Как задавать вопросы
- Вопрос - это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.
- Вопрос — это логическая форма (конструкция), которая направлена на получение ответа в виде некоторого суждения.
- Термин «вопрос» в содержательном плане связан с терминами « проблема» и «проблемная ситуация».
- Проблема (от греч. problema - преграда, трудность, задача) - вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания.
- Термин «проблема» означает такой вопрос, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации (знания). Вот почему проблему можно определить и как знание о незнании , осознанное незнание.
- Проблемная ситуация - это всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься.
- Во время одного из своих походов Александр Македонский взял в плен десять индийских философов. Они были известны своим умением остроумно и лаконично отвечать на поставленные вопросы. Александр решил испытать пленников, задав им трудные вопросы. Пятого по счету он спросил: «Что раньше - ночь или день?». Философ ответил: «День раньше по крайней мере на день», - но увидев, что Александр не очень удовлетворен таким ответом, добавил, что не следует удивляться тому, что мудреные вопросы имеют столь же мудреные ответы.
- Позже эту же мысль повторил немецкий философ И. Кант. «Умение ставить разумные вопросы, - остроумно заметил он, - есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмысленен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для спрашивающего, он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето»
Зачем нужны вопросы?
- «Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив »
(русский психолог В.М. Снетков)
Функций вопросов
- С помощью вопроса можно получить новую информацию.
- Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
- Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
- Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
- Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
- С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.
- В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения , хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом.
- Не являются вопросами риторические вопросительные предложения, просьбы или предложения («Какой он юрист?»,
«Не хотите ли чаю?», резкое побуждение - «Может быть, уступите место пожилому человеку?», угрожающее запрещение - «Что за шум?»Ю, «Ребята, не Москва ль за нами?»)
- Вопрос может выражаться не только вопросительным, но и повествовательным предложением . (вопросы учебных занятий, вопросы, выносимые на экзамены и зачеты, незаконченные повествовательные предложения, таблицы с незаполненными местами, множества вариантов ответов и т.д.
Логическая структура вопроса
- 1) искомое знание;
- 2) исходное знание (базис или предпосылка вопроса);
- 3) требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому знанию.
- Любой вопрос имеет определенную структуру, которая состоит из двух частей. Первая часть представляет собой некую информацию (выраженную, как правило, каким-нибудь суждением), а вторая часть указывает на ее недостаточность и необходимость ее дополнения каким-либо ответом.
- Первая часть, называется основной (базисной ) (ее также иногда называют предпосылкой вопроса), а вторая часть — искомой.
- вопрос является требованием найти, сообщить или уточнить некоторые сведения, неизвестное. В этом плане он выступает как продукт осознания разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности.
- Постановка вопроса связана с убеждением, что существует по крайней мере один истинный ответ на него. Это убеждение называется позитивной предпосылкой вопроса.
- формулировки вопросов могут иметь различную меру внушения, вплоть до введения свидетеля в заблуждение.
- «Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ».
- Важно помнить, что только правильно поставленный вопрос способен выполнить свои функции как в научном познании, так и в дискуссии, и в обучении.
Вопросы можно классифицировать по разным основаниям
- По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми .
- Например, прочитав текст: «Все больше рядовых граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно приходит день, когда появляется желание их продать», мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может возникнуть желание спросить: «Что такое акция?», «Почему их надо продавать?», «Как правильно продать акции?» и т.д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.
- По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные.
- Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др.
- По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы.
- Уточняющие вопросы (или «ли» - вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д.
- По количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые.
- Открытый вопрос - это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов. Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов
- По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие.
- Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.
- По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные.
- Корректный (от лат. correctus - вежливый, тактичный, учтивый) вопрос - это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание.
- Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждений или суждения, смысл которого не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат. trivialis - избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности).
- Вопросы исследовательские и информационные.
- Исследовательские вопросы направлены на получение нового знания. Это вопросы, на которые пока нет ответов. («Как родилась Вселенная?»)
- Информационные вопросы имеют своей целью приобретение (передачу от одного лица другому) уже имеющихся знаний (информации). («Какова температура плавления свинца?»)
