СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей Тема: « КАК ВЫПОЛНЯТЬ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей Тема: « КАК ВЫПОЛНЯТЬ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ»»

Консультация для воспитателей

Тема: « КАК ВЫПОЛНЯТЬ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ»


Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.
Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Цель артикуляционной гимнастикивыработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. 


Артикуляционная гимнастика делится:

  • На общую артикуляционную гимнастику;

  • Артикуляционную гимнастику для различных групп звуков;

  • Артикуляционную гимнастику с тренировкой выдоха.


Методика проведения АГ :

  • Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

  • Лучше ее делать перед общей утренней гимнастикой или перед завтраком в течение 3 – 5 минут.

  • Целесообразно проводить артикуляционную гимнастику комплексами по 4-5 упражнений.

  • При разучивании упражнений необходимо отработать с ребенком

2-3 упражнения, а затем постепенно добавлять по одному.

  • Каждое упражнение нужно повторять не более 5-6 раз.

  • При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

  • Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

  • Из выполняемых 2 – 3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  • Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем.

  • Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.

  • Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений     (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому), в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

  • Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок. Поэтому воспитатель организует работу следующим образом:

  • Рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

  • Показывает его выполнение.

  • Упражнение выполняют все дети.

  • Воспитатель проверяет правильность выполнения.

  • При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений- округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.

  • Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, картинки, сказочных героев, стихотворные тексты.

  • Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

  • В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить. Чаще хвалите ребенка и ни в коем случае не выказывайте недовольства, если что-то не получается.

Регулярное, систематическое выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:

  • улучшить подвижность артикуляционных органов;

  • укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

  • научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

  • увеличить амплитуду движений

  • уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;

  • подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

  • артикуляционная гимнастика (или упражнения для лицевой группы мышц) так же способствуют психомоторному развитию ребенка.


Таким образом, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.


2