СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение "Формирование учебной мотивации у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главный вопрос: как замотивировать обучающихся учебой?

Здесь мы можете увидеть несколько интересных приемов.

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение "Формирование учебной мотивации у младших школьников"»

Формирование учебной мотивации у младших школьников

Формирование учебной мотивации у младших школьников - одна из центральных проблем всех учителей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию.

Известно, если школьники действительно стремятся хорошо учиться, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает, однако школьные учителя продолжают говорить о том, что дети не хотят учиться. По данным психологических исследований, 90% детей приходят в школу с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, но уже к концу 1 класса мотивация у 60% учащихся снижается, а к 3–4 классу процент мотивированных школьников снижается почти в 4 раза. Следовательно, возникают проблемы в организации учебной деятельности у детей с разным уровнем мотивации учения. Побывав на практике в школе № 143 г. Красноярска 2 раза, я смогла подтвердить данные психологического исследования. В октябре, в начале учебного года я была на практике в 1 классе. Почти все дети поднимали руки и старались отвечать на вопросы. Но, когда я пришла на практику в феврале 2022 года многие обучающиеся, проявлявшие себя в октябре почти не проявляли себя на данной практике. Многих было трудно заинтересовать даже физминуткой на уроке. Около 50 % класса просто отсиживались на уроке. Успешное учение школьников является важнейшей задачей учителей. Они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи. Таково же мнение и желание большинства родителей учеников. Именно эта проблема обычно беспокоит их больше всего.

В чем же причины не желания учиться? Таких причин не мало. Обозначим лишь некоторые из них:

- умственная недоразвитие, неполноценность части школьников, из-за которых им невозможно овладеть школьным материалом;

- неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности;

- громадность и сложность школьного материала, подлежащего усвоению и запоминанию;

- отвлекающие факторы полнокровной детской жизни;

- однообразие школьной жизни и учебного процесса;

- бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни;

- однообразно настырная и авторитарная позиция учителей и родителей, а также неумение стимулировать учение;

- отрицательное отношение к школе и к учителям в семьях.

Мы видим, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить.

Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.

Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь.

Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.

Положительная внутренняя мотивация — это когда ребёнок старается получать «пятёрки», чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в вуз на специальность своей мечты и работать тем, кем хочет. Отрицательная — когда понимает, что если не будет хорошо учиться, не сможет поступить на бюджет. 

Самая продуктивная мотивация — внутренняя положительная. Именно она источник всех выдающихся поступков, реализованных проектов и свершений. Люди, которые многого добились в жизни и в своём деле, — это, прежде всего, люди с высокой внутренней мотивацией. А вот внешняя, по мнению психологов, совсем не поможет заинтересовать ребёнка учёбой в школе. Так, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание наградой» утверждает, что при попытках замотивировать «пряником», то есть внешним поощрением, ребёнок ищет не творческий способ выполнения задания, а самый простой и безопасный. Отсюда возникают списывания, решебники, выполнения домашних работ методом «гугления». Какая разница, как добиться результата, если главное — не знание, а новый телефон?  

Так что лучший совет, как заинтересовать ребёнка учёбой, — сделать так, чтобы он сам искренне полюбил образовательный процесс

Какие приемы вы знаете и используете на собственной практике?

Главный вопрос: как замотивировать обучающихся учебой?

Вот несколько интересных приемов.

 «Шесть шляп»: дети применяют на себя роли критика, оптимиста, руководителя, художника, ученого, креативщика;

- «Посмотри другими глазами»: пересказывают текст от лица не только какого-либо персонажа, но и предмета, который мог наблюдать за этими событиями;

- задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, головоломки, кроссворды;

- «Прогнозирование»: по названию или иллюстрации предполагают о чём будет идти речь в тексте, задании;

- «Загадки с отстроченным ответом»: в начале урока даю загадку, ответ на которую ищем на протяжение всего урока;

- «Перестрелка»: индивидуально, в паре или группе придумывают вопросы по содержанию прочитанного, увиденного, далее задают эти вопросы другим детям

-«мнемотехника»

1. Цифробуквенный код

Это когда сознание шифрует слова буквами и при помощи этих букв запоминает нужную информацию.

2. Ассоциации

При помощи каких – то ярких ассоциаций наш мозг запоминает информацию. И когда нам надо вспомнить и восстановить эту информацию мы вспоминаем эти необыкновенные ассоциации, которые происходили на тот момент и информация нам возвращается.

3. Рифмы

Можно придумать несколько пар слов зарифмованных или небольшое стихотворение, которое содержит запоминаемый материал и поможет запомнить нужную информацию.

4. Созвучие

При помощи слов или словосочетаний можно запоминать иностранные слова, сложные термины, научные термины.

5. Метод римской комнаты

Вы запоминаете объекты и присваиваете им название какого – то предмета из вашей комнаты.


Пути воспитания мотивации учения у школьников должны быть в центре внимания педагогического коллектива школы и семьи. Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

В.А. Сухомлинский