Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
«Как выполнять артикуляционную гимнастику
(консультация для воспитателей)»
ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед
Середина Нелли Александровна
р. п. Дмитриевка 2020
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
При произнесении различных звуков каждый участвующий в произношении орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно, один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение.
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить сложные звуки, его язык и губы должны быть сильными и гибкими, долго удерживать нужное положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика. От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.
Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные артикуляционные упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.
Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет, достигнут нужный эффект.
Рекомендации к проведению упражнений:
1. Гимнастика проводится ежедневно по 5 - 7 минут.
2. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
3. Комплекс на 1 занятие включает 5 -7 упражнений для губ и языка.
4. Каждое упражнение выполняется по 5 - 10 раз.
5. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха сами могут научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.
3. Артикуляционная гимнастика также очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
Перечень артикуляционных упражнений:
Упражнение «Лягушка» – «Хоботок»
Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой –получится хоботок, как у слоненка.
Упражнение «Заборчик»
Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!
Упражнение «Лопаточка» – «Иголочка»
Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.
Упражнение «Чистим зубки»
Упражнение «Качели» Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.
Упражнение «Часики»
Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.
Упражнение «Горка»
Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.
Упражнение «Чашечка»
Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка
Упражнение «Вкусное варенье»
Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху - вниз.
Упражнение «Лошадка»
Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать как цокает лошадка.
Упражнение «Грибок»
Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.
Упражнение «Барабан»
Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д – д – д – д»
Итак, четкое произношение звуков, слов, фраз детьми дошкольного возраста зависит от достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, способности перестраиваться и работать координировано. Для этого необходимо проводить систематическую работу по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая должна проводится как учителем-логопедом, так и воспитателями ДОУ в форме артикуляционной гимнастики.