СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как улучшить дисциплину в классе?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет педагогам разобраться в причинах нарушения дисциплины и улучшить ее.

Просмотр содержимого документа
«Как улучшить дисциплину в классе?»

Как улучшить дисциплину в классе?


Сейчас с проблемой дисциплины в классе сталкиваются не только молодые начинающие учителя, но и опытные педагоги. Прежде всего, вы должны понять, почему ученик неправильно себя ведет.

  • Привлечение внимания: ученик, который ищет вашего внимания, видит, что если не может привлечь его обычным способом, значит, ему нужно для этого вести себя неподобающим образом. Цель - ваше внимание, а как ее достичь, это уже неважно. Если вы расстроены его поведением, вероятно, его целью было привлечь внимание. Вы можете помочь в таком случае, если обратите внимание на этого ученика тогда, когда он ведет себя хорошо. Поймайте момент, когда он сделал что-то хорошее, и похвалите его. Но старайтесь не обращать на него негативного внимания, когда он его ищет. Это только усилит этот тип неправильного поведения.

  • Стремление к власти: ученик, который не получает необходимого ему внимания, чувствует, что не контролирует свое окружение и поэтому пытается добиться этого контроля, став авторитетной фигурой. Если вы сердитесь, вероятно, ученик ведет себя так, чтобы добиться власти.

  • Мщение: ученик, который чувствует себя бессильной, приходит к выводу, что единственный способ реагировать на ту боль, которую она испытывает, это мстить и причинять боль другим. Если неправильное поведение ученика вызвано желанием мстить, вы, вероятно, почувствуете сильную боль и захотите ответить ей тем же. Чтобы помочь этому ученику, вам нужно отодвинуть свои чувства в сторону, оставаться спокойным и постараться создать с ним более позитивные отношения. Попросите для этого совета и помощи у других профессионалов. Если вы себя чувствуете глубоко оскорбленным и хотите ответить тем же, вероятно, ученик хочет мстить.

Всякое событие нашей жизни имеет смысл. В частности, трудные ученики позволяют нам осознать те аспекты нашей личности, которые требуют внутренней работы. Занимаясь ею, вы, помимо решения проблем в классе, улучшите качество вашей жизни в целом и откроете для себя творческие возможности повседневности.

Следующие соображения могут помочь вам, верно, воспринять неправильное поведение ученика.

Помните, всякое неправильное поведение исходит из недостатка поощрения. Ребенок теряет надежду на то, что активное, конструктивное поведение принесет ему успех. Он не начинает неправильно себя вести, пока не чувствует реальную угрозу своему статусу. Мы можем понять причины его поведения, только исследуя его намерения. Когда мы обнаруживаем цель, мы можем начать понимать ребенка. Отступив от ситуации, вы можете объективнее судить о поведении ученика и вашей реакции на него.

Частично, причиной неправильного поведения учеников является конфликт потребностей. Роджер Пиранджело предупреждает учителей, что поведение, которое они наблюдают, может быть симптомом более глубоких проблем. "Поэтому учителям очень важно понимать различие между симптомами и проблемами. Если это не вполне понятно, обе стороны конфликта, и учителя, и ученика, ждет большое разочарование, поскольку симптом устранить не удается". Часто от симптома неправильного поведения можно избавиться, только работая с самой проблемой. Далее он приводит список наиболее частых проблем, которые могут проявляться как неправильное поведение:

  • постоянные неудачи в учебе и в школе

  • реакция на одноклассников

  • неспособность учиться

  • ожидания родителей (Неадекватные ожидания. Адекватные ожидания родителей очень помогают детям)

  • отношение с братьями и сестрами

  • столкновение стилей учителя и ученика

  • разлука/развод

  • смерть в семье

  • проблемы, связанные со здоровьем

  • постоянное напряжение у родителей (например, потеря работы)

  • изменение окружения

Многие дисциплинарные проблемы возникают в результате силовых столкновений между учителем и учеником. Если ученик чувствует себя бессильным или считает, что получил "несправедливое" наказание, он вступает в конфронтацию с учителем, отстаивая свою позицию.

Прежде чем ставить себя в ситуацию, чреватую таким столкновением, хорошо сделать одно из следующих заявлений:

  • Не сейчас. "Ты можешь выйти из комнаты, когда урок закончится".

  • Дай мне минутку, пожалуйста. "Я сейчас очень занят и не могу решить, как мне нужно тебе ответить. Подойди ко мне через несколько минут, я об этом подумаю". Если ученик настаивает, скажите: "Если ты настаиваешь на немедленном ответе, тогда "нет". Но если ты дашь мне немного времени подумать, то, может быть, это не будет "нет".

  • Убеди меня: "Скажи мне все причины, по которым я должен разрешить тебе сделать так, как ты хочешь". Имея дело со старшим учеником, можно предложить ему написать вам письмо и в нем все это изложить. Но следует предупредить ученика, что после подачи письма, никакие дополнительные причины приниматься уже не будут.

  • Нет! До того, как вы сказали окончательное "нет", вы должны решить, что надоедливость ученика не изменит вашего слова. Но если вы сказали "нет", вы уже должны стоять до конца, потому что у вас было время это обдумать.

