МОУ Ильинская ООШ Кологривского муниципального округа
Костромской области
Конспект внеурочного занятия
Составитель: Уткина О.А, учитель начальных классов
Класс: 4
Тема: «Какие бывают деньги»
Цель:создать условия для формирования у учащихся представлений о том, как появились деньги, какие существуют купюры; познакомить детей с понятиями – бартер, купюры, банкноты, наличные деньги.
Название модуля: Обмен и деньги.
Содержание модуля финансовой̆ грамотности (знания, понимание, умения, компетенции).
Основные понятия:Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Бартер. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги.
УУД
Предметные результаты:
- учащиеся узнают, что такое деньги, научатся понимать роль денег в жизни;
- познакомятся со способами рационального использования денег, проведением элементарных финансовых расчётов;
- познакомятся с понятиями: товар, деньги, покупка, продажа, ликвидность, драгоценные металлы, монеты, бумажные деньги.
Личностные результаты:
-установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивание своих достижений, собственной учебной деятельности, степени самостоятельности; выражение своих эмоций и настроения;
- формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
- осознание того, что деньги не являются основой счастья;
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- извлечение необходимой информации из различных источников;
- самостоятельно анализировать полученную информацию, сравнивать и делать обоснованные выводы;
- предъявлять информацию в виде устных ответов, практических работ;
- воспроизводить новые понятия по памяти;
- выполнять задания с применением предъявленных требований;
-уметь приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых предположений.
Регулятивные:
-определять цель урока, уметь формулировать и удерживать учебную задачу;
-уметь планировать действия для решения учебной задачи;
-давать обоснованную оценку результатов деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей;
- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Коммуникативные:
- выполнение задания в сотрудничестве с одноклассниками;
- высказывание своей точки зрения, аргументирование её с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета;
- проявление ответственности и инициативности в достижении группового результата, результата работы в паре;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
Компетенции:
- объяснять причины и приводить примеры обмена;
- объяснять проблемы, возникающие при обмене;
- описывать свойства товарных денег;
- приводить примеры товарных денег;
- приводить примеры первых монет.
Этапы | Деятельность учителя/ учащихся | Деятельность ученика |
Организационнно-мотивационный | - Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Александровна. Сегодня занятие проведу у вас я. Чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте, пожалуйста, загадку. Выпускают их не мало Из бумаги, из металла, Но их много не бывает, Всем их вечно не хватает. (деньги) -Верно это деньги. Про какие деньги говорилось в загадки? (металлические и бумажные) -Правильно! - Сегодня мы с вами познакомимся с историей и видами денег. узнаем, какие бывают деньги. - Сформулируйте задачи урока. - Вы узнаете историю российских бумажных денег, как они появились, что такое ассигнации, керенки, нумизматика и кто такие фальшивомонетчики. (слова: нумизматика, фальшивомонетчики, ассигнации, керенки) | Приветствие Отгадывают загадку - Об истории появления денег. - Узнаем, какие бывают деньги. - Будем рассматривать деньги. - Узнаем, как они называются? - Познакомимся с новыми словами |
Операционно-деятельностный Физкультминутка VIII. Закрепление изученного материала | - Беседа 1) Определение понятия «деньги». - Что же такое «деньги»? Просмотр определения в словаре. Деньги – все, что принимается в уплату за товары и услуги, служат для соизмерения различных видов труда. Деньги - это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле - продаже. - Каждый день мы имеем дело с деньгами, но не каждый знает историю появления денег. И поэтому сейчас мы с вами отправимся в путешествие и узнаем историю денег. - Как вы думаете, существовали ли деньги в древности? 2) Исследовательская работа в группах. Знакомство с историей возникновения денег. - А откуда взялись деньги? Когда появились? На эти вопросы вы ответите после того, как изучите информацию, которая представлена на слайдах (1-11). Самые первые деньги у многих народов ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина. Феи - самая крупная и странная форма каменных денег с острова Яп в Тихом океане. Они представляли собой огромные каменные круги диаметром до трёх с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты- феи лежали перед домом владельца и говорили о его достатке. В Америке в 18 веке «денежной единицей» был табак. На границе с Китаем, даже в 19 веке товары оценивались в «китайках» (в кусках китайского шелка). В Исландии платежным средством служила сушеная рыба, и тогдашний товарообмен выглядел следующим образом. Подкова - 1 рыбина; Пара башмаков - 3 рыбины. У туземцев Мальдивских островов были в ходу ракушки морского моллюска - каури. Блестящие, легкие, прочные, они были распространены во многих странах Азии, Африки, Европы и в качестве платежного средства просуществовали до самого XX века. В обороте жителей островов Тихого океана применялись перья, связанные между собой лианами в бухты. Чем ярче бухта, тем она дороже. В греческих колониях предметом торговли были хлеб, пшеница и другие злаки. В Мексике, индейцы использовали бобы какао. В Эфиопии в качестве платёжа использовали соляные бруски. Римские легионеры получали жалование солью. На Руси деньгами служили при обмене шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы. До 11 слайда включительно После изучения материала представители групп выходят к доске и заполняют «кластер». 