Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
«Как выполнять артикуляционную гимнастику
(консультация для воспитателей)»
ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед
Середина Нелли Александровна
р. п. Дмитриевка 2020
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
При произнесении различных звуков каждый участвующий в произношении орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно, один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение.
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить сложные звуки, его язык и губы должны быть сильными и гибкими, долго удерживать нужное положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика. От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.
Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные артикуляционные упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.
Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет, достигнут нужный эффект.
Рекомендации к проведению упражнений:
1. Гимнастика проводится ежедневно по 5 - 7 минут.
2. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
3. Комплекс на 1 занятие включает 5 -7 упражнений для губ и языка.
4. Каждое упражнение выполняется по 5 - 10 раз.
5. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха сами могут научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.
3. Артикуляционная гимнастика также очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
Перечень артикуляционных упражнений:
Упражнение «Лягушка» – «Хоботок»
Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой –получится хоботок, как у слоненка.
Упражнение «Заборчик»
Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!
Упражнение «Лопаточка» – «Иголочка»
Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.
Упражнение «Чистим зубки»
Упражнение «Качели» Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.
Упражнение «Часики»
Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.
Упражнение «Горка»
Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.
Упражнение «Чашечка»
Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка
Упражнение «Вкусное варенье»
Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху - вниз.
Упражнение «Лошадка»
Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать как цокает лошадка.
Упражнение «Грибок»
Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.
Упражнение «Барабан»
Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д – д – д – д»
Итак, четкое произношение звуков, слов, фраз детьми дошкольного возраста зависит от достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, способности перестраиваться и работать координировано. Для этого необходимо проводить систематическую работу по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая должна проводится как учителем-логопедом, так и воспитателями ДОУ в форме артикуляционной гимнастики.
Просмотр содержимого документа
««Как выполнять артикуляционную гимнастику (консультация для воспитателей)»»
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
д/с «Солнышко»
_________О.А. Калугина
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
НА
2019-2020 учебный год
р.п. Дмитриевка 2019
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
д/с «Солнышко»
_________О.А. Калугина
ФИЛИАЛ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
НА
2019-2020 учебный год
р.п. Дмитриевка 2019
Ф.И.О. Середина Нелли Александровна
Дата рождения 22.11.1988
Образование ВЫСШЕЕ
Год окончания 2010
Специальность по диплому педагог-дефектолог
Место работы основное - МБДОУ детский сад «Солнышко», по совмещению Филиал детский сад «Ромашка» МБДОУ д/с «Солнышко»
Должность учитель – логопед
Общий педагогический стаж 8 лет
Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».
Цель: повысить свой профессиональный уровень
Задачи:
Изучение современных подходов по использованию информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе.
Планирование работы по использованию информационно-коммуникативных технологий.
Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием компьютерных технологий в корреционно-логопедической работе с детьми.
Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи, распространение положительного опыта.
Содержание:
Профессионально-педагогическая деятельность.
Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
Изучение специальной литературы.
Повышение квалификации, профессионального мастерства.
Обобщение практического опыта педагогов МБДОУ.
Профессионально-педагогическая деятельность
№№ | Название мероприятий | Сроки выполнения |
1. | Разработать и утвердить годовой план работы учителя–логопеда на 2019-2020 учебный год. | Сентябрь 2019. |
2. | Изучить и проанализировать: «Закон об образовании» Проект ФГОС дошкольного образования. Программу коррекционной логопедической работы Н.В. Нищевой для старшей и подготовительной к школе групп. | Сентябрь 2019. |
3. | Разработать перспективное планирование старшей и подготовительной к школе группах с учётом использования информационно-коммуникативных технологий. | Сентябрь 2019. |
4. | Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению информационно- коммуникативных технологий в логопедическом пункте. | В течение учебного года. |
5. | Разработать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием компьютерных технологий в корреционно-логопедической работе с детьми. | В течение учебного года |
| Провести открытый показ для родителей с использованием презентации по артикуляционной гимнастики. | Декабрь 2019 |
Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога
№№ | Название мероприятий | Сроки выполнения |
1. | Разработать методику, провести логопедическое обследование и составить протокол логопедического обследования в старшей и подготовительной группах. | Март – июнь 2020 |
2. | Изготовить демонстрационные пособия для артикуляционной гимнастики в формате презентации. | Январь 2020 |
3. | Изготовление презентаций для ООД по лексическим темам и для индивидуальных занятий. | В течение года. |
4. | Изготовление пособия «Разрезные картинки» для старшей группы. | Январь 2020 |
5. | Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию информационно-коммуникативной технологии. | В течение года. |
6. | Создание презентации по теме самообразования. | Декабрь 2019 |
| Подготовка материалов на логопедические сайты по теме: «Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе на логопедическом пункте» | Январь 2020 |
3. Изучение специальной литературы
№№ | Название мероприятий | Сроки выполнения |
1. | Изучение материалов на сайтах: Детский портал "Солнышко"http://www.solnet.ee/ Журнал"Логопед" http://www.logoped-sfera.ru/ Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/ | В течение года |
2. | Изучение статьи в Журнал «Логопед в детском саду» № 7, 2012. Тема: «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда» | Октябрь 2019. |
3. | Изучение статьи в Журнале «Логопед в детском саду» № 10, 2012. Тема: «Использование элементов программированного обучения в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи». | Ноябрь 2019 |
4. | Изучение статьи в Журнале «Логопед» № 6, 2012. Тема: «Использование современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда». | Декабрь 2019 |
4. Повышение квалификации, профессионального мастерства
№№ | Название мероприятий | Сроки выполнения |
1. | Прохождение курсов повышения квалификации в ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования». Тема: «Методика проведения логоритмики и логомассажа для коррекции нарушений речи» | 27.03.2019 – 29.03.2019 Подписать еще даты |
Обобщение практического опыта учителей-логопедов из других МБДОУ р.п. Дмитриевка
№№ | Название мероприятий | Сроки выполнения |
1. | Изучить опыт работы учителя-логопеда МБДОУ д/с «Алёнка» Давыдовой Е.Ю. по теме: «Коррекция общего недоразвития речи средствами логоритмики». | Ноябрь 2019 |
2. | Изучить опыт работы учителя-логопеда МБДОУ д/с «Берёзка» Давыдовой Н.Е. по теме: «Формирование слоговой структуры слова» | Январь 2020 |
6. Самообразование
Задачи | Содержание, темы | Форма проведения | Сроки исполнения |
Повышение квалификации, профессионального роста: | | | |
1.Изучение специальной литературы. | Формирование и коррекция лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом. | Представление реферата на районном МО. | Апрель 2020 |
2. Создание преемственности в работе | Совместное проведение МО логопедов школ и детских садов. | Логопедические занятия в школах и детских садах. | по плану районного МО |
3.Обобщение практического опыта. | Формы и способы перспективного и тематического планирования работы учителя-логопеда | Круглый стол. | по плану районного МО |
7. Организационная работа
1. Своевременное проведение обследования детей (май, январь, сентябрь).
2.Заполнение речевых карт учителей-логопедов в соответствии с проведенным обследованием и решением протоколов комиссии ЦПМПК.
3. Составление тематического планирования коррекционной работы и годового плана работы логопункта (в начале учебного года).
4.Составление отчета по результатам проведенной коррекции (май).