СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как замотивировать на учебу

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, современные родители все чаще и чаще сталкиваются с проблемой - дети не хотят учиться, им не интересно...

Просмотр содержимого документа
«Как замотивировать на учебу»

Как замотивировать на учебу

К сожалению, современные родители все чаще и чаще сталкиваются с проблемой - дети не хотят учиться, им не интересно... И тут на горизонте появляется волшебное слово «мотивация». Казалось бы, усиль мотивацию и все проблемы разом решатся – ребенок или подросток сам начнет учиться, а учителя и родители будут только умиляться. Но не так все просто. Мотивация – это внутренняя категория, которая опирается на личную потребность ребёнка или взрослого в любой деятельности. Поэтому, пока у ребёнка не возникнет потребность овладевать знаниями, ни один, даже самый сильный учитель, не сможет его этому научить. Правда, есть один способ, которым пользовались учителя во все времена, и этот способ – заинтересовать обучающегося. Каким образом? Опираясь на теорию развития личности и ведущие потребности того или иного возраста, попытаемся ответить на этот вопрос. Хочется надеяться, что этот материал будет интересен и родителям, и учителям.

7-10 лет

В норме, это относительно стабильный период в жизни детей. Вся психическая энергия направлена на познание окружающего мира, основная задача этого возраста – получение знаний. Самый легкий способ заинтересовать ребенка чем-то – познакомить его с окружающим миром через игру. Показать, как законы физики или химии работают в жизни, именно поэтому так востребованы детские музеи типа «Галилео», там, где дети могут потрогать, смешать, включить, отключить, что-то сделать или получить какой-то иной результат. Трансформация в действии. У детей младшего школьного возраста абстрактное мышление еще не так хорошо развито, поэтому все обучение в идеале строится на игре и творчестве.

Чем заинтересовать ребенка? Самое важное в этом возрасте поддерживать ребенка, хвалить его за достижения, используя принцип 7:1. Если один раз за что-то поругали ребенка, то должны семь раз его похвалить. Помните русскую пословицу про «семь раз отмерь, один раз – отрежь»? Она как раз об этом, а не про планирование и сверх контроль.

Чего не стоит делать? Делать уроки вместе с ним. Проверить, возможно, но не более того. Почему это важно? Во-первых, потому что идет смешение двух социальных ролей – родителя как родителя и родителя как учителя. Во-вторых, маленькому человеку очень важно знать, что ему доверяют учиться самостоятельно. Сейчас это его работа, и он должен выполнять ее сам. Конечно же, он может обратиться к вам за помощью, но только, когда не справляется сам.

10-13 лет

Время активного роста, ребёнок меняется внешне и внутренне, основная задача этого возраста – найти ту деятельность, которая ему будет интересна. В этом возрасте не стоит бояться резких смен увлечений ребёнка, от плавания и легкой атлетики до плетения макраме и выжигания по дереву. Все это впоследствии пригодится, даже если ребенок поймет, что ему это не интересно. Поэтому тут ни в коем случае не стоит подменять потребности ребёнка своими. Например, семья врачей в третьем поколении, понятно, что мама и папа спят и видят, как их ребенок идет по их стопам и поступает в медицинский. Другое дело, что ребёнка это может не вдохновлять. Поэтому самое важное в этот период – чуткость и доверие к своему ребёнку и его потребностям.

Чем заинтересовать ребенка? Ребенок в пубертате – это уже сформированная личность. Самое важное в этот период – уважение. Уважение к личности, его интересам и потребностям.

Чего не стоит делать? Сравнивать ребенка с другими детьми или с собой в этом возрасте. Вы росли в другое время, в другом окружении, в другой среде. Что касается других детей, у них может быть много достоинств, тем более, что вы их рассматриваете соответственно вашей шкале ценностей. У вашего ребёнка их не меньше.

14-17 лет

Старший подростковый возраст, телесные метаморфозы и изменение гормонального фона, ребенок как будто бы уже взрослый, а аффекты, то есть сильные эмоциональные переживания, как будто ураганом сносят слабые психические защиты. Родители перестают быть референтными, то есть значимыми персонами, основная задача этого возраста – общение со сверстниками, появление интереса к противоположному полу и, со временем, сепарация от родителей. Оценки падают (так называемое обесценивание), появляются компании новых друзей, проводятся смелые эксперименты с внешностью. Родители в недоумении.

Что заинтересовать подростка? Компьютерными технологиями в обучении, самостоятельностью и коллегиальным подходом к изучению материала. То есть доклад и презентацию готовят, к примеру, не один обучающийся, а группа из двух-трех человек.

Чего не стоит делать? У детей и подростков нет понятия «временной перспективы», они живут «здесь и сейчас». Поэтому мотивировать их тем, что сегодня они выучат английский язык, а через десять лет будут много зарабатывать, обычно не срабатывает. И не стоит запугивать уже почти взрослых людей рассказами о том, что им придётся работать дворниками. У тревожных подростков со слабым типом нервной системы это вызовет страх, а у более устойчивых – смех.

Вместо заключения

Когда я думаю о том, как преподавать в современной школе, я вспоминаю одну забавную картинку. На ней свечка рассказывает об электрической лампочке рядам компьютеров, сидящих за партой. Для меня она – метафора образования в настоящее время. Мы вряд ли можем дать этим маленьким взрослым те навыки и знания, которые пригодятся им в новом мире лет через двадцать-тридцать, но мы можем научить их учиться, то есть дать удочку вместо рыбы. А уж как они этим воспользуются, мы узнаем через много лет.



С.А. Кроха, преподаватель английского языка, учитель высшей категории