Если ученик чувствует себя бессильным или считает, что был наказа "несправедливо", он будет противостоять учителю и упорно защищать свою позицию. Очень важно не вступать в силовые конфликты. Если вы отвечаете вашим ученикам с позиции силы, вы создаете у них впечатление ценности силы и увеличиваете их желание пользоваться ею, чтобы добиться преимущества. Хазон Иш учит нас, что мы должны сдерживаться и не показывать гнев ребенку, иначе ребенок не будет у нас учиться тому, что правильно и что нет, а вместо этого даст управлять собой гневу.

Проблемы между вами и учеником или между двумя учениками лучше решать быстро, насколько это возможно. Негативные эмоции с вашей стороны или со стороны ученика могут нарастать очень быстро, как снежный ком.

Для того, чтобы решать конфликты мудро, вы и ученик должны быть отстранены от класса. Лучше решать эти проблемы во внеклассное время. После окончания урока нужно попросить ученика остаться. Можно начать разговор с безобидной фразы, спокойным тоном: “Давай поговорим.” Ни в чем не обвиняйте ребенка. Покажите свою заботу, даже если вы испытываете противоположные чувства. Ученик, как правило, становится, обезоружен, потому что ожидает совсем другой реакции. И даже если Вы должны указать на плохое поведение ученика, старайтесь вести диалог в положительном русле.

Когда между учениками конфликт, также нужно попросить их остаться после урока. Используйте нейтральный тон и выступайте в качестве посредника, помогая ребятам решить проблему мирно или хотя бы достигнуть какого-то консенсуса.



Всегда старайтесь готовиться к уроку и делать его интересным. Пожалуй, этот пункт самый важный из всех перечисленных. Есть одно хорошее выражение: если у вас нет на них плана, то у них будет план на вас. Всегда имейте сверхплан! Пусть лучше вам не будет хватать времени, чем урок закончится раньше времени! На основе своего опыта и опыта других учителей могу сказать точно: скучающие ученики — это проблема! Если урок плохо спланирован, то обязательно появится много лишних разговоров, соответственно, худшее усвоение материала учениками. Все мы понимаем, что хорошие уроки требуют больше времени для подготовки. Но это стоит того.

Существует множество приемов, которые заставляют даже самых отъявленных нарушителей притихнуть и не мешать вести урок. Многие из этих приемов я и сама использую на уроках. Предлагаю вам некоторые из них. Пусть на ваших уроках царит «рабочая тишина».


- Контакт глазами: никаких слов - только взгляд.
- Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов.
- Используйте имя ученика: делайте это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока.
- Посылайте «секретный сигнал». Можно использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: " «Тсс!» или скрестить руки.
- Приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь».
- Делайте что-то неожиданное: начните говорить тихим голосом; используйте необычную манеру говорить или другой язык; говорите монотонно, высоким или низким голосом.
- Временно прекратите вести урок. Вам нужно только сказать: «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок». Попросите об одолжении. Измените деятельность.
- Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения: полезнее не говорить ученику-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то из одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо.
- Благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать.
- Пересаживайте учеников: меняйте их местами. Посадите ученика на 5 минут на «стул размышлений», который отличается от других стульев и где нарушитель может подумать о том, как себя вести. «Стул размышлений» должен находиться вне поля зрения остальных учеников.
- Можно повесить в классе перед глазами учеников плакат с «заклинаниями» примерно такого содержания: «Я могу спокойно работать», «Я могу изменить свое поведение» и пр.
- Демонстрируйте шалящему ребенку ваше внимание, уважение, одобрение, теплые чувства.


Используйте сигналы руками и другую невербальную коммуникацию:

  • Поднятие одной руки вверх и зрительный контакт с учениками — это отличный способ успокоить класс и перевести их внимание на Вас. Это займет некоторое время, чтобы дети привыкли к такому правилу. Но это работает замечательно. Также можно попросить всех поднять руку вверх вместе с Вами, потом можно спокойно опустить руки и продолжить разговор.

  • Выключите свет. Если в классе становится слишком шумно, и Вы даже не можете перекричать учеников, включите и выключите свет несколько раз, чтобы привлечь внимание детей. После этого попросите их успокоиться.

  • В младших классах можно попросить детей хлопнуть в ладоши три раза, а затем хлопнуть еще два раза. Это поможет переключить их внимание на Вас и установить зрительный контакт.

Никогда не ставьте два за поведение!!! Во-первых, вы не имеете на это право, и дети это прекрасно знают, во-вторых, это опять же игра в «поймай меня» или иначе «а что ты мне сделаешь?». А поймать очень легко. Спросите его раз – он не ответит или переспросит, потому что не слышал, был занят другим, спросите второй – то же самое, предупредите, что если в следующий раз вы его спросите, а он не ответит, вы ему поставите два за работу на уроке. И поставьте, если и впрямь не ответит, но это уже оценка не за поведение, а за работу на уроке.

Ваша забота, терпение, доброжелательность всегда найдут отклик в детской душе.




Используемые источники:

1. Журнал «Начальная школа» 2014г, О. В. Свинина

2.http://psyholog.logoped.edusite.ru/p32aa1.html

3. http://eljournal.ru/stati/5-prostyx-sovetov-uluchshit-disciplinu-v-klasse.html

4. http://www.efl.ru/faq/kak-derzhat-distsiplinu-na-uroke/

5. //shkolabuduschego.ru/shkola/uchitelu/kak-podderzhivat-distsiplinu-na-uroke.html