СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как вырастить победителя олимпиады?"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Попытка обобщить опыт подготовки учащихся к успешному выступлению  на Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ.

Просмотр содержимого документа
«"Как вырастить победителя олимпиады?"»

"Как вырастить победителя олимпиады?"

В любом случае, для достижения учениками хоть каких-то успехов в жизни, все перечисленные качества должны присутствовать. Но я обратил внимание на то, что большими способностями ученику обладать необязательно — главное пробудить интерес к своей деятельности. Способствуя развитию интереса, будут подтягиваться и другие качества личности: усидчивость, трудолюбие, работоспособность и др. Так, к примеру, внимание пятиклассников сложно удержать при подготовке теории предмета и тогда их приходится мотивировать. Большинство желает сразу переходить к практике: работа с противогазами, надевание боевой одежды пожарного, оказание первой доврачебной помощи, учиться вязать узлы и т.д. Начинаю объяснять, что практика без теории невозможна — медведя тоже можно научить езде на велосипеде, но он не знает, как устроено транспортное средство, какие правила ПДД необходимо соблюдать и ПОЧЕМУ. Приступая к практической работе, да и во время выполнения заданий, постоянно спрашиваю: «А почему?», «А зачем?», «А можно ли было выполнить быстрее, рациональнее?», «А почему были допущены эти ошибки?» и др. по этому же принципу строятся занятия и по теории. Заставляя постоянно отвечать на эти вопросы, добиваюсь не механического заучивания материала, а его более глубокого понимания. Одним из «пряников» в мотивации ребёнка является освобождение его от небольших проверочных работ на уроках. Первое время одноклассники обижались, за что такие поблажки, но после объяснения причин, принимали такие поблажки как должное. А «олимпийцы» частенько приглашаются для проверки — и мне помощь, и им практика.

Занимаясь с детьми, очень редко даю готовые ответы, заставляю искать дополнительный материал. Детям приходится и посидеть в интернете, и полистать справочники, и обращаться учителям предметникам за соответствующими справками. Что, опять таки, сказывается на общей успеваемости ученика. При этом, учитель-предметник, видя интерес ребёнка к своему предмету, прилагает все усилия к повышению этого интереса. Так произошло 4 года назад. В 8 классе моя ученица Хокимова Александра выиграла региональный этап ВОШ по ОБЖ. А на следующий год, готовясь к олимпиаде она обратилась к педагогу-биологу. В результате «тихая война» в «борьбе» за ребёнка продолжалась практически до самого выпускного бала: в 9 и 10 классах Александра стала призёром региональных олимпиад по биологии и экологии, отказавшись от участия в региональном этапе по ОБЖ, т.к. он совпадал со временем проведения региона по биологии и экологии. А в 11 классе — призёром региональной олимпиады по ОБЖ, отказавшись от биологии. Только на выпускном вечере узнал о роли мамы в этой ситуации — она посчитала, что биология и экология её ребёнку нужнее, чем ОБЖ. Таких примеров могу привести десятки. Хотя можно отметить, что иногда коллеги сами предлагают обратить внимание на того или иного ученика. Примером тому может служить Симухин Володя, который начал своё «олимпийское движение» с выступления по географии, став призёром на регионе в 8 классе. В 9, 10 и 11 классах он принял участие в олимпиадах по ОБЖ (призёр на регионе), биологии, экологии (призёр на регионе), географии (призёр на регионе). В 10 классе на заключительном этапе ВОШ про ОБЖ в Казани всего нескольких баллов не хватило для попадания в призы. Нынче поступает в военный ВУЗ.

Наблюдая за развитием своих подопечных, было замечено, что ребята меняют своё отношение в лучшую сторону и к другим предметам. При этом, вспоминая выражение «талантливый человек, талантлив во всём», можно заметить, что и в олимпиадах по другим предметам эти ученики добиваются определённых результатов. Те из моих учеников, которые принимали участие в олимпиаде по ОБЖ с успехом выступают на олимпиадах по биологии, экологии, химии, физике и др. с сожалением необходимо отметить, что не все коллеги с пониманием относятся к желанию учеников выступать не только на олимпиадах по их предмету, оправдывая это тем, что подготовка занимает очень много времени и ученик снизит результаты по школьной программе и хуже выступит на основной олимпиаде.

По окончанию школы большинство моих выпускников с успехом заканчивают ВУЗы, предметным профилем которых являются химия, биология, экология, физика или др. Студентами, регулярно приезжая в гости на каникулах, рассказывают о своей студенческой жизни молодым «олимпийцам», делятся своим опытом выступления не только на школьных олимпиадах, но и на межвузовских олимпиадах.

Выпускники работают спасателями (Центр Космического Мониторинга Кризисных Ситуаций), пожарными, военными, врачами, экологами и т.п.

Я начинаю отбор с 5 класса, предлагая участие в дистанционных играх и олимпиадах и на школьном этапе ВОШ по ОБЖ. Следующий этап отбора – муниципальные игры для обучающихся 5-7 классов : «Лабиринт», «Робинзонада», «От солдата до генерала». Далее участие в профильных кружках, и участие в факультативах по ОБЖ : ЮИД, ДЮП, «Юный спасатель».