3) Составление кластера «Товарные деньги» - Рассмотрите кластер и скажите, какие были самые первые деньги? (ракушки, меха, зерно и т.д.) -Как их можно назвать одним словом? Поэтому их называли товарные деньги, вписывает в кластер У них происходил ОБМЕН. Обмен – это слово знакомо нам всем. Меняешь то, чего у тебя много, на то чего нет или на то, что очень тебе нужно. Тебе хорошо и тому, с кем меняешься тоже. Это и есть взаимовыгодный обмен, этот обмен называется – бартер. (слово записывается на доске) 4) игра «Ярмарка» Сейчас, когда мы узнали, что было в качестве денег, давайте поиграем в игру «Ярмарка в Древней Руси». Выходите 7 человек. Дается задание, кто на что должен поменять. Приложение № 1 -
У тебя корова, обменяй на кувшин -
У тебя кувшин, обменяй на курицу, -
У тебя курица, обменяй на кувшин -
У тебя сапоги, обменяй на курицу -
У тебя молоко, обменяй на яйца -
У тебя яйца, обменяй на масло -
У тебя масло, обменяй на молоко Понравилось ли вам на ярмарке Древней Руси? - Кто смог обменяться? -Кто не смог произвести обмен? -Какие сложности возникли при обмене? 5) Продолжение работы над новым материалом -А что пришло на замену товарным деньгам? (слитки металла) слайды 12-18 До наших времен дошли сведения о том, что первые монеты чеканили в государстве Лидии в VII веке до нашей эры. Их изготавливали из электра- это сплав золота и серебра. На греческом острове Эгине почти в этот же период появляются серебряные монеты. Их называли «черепашками», так как на них изображалась черепаха - животное, которое почиталось на этом острове. Далее монеты начали чеканить на всем Средиземноморье, в Китае и Индии. Форма таких монет долгое время оставалась различной. Монеты были в виде чешуек, лепешек, в форме дельфина и т.д. Постепенно общим эквивалентом становятся золото и серебро. Такие новые деньги сильно упростили торговлю за счет своего удобства и расширили границы. Как же стали называть, величать деньги? На римских монетах, выбитых еще в 45 году до нашей эры, на лицевой стороне изображена голова богини Юноны и написано слово: «монета». Слово: «монета» - это одно из прозвищ богини Юноны. Так и появилось это слово. ) А у нас, на Руси деньги имели свою историю. Ученые изучали монеты, и им стало ясно, что на Руси деньги появились с 9 века и возникли самостоятельно. Они пришли не с Востока, и не с Запада. На Руси существовала весовая единица-гривна, куна, резана и ногата. Со временем гривну стали называть денежной единицей. А вот происхождение слова «рубль» связано со словом «рубить». Дело в том, что денежные слитки рубили на отдельные кусочки. Впервые слово «рубль» встречается в берестяных грамотах 13 века. В то время рублями называли новгородские гривны - серебряные слитки весом около 200 грамм. В 14 веке рубль становится счетной единицей равной 200 московских денег или 100 копейкам, но как самостоятельная монета рубль впервые появился только в середине 17 века. Но изготавливалась эта монета недолго, и лишь в начале 18 века царь Петр первый возобновил чеканку монет достоинством в один рубль. (Слайд 7) И с тех пор рубль является денежной единицей нашего государства. Сегодняшний рубль равняется 100 копейкам. А само слово «копейка» произошло от изображения всадника с копьем. Со временем люди перешли к чеканке монет из драгоценных металлов, далее придумали бумажные деньги, которые обеспечивались драгоценными металлами. Но у металлических денег оказались недостатки -они тяжёлые и занимают немало места. Но люди придумали выход - золото сдавали в банк на хранение, а взамен брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Вот так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых было написано какому количеству золота, хранящегося в банке, они равны. И лишь при Екатерине II появились бумажные деньги, их еще называли «катенька». - Ну, а сейчас мы какими деньгами пользуемся? ( -Мы немножко отдохнем, Встанем глубоко вздохнем, Руки вниз, на пояс, вверх- Нам сопутствует успех. Руки в стороны, вперед- Нас еще работа ждет. -Присаживайтесь Видеофильм «Как устроены наличные деньги» 6) Практическая работа № слайд 19-20 На листах Приложение № 2 (название частей монеты) - в конверте № достаньте монету и ответьте на вопросы Продолжение видеофильма. Как еще можно назвать деньги? (записывается на доске) 7)Практическая работа № 2 Элементы защиты денежных знаков конверт № с купюрами 50 и 100 руб - Вы должны будете найти элементы защиты денежных знаков. Если данный элемент имеется на банкноте, то ставим в таблице +, если нет, то - -Приложение № 4 -Что мы можем сказать о сходстве этих купюр? -Качество у них одинаковое или разное? (одинаковое) -Найдите дату производства купюры. Она одинаковая или разная? (ответы детей) - Что изображено на