Тема | Какие бывают растения |
Тип урока по целеполаганию | Урок «открытия новых знаний» путём исследования |
Цель урока | Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о деревьях, кустарниках, травах, растущих в школьном дворе |
Задачи урока | 1) образовательные: узнать на какие группы можно разделить растения 2) развивающие: уметь выделять и сравнивать признаки этих групп, делать выводы на основании рассуждений 3) воспитательные: учиться замечать и ценить красоту мира растений |
Основные термины и понятия | Деревья, кустарники, травы |
Личностные результаты | Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире; Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Предметные результаты | Приводить примеры деревьев, кустарников, трав, уметь их различать; Рассматривать и сравнивать растения из гербария и школьного двора; устанавливать связь между строением, приспособленностью к условиям жизни деревьев, кустарников, трав |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: -
освоение способов решения проблем исследовательского характера -
освоение основ познавательной рефлексии -
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по признакам Регулятивные УУД: -
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить -
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные УУД: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы |
Окружающий мир, русский язык (развитие речи) | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
1 этап: Самоопределение к деятельности |
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке. Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра. Но вот пришло мгновение, серьезным быть пора. Желаю вам плодотворной работы! | Ученики настраиваются на работу |
2 этап: Актуализация знаний (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока) |
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся. Формируемые УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений. |
Учитель: Гуляя по школьному двору, вы видели различные растения. Какие из них вам знакомы? Какой вывод можем сделать? | Берёза, осина, клён, лиственница, груша, яблоня, рябина, подорожник, сирень, одуванчик, шиповник, календула, бархатцы, астры. Все растения разные. |
3 этап: Постановка учебной задачи |
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя. |
Место нашего путешествия –школьный двор. Предлагаю разделиться на 4 группы ( по 6 человек) и поработать по плану, выполняя все его пункты. (1.Давайте знакомиться, 2. Растительная анатомия, 3. Расселения школьного двора). Каждый пункт плана является шагом к достижению главной цели нашего урока. Как вы думаете, какой? | Дети называют правила работы в группах Чем растения отличаются друг от друга, и на какие группы их можно разделить. |
4 этап: Изучение новой темы (решение учебной задачи) Практическая работа с использованием гербария |
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения. Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о деревьях, кустарниках, травах. |
Рассмотрите гербарии растений. Выберите те, которые вы встречали на школьном дворе. Первая группа познакомит класс с растениями школьного двора из гербария. Вторая группа с помощью схемы в учебнике расскажет и докажет, что все растения чем-то схожи и различаются. Третья группа попробует нам рассказать о том, как же эти растения поселились на школьном дворе. Четвертая группа предлагает вниманию учащихся фотографии растений, сделанные в школьном дворе Какой вывод сделаем? | Все группы рассматривают и выбирают «знакомые» растения. Результаты помещаются на доску. (берёза, сирень, подорожник, рябина, ель, одуванчик, лиственница, осина, шиповник) У всех растений есть корень, ствол или стебель, листья. У некоторых - цветы и даже плоды. У астры стебель тонкий, а у берёзы толстый, длинный и прочный. У сирени от корня отходят несколько стволов. У травянистых растений стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников - твёрдые. У дерева от корня отходит один толстый стебель-ствол. У кустарника несколько тонких стволиков |
5 этап: Первичное закрепление ( фронтальная работа и работа в парах) |
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. |
По результатам работы в группах распределите предложенные растения на три группы: -
деревья, -
кустарники, -
травы (растения не только школьного двора) Вы теперь знаете, что деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных - в виде иголок(хвоинок). Раньше всех теряют листья липа, берёза, осина. А ель и сосна стоят зелёные. Хвоинкам морозы не страшны. Каждая хвоинка покрыта восковым налётом. Давайте рассмотрим пластинки и хвоинки с помощью луп . Вывод. | Дети работают на доске с электронным приложением к гербарию Дети в парах рассматривают хвоинки с помощью луп. |
6 этап: Обобщение и закрепление (игровая ситуация) |
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации. Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, сравнения, обобщения, сравнение собственных выводов с выводами в учебнике. |
Отгадайте название растения и просигнальте, что это: дерево, кустарник или травянистое растение. 1. Это растение - ближайший родственник садовой красавицы розы. 2.Весной стоит нарядное, праздничное, будто всё в белой пене. 3.Лиственные растения зимой стоят голые, хвойные- зелёные круглый год. А у этого растения хоть и хвоинки, а зимой стоит голое. 4.Дотронься летом до ствола . Он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного растения в мире. Это единственное растение с белой корой, которая не нагревается на солнце. 5. В народе это растение называют «сладким». Нет, конфеты на нём не растут. Но во время цветения летят к нему пчёлы. И мёд потом будет вкусным, душистым. Молодцы! А сейчас последнее задание. Работаем в тетрадях стр. 19 задание 1. Проверьте работу своего соседа по парте. | Шиповник Черёмуха Лиственница Берёза Липа Дети работают в тетрадях (рисуют схематически) |
7 этап: Рефлексия. Итог урока |
Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Формируемые УУД: умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. |
Ребята, вспомните, какую цель вы ставили перед собой. На какой вопрос хотели найти ответ. Оценить вам свою работу помогут смайлики. Оцените свою деятельность на уроке | Выходят к доске и прикрепляют смайлики В течение 2 минут дети высказываются. |
8 этап: домашнее задание в рабочей тетради |