Выход учащихся в 7-8 классах на муниципальный уровень ВОШ по ОБЖ ещё не является гарантией нашего дальнейшего сотрудничества, т.к. в этом возрасте они активно ищут свой маршрут и очень жалко, когда перспективный ребёнок, которого ты пытался воспитывать с 5 класса, выбирает по своим интересам другой предмет.

Задача подготовки детей к выступлению на олимпиаде многогранная и длительная, рассчитанная не на один месяц работы. В оптимальном варианте при подготовке к муниципальному этапу моя группа составляет в среднем 10-12 человек, на регион от 2 до 6 человек.

Готовить к выступлениям на любом уровне лучше всего в группе, заставляя соревноваться между собой в игровой форме. Наиболее удобно проводить тренировку в парах или в тройках, когда один (двое) работает, а второй контролирует его действия. Как вариант работы — старшие тренируют младших или младшие контролируют действия старших на этапах, которые по условиям олимпиады имеются только для старших школьников, например, неполная разборка-сборка автомата Калашникова.

Начинается подготовка по каждому этапу с отработки алгоритма действий. Порядок отработки действий примерно следующий:

1. Смотри, как делаю я;

2. Делай вместе со мной;

3. Ты делаешь, я смотрю;

4. Делаешь на время;

5. Давай посоревнуемся.

Прежде чем приступить к отработке следующего этапа 1-3 раза повторяем на время пройденное. Затем в различных комбинациях составляем мини полосу препятствий для прохождения пары участников. Если участников больше четырёх человек, то проводим мини соревнования: парные, эстафета, на выбывание и т.д. Наибольшей популярностью пользуются те виды, в которых я принимаю участие лично. Максимальная радость у детей проявляется в те моменты, когда им удаётся превзойти мой результат.

Одним из вариантов подготовки к практическому туру олимпиады является участие детей в судействе: общешкольная «Зарница», муниципальный конкурс «Лучший учитель ОБЖ», «Турнир Победителей».

Каким должен быть учитель, чтобы подготовить олимпиадника – только партнёром и наставником!

Наверное, правы те, кто утверждает, что в нашем методобъединении могут работать только фанатики своего предмета. Нельзя жалеть ни времени, ни сил на детей, только тогда можно получить какую-то отдачу от ребёнка. Но и без материальной базы мало чего можно добиться. Эта проблема у нас решается довольно просто — подготовка к практическому туру олимпиады проводится совместно с коллегами.

Наше городское методобъединение – это коллектив единомышленников, т.е. нам без разницы чей ученик, из какой школы, готовим как своего, объединяя всю имеющуюся материальную базу, подключая и учебный центр МЧС и воинские части и ДОСААФ.

Понятно, что без поддержки администрации школы трудно добиться оптимальных результатов. Тем более в таких школах, как наша — с углублённым изучением ряда предметов. Огромное внимание и поддержка администрации школы оказывается профильным предметам, а остальные по остаточному принципу. В частности, преподавая ОБЖ с 1994 года я до сих пор не имею своего, отдельного кабинета. За 22 года работы всего 2 раза приобреталось снаряжение для предмета, всё остальное имущество доставалось «по знакомству». Очень сложно отпроситься на какие-либо соревнования, сборы или курсы. В первую очередь это связано с компенсацией пропущенных уроков. Во-вторых, необходимость догонять программный материал не всегда способствует качественному его прохождению, что требует, опять-таки, приложению дополнительных усилий и дополнительной нагрузке на учащихся. В третьих, далеко не все коллеги с пониманием относятся к труду вложенному в детей при подготовке к олимпиаде, да и к труду ребёнка тоже. Я задолго до начала олимпиады на любом уровне даже не прошу, а требую, чтобы дети проходили по тем учителям-предметникам, чьи уроки будут пропущены и брали задания на дом заранее.

Попытаюсь обобщить, как подготовить достойного «олимпийца».

Во-первых, необходим учитель, влюблённый в своё дело, который станет не просто наставником или тренером, а товарищем, соратником в достижениях ребёнка.

Во-вторых, необходимо проявление интереса и желания ученика достигнуть поставленных целей.

В третьих, поэтапное вхождение в олимпийское движение.

В четвёртых, выработка алгоритма в теоретических и практических занятиях.

В пятых, заинтересованность и всемерной поддержки родителей успехов своего ребёнка.

В шестых, поддержка администрации школы не должна ограничиваться только словесно или премиально (хотя это и немаловажный фактор, т.к. приходится вкладывать достаточно личных средств без надежды на их возвращение). Большое значение имеет оснащение кабинета оборудованием и специальным снаряжением.

В седьмых, одному вариться в этом котле… только в сотрудничестве с коллегами можно определиться с правильностью выбранного направления движения к цели.

Ну и, пожалуй, главное, не имея чёткого представления о системе построения подготовки к олимпиаде невозможно подготовить учащегося не только к предстоящей олимпиаде, но и к последующим успехам в жизни.



Томашевский Михаил Владимирович, учитель ОБЖ МБОУ «СОШ №10 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Ангарска


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!