Консультация для воспитателей
Тема: « КАК ВЫПОЛНЯТЬ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ»
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.
Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики– выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика делится:
На общую артикуляционную гимнастику;
Артикуляционную гимнастику для различных групп звуков;
Артикуляционную гимнастику с тренировкой выдоха.
Методика проведения АГ :
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Лучше ее делать перед общей утренней гимнастикой или перед завтраком в течение 3 – 5 минут.
Целесообразно проводить артикуляционную гимнастику комплексами по 4-5 упражнений.
При разучивании упражнений необходимо отработать с ребенком
2-3 упражнения, а затем постепенно добавлять по одному.
Каждое упражнение нужно повторять не более 5-6 раз.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых 2 – 3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем.
Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.
Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому), в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок. Поэтому воспитатель организует работу следующим образом:
Рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение выполняют все дети.
Воспитатель проверяет правильность выполнения.
При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений- округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.
Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, картинки, сказочных героев, стихотворные тексты.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить. Чаще хвалите ребенка и ни в коем случае не выказывайте недовольства, если что-то не получается.
Регулярное, систематическое выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
увеличить амплитуду движений
уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
артикуляционная гимнастика (или упражнения для лицевой группы мышц) так же способствуют психомоторному развитию ребенка.
Таким образом, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.
2