- категориальные и пропозициональные вопросы
- Категориальные (восполняющие, специальные) вопросы включают в себя вопросительные слова «кто», «что», «где», «когда», «почему», «как» и т. п., указывающие направление поиска ответов и, соответственно, категорию объектов, свойств или явлений, в которой следует искать нужные ответы.
(«Кто создал периодическую систему химических элементов?» )
- Пропозициональные (от лат. propositio — суждение, предложение) (уточняющие, общие) вопросы, которые также часто называют, направлены на подтверждение или отрицание некой уже имеющейся информации. В этих вопросах ответ как бы уже заложен в виде готового суждения, которое надо лишь подтвердить или отвергнуть. («Полезно ли изучение математики?» )
- Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.
- Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
- Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?
- Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?
- Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики. Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?
Прием «Толстый и тонкий вопросы»
Составляется таблица из двух колонок:
- Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство столицы?».
- Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый праздник?».
Прием используется в следующих обучающих ситуациях:
- Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса, предварительно записанных в таблицу.
- При анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать разные вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст представление учителю о качестве уже имеющихся знаний по теме и поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы.
- Можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю понять, что тема изучена не досконально и требует более тщательной проработки.
Прием «Вопросительные слова»
- Учащиеся по просьбе учителя записывают в таблицу, состоящую из двух колонок, слова. В правую колонку пишут понятия, связанные с изучаемой темой, а в левую пишут вопросительные слова. Не менее 8-10. После этого ученикам предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Работа может быть как индивидуальная, так и парная.
- Необходимые условия для обучения постановке правильных вопросов
- Не делайте трагедии, если ученик не может ответить на поставленный вопрос. Это нормальная ситуация — он же ученик, он учится. Учитель рядом, чтобы помочь.
- Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов и которые могут продлить диалог.
- Рекомендуется начинать вопросы со слов: «Кстати, интересно…», которые обращены как бы ни к кому.
- Вы можете поделиться своими проблемами у учащихся, но только настоящими, не выдуманными.
- Вопросы, которые начинаются со слова «Почему», да еще при соответствующей интонации, вызывают у ученика желание обороняться.
- Дайте учащимся составить банк вопросов, направленный на изучение материала.
При постановке вопросов следует соблюдать следующие правила:
- 1. Вопросы ставить необходимо корректно. Они должны быть правильно сформулированы по содержанию и форме. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.
- 2. В соответствии с вопросом следует предусмотреть альтернативность ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы. Например, на вопрос: «Признает ли Петров себя виновным в предъявленном ему обвинении?» можно дать два альтернативных ответа: «Да, признает» или «Нет, не признает».
- 3. Вопрос формулируется кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.
- 4. Вопрос должен быть простым. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых. Например, «Были ли братья Иван и Константин Аксаковы издателями газеты «День»?». Это сложный вопрос следует разбить на два простых, так как ответы будут различными - «да», «нет». Это связано с тем, что Иван Аксаков был издателем газеты «День», а Константин - нет, он был только автором многочисленных статей в ней.
- 5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив. Например, «К какому виду суда по стадии рассмотрения дел относится данный суд: первой или кассационной инстанции?». Здесь не указана третья альтернатива - суд надзорной инстанции.
- 6. При формулировке вопросов следует отличать их обычную постановку от риторической. Риторические вопросы, как известно, являются суждениями, так как в них содержится утверждение или отрицание; обычные же вопросы суждениями не являются.
требования, предъявляемые к формулировке вопросов
- 1. вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции.
- 2. вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе.
- 3. в вопросе не следует употреблять слова с двойным и более значений.
- 4. контрольные вопросы не должны следовать сразу за основными.
- 5. вопрос должен указывать на все возможные альтернативы ответов (положительные, отрицательные выборы).
- 6. при необходимости конкретизации ответа в вопросе можно ввести краткое предисловие.
- 7. формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный персональный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос.
- 8. нельзя вначале ставить трудные или беспокоящие опрашиваемого вопросы*.