10 рекомендаций
Рекомендация 1
Первое проявление страха – перехватывает дыхание. Так что, оказавшись лицом к лицу с любой аудиторией, сделай простейшую дыхательную гимнастику: несколько раз подряд глубокий вдох и медленный выдох. Найди точку опоры. Плотно прижми ступни к полу – почувствуй твердую почву под ногами.
Рекомендация 2
Возможно, волнение нарастает, когда учитель поочерёдно вызывает к доске учеников и пока очередь доходит до тебя то волнение достигает своего пика. Не стоит долго находиться в состоянии томительного ожидания, подними руку первым и спокойно отвечай хорошо подготовленный урок.
Рекомендация 3
Почему-то очень часто человеку, который боится выступать, настойчиво советуют расслабиться. Обычно совет этот не срабатывает – ведь все забывают одно из основополагающих правил йоги: прежде чем расслабиться, надо сконцентрироваться! Итак, постарайся, наоборот, напрячься изо всех сил: сожми кулаки, почувствуй напряжение во всех мышцах. И только потом можно максимально расслабиться.
Рекомендация 4
Обычно перед выступлением стеснительный человек впадает в некоторую прострацию. Поэтому важно сказать себе: «Стоп!» – и мысленно ответить на 3 вопроса: «Кто я? Где я? Что я собираюсь сделать?» Например: «Я Сергей Иванов. Стою у доски перед классом. И сейчас расскажу стихотворение, которое выучил дома». Как показывает практика, это очень эффективный способ собраться и сконцентрироваться на поставленной задаче.
Рекомендация 5
Надо все-таки знать то, о чем собираешься говорить, – то есть учить стихи, теоремы и правила, которые могут спросить. А то бывают случаи, когда к специалисту приходят подростки и жалуются: «Боюсь выходить к доске!» А потом выясняется, что они к урокам вообще не готовятся. Понятно, что «плавать» на глазах всего класса и страшно, и унизительно.
Рекомендация 6
Устраивай семейные чтения. А еще лучше – организуй домашний театр: читай вслух в присутствии всех домочадцев, исполняй главные роли в семейных постановках.
Рекомендация 7
Старайся отрепетировать ответ дома, расскажи урок родителям, бабушкам и дедушкам, друзьям семьи, которые бывают у вас в гостях. Обсуди самые примечательные факты из выученного материала, попробуй по-разному выстраивать свой монолог.
Рекомендация 8
Найди дополнительную, интересную информацию к материалу, который нужно выучить. То, что вызвало живой интерес у вас в период подготовки, лучше отложится в памяти и, несомненно, вызовет отклик у твоих слушателей. Согласись, приятней делиться интересной информацией.
Рекомендация 9
Если страх отвечать у доски вызван боязнью определенного учителя, стоит вспомнить ситуации, когда этот учитель был совсем «нестрашным», найти то качество у своего учителя, которое ты ценишь, за что уважаешь, это поможет справиться с волнением.
Рекомендация 10
Что предпринять, если кто-то из одноклассников мешает выступать (паясничает, громко выражает несогласие), а учитель его почему-то не останавливает? Делать вид, что ничего не происходит, бессмысленно. Зато можно обратиться к хулигану напрямую, например, сказать: «Ты имеешь право считать по-другому: я ведь выражаю свое мнение». И не забудь при этом четко и громко назвать оппонента по имени: давно доказано, что звучание собственного имени невольно завораживает любого человека любого возраста.
Отвечая урок, постарайся концентрировать свое внимание на тех учениках, с которыми у вас хорошие отношения, как бы рассказывая им. Это хороший эмоциональный толчок, придающий уверенности.
Как успешно отвечать
у доски
Рекомендации подготовила учитель-дефектолог
С.О.Авдюкова
Телефон для справок: 3-39-37