются и проявляют больше интереса, у них возникает меньше поведенческих проблем при выполнении предсказуемых ежедневных и еженедельных рутин. Дети меньше беспокоятся, если только знают чего ждать.
Почему позитивные рутины помогают детям с РАС учиться?
- они предсказуемы
- они снижают тревогу
- они знакомы
-при следовании им тратится меньше энергии
- они дают независимость
- можно видеть прогресс
-обеспечивают комфортное состояние
-возможность замены
Исследования показывают, что наиболее эффективным для людей с РАС является использование зрительного канала. Если мы предупреждаем о том, что будет дальше вербально - это воспринимается просто как ШУМ. Использование предмета, который будет использоваться в следующей активности или картинки с изображением места, куда пойдет ребенок, могут помочь ему понять, что будет дальше и поможет в переходе от одной активности к другой.
Почему так важно знать, что будет дальше? Это помогает при смене активности (переходе). Также может использоваться, как поощрение, помогает ребенку понять, что предстоит изменение и приводит к независимости. В конце концов, это проявление уважения.
Скажите, вы ведете дневник или календарь, чтобы лучше использовать свою жизнь? Вы когда-нибудь делали заказ в ресторане, указывая на картинку в меню? Вы составляете список покупок перед выходом из дома? Вы читаете знаки, указывающие направление? Вы когда-нибудь собирали купленную в разобранном виде мебель, используя «простые инструкции»? Мы все пользуемся зрительной поддержкой, чтобы организовать свою жизнь, сделать выбор, общаться с другими людьми, выполнить задачу. Для людей с РАС зрительная поддержка - жизненно важный инструмент! Люди с РАС - «визуалы» (предпочитают использовать зрение). Зрительная поддержка помогает им понять свое окружение и предъявляемые к ним требования. Визуально представленная структура помогает сохранять спокойствие и поощряет независимость. Люди с РАС чувствуют себя комфортнее в организованной и предсказуемой среде.