банкноте? -В России изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег, или ценных бумаг наказывается сроком до 15 лет лишения свободы ст. 186 УК РФ. - Мы будем учится с вами определять подлинность купюр. Для этого откройте конверт №3, возьмите в руки купюры. - Каждая купюра имеет свой «язык». Она может рассказать об истории своей страны. -Самый первый признак того, что купюра настоящая – это качество бумаги, она плотная, прочная. Цвет банкноты сине-голубой. Какой город на ней изображен? Купюра в 50 рублей посвящена северной столице России. На ее лицевой стороне можно увидеть скульптуру прекрасной девы, олицетворяющей Неву, на фоне Петропавловской крепости. Дева-Нева, как и другие скульптуры, по одной из версий, считаются как бы человеческим воплощением великих рек России: Волхова, Волги и Днепра. Девы являются украшением ростральных колонн на стрелке Васильевского острова, а сами колонны, увешенные рострами (носами). 100-рублевая банкнота воспевает Государственный академический Большой театр в Москве, считающийся символом и флагманом театральной России. Собственно, именно изображение его здания и украшает обратную сторону купюры. Что касается декора фасада, то главным его элементом является квадрига Аполлона — скульптура, изображающая античную колесницу с древнегреческим покровителем искусства внутри, запряженную четверкой лошадей -1. Еще один отличительный признак — это водяной знак. Он виден на просвет по краям купюры. Расположите купюру к себе лицом так, чтобы вы видели изображение скульптуры. -Какой водяной знак вы видите слева? Справа? 100 р повторяется здание большого театра 50 р – Петропавловский собор Санкт-Петербурга 2.Рельефное изображение (билет банка России) 3 Защитные волокна 4. ныряющая металлизированная нить Еще один признак - защитная нить. Переверните купюру на другую сторону, найдите вертикальную металлизированную полоску. На просвете она представляет собой темную сплошную полосу. 5. микроперфорация (точки 100 р) 6. скрытые радужные полосы -Как много интересного нам может рассказать купюра. И поэтому во всем мире есть огромное количество людей, которые коллекционируют деньги. Как их называют? - Нумизматика — это историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения монетами | Слушают учителя отвечают Составление кластера Беседа Игра «Ярмарка» 1.Затрачивается много времени 2. Сложность и неудобство поиска 3. Обмен может со рваться. Физминутка Просмотр видеофильма Купюра, банкнота Работа с наглядным материалом |
Итогово-рефлекторный | -Наше занятие подходит к концу, поэтому давайте проверим, что вы запомнили сегодня на занятии. Проведем бартер. Будем менять ваши знания на конфеты. 1. Что такое «деньги»? 2. Какие были первые деньги? (товарные) 2. Какие были товарные деньги на Руси? (шкуры) 3. Какая была первая денежная единица на Руси? (гривна) 4. Как появился рубль? 5.Как называется лицевая сторона монеты? (аверс, орел) 6. Как называется обратная сторона монеты? (реверс, решка) 7. Что такое гурт? 8. Что такое бартер? (обмен) 9. Синоним слова бумажные деньги. (банкнота, купюра, денежные знаки) 10. Назовите элементы защиты денежных знаков (радужные полосы, микроперфорация, ныряющая металлизированная нить, рельефное изображение, водяной знак и т.д.) 11. Зачем нужны деньги? 12 Почему появились бумажные деньги? (неудобно перевозить и носить собой) Работа в группах. Составление синквейна. 1 строка – имя существительное, обозначающее тему урока 2 строка – имена прилагательные, раскрывающие признаки данного предмета 3 строка – три-четыре глагола, раскрывающие действия данного предмета 4 строка – фраза, раскрывающая суть предмета темы (пословица, поговорка, фразеологический оборот) 5 строка – имя существительное, как итог, вывод - Молодцы! Наше занятие окончено. -Всем спасибо за внимание! -До свидания! | Подведение итогов занятия Рефлексия Деньги Бумажные, металлические Копить, зарабатывать, тратить Не все то золото, что блестит Купюра |
Приложение 1
У тебя корова, обменяй на кувшин
У тебя кувшин, обменяй на курицу,
У тебя курица, обменяй на кувшин
У тебя сапоги, обменяй на курицу
У тебя молоко, обменяй на яйца
У тебя яйца, обменяй на масло
У тебя масло, обменяй на молоко
|
В Исландии платежным средством служила сушеная рыба, и тогдашний товарообмен выглядел следующим образом. Подкова - 1 рыбина; Пара башмаков - 3 рыбины. У туземцев Мальдивских островов были в ходу ракушки морского моллюска - каури. Блестящие, легкие, прочные, они были распространены во многих странах Азии, Африки, Европы и в качестве платежного средства просуществовали до самого XX века. В обороте жителей островов Тихого океана применялись перья, связанные между собой лианами в бухты. Чем ярче бухта, тем она дороже. |
На Руси деньгами служили при обмене шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы. В Эфиопии в качестве платёжа использовали соляные бруски. Римские легионеры получали жалование солью. В Мексике, индейцы использовали бобы какао. В греческих колониях предметом торговли были хлеб, пшеница и другие злаки. |
Феи - самая крупная и странная форма каменных денег с острова Яп в Тихом океане. Они представляли собой огромные каменные круги диаметром до трёх с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты- феи лежали перед домом владельца и говорили о его достатке.
В Мексике, индейцы использовали бобы какао. Они были очень легкими, и их было удобно носить с собой.
У туземцев Мальдивских островов были в ходу ракушки морского моллюска - каури. Блестящие, легкие, прочные, они были распространены во многих странах Азии, Африки, Европы и в качестве платежного средства просуществовали до самого XX века.
В обороте жителей островов Тихого океана применялись перья, связанные между собой лианами в бухты. Чем ярче бухта, тем она дороже.
В Эфиопии в качестве платёжа использовали соляные бруски. Римские легионеры получали жалование солью.
В греческих колониях предметом торговли были хлеб, пшеница и другие злаки.
В Исландии платежным средством служила сушеная рыба, и тогдашний товарообмен выглядел следующим образом.
Подкова - 1 рыбина;
Пара башмаков - 3 рыбины.
На Руси деньгами служили при обмене шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы.
На Руси и в Европе очень ценились «мягкие деньги» - пушнина. Даже налоги в княжескую казну платили по «три белки с дыма», то есть по три беличьих шкурки с каждой избы.
Составление синквейна.
1 строка – имя существительное, обозначающее тему урока
2 строка – имена прилагательные, раскрывающие признаки данного предмета
3 строка – три-четыре глагола, раскрывающие действия данного предмета
4 строка – фраза, раскрывающая суть предмета темы (пословица, поговорка, фразеологический оборот)
5 строка – имя существительное, как итог, вывод
Составление синквейна.
1 строка – имя существительное, обозначающее тему урока
2 строка – имена прилагательные, раскрывающие признаки данного предмета
3 строка – три-четыре глагола, раскрывающие действия данного предмета
4 строка – фраза, раскрывающая суть предмета темы (пословица, поговорка, фразеологический оборот)
5 строка – имя существительное, как итог, вывод
Составление синквейна.
1 строка – имя существительное, обозначающее тему урока
2 строка – имена прилагательные, раскрывающие признаки данного предмета
3 строка – три-четыре глагола, раскрывающие действия данного предмета
4 строка – фраза, раскрывающая суть предмета темы (пословица, поговорка, фразеологический оборот)
5 строка – имя существительное, как итог, вывод
Составление синквейна.
1 строка – имя существительное, обозначающее тему урока
2 строка – имена прилагательные, раскрывающие признаки данного предмета
3 строка – три-четыре глагола, раскрывающие действия данного предмета
4 строка – фраза, раскрывающая суть предмета темы (пословица, поговорка, фразеологический оборот)
5 строка – имя существительное, как итог, вывод
1 _____________Деньги________
2 ____________________________________________________________________
3 ______________________________________________________________________
4. ______________________________________________________________________
5 ___________________________________________
1 _____________Деньги________
2 ____________________________________________________________________
3 ______________________________________________________________________
4. ______________________________________________________________________
5 ___________________________________________
1 _____________Деньги________
2 ____________________________________________________________________
3 ______________________________________________________________________
4. ______________________________________________________________________
5 ___________________________________________
1 _____________Деньги________
2 ____________________________________________________________________
3 ______________________________________________________________________
4. ______________________________________________________________________
5 ___________________________________________
1 _____________Деньги________
2 ____________________________________________________________________
3 ______________________________________________________________________
4. ______________________________________________________________________
5 ___________________________________________