Урок по окружающему миру во 2б классе.
Тема «Какие бывают животные»
Цели: 1. Сформировать представление о царстве природы – животные.
2. Развивать познавательную активность, воображение, умение
использовать ранее полученные знания, умение рассуждать,
выражать свои мысли.
3. Прививать любовь к природе.
Задачи: 1.Актуализировать и обобщать имеющиеся знания, стимулировать
интеллектуальный и творческий потенциал.
2. Продолжить работу по формированию умения работать в
группах.
3. Развивать умение комментировать последовательность своих
действий в решении поставленных проблем.
Приемы: 1. Сводная таблица.
2. Концептуальная таблица.
Работа в малых группах.
Используемые материалы:
-учебник
- тексты о группе животных
- иллюстративный материал
-презентация
Ход урока
Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
III. Формулирование темы и постановка целей урока.
- Итак, мы сегодня с вами будем говорить о …(животных). Тема нашего урока «Какие бывают животные?».
- Каких животных нашей местности вы знаете? (Дети называют.)
- Животных очень много на Земле. Посмотрите вокруг, сколько их сегодня у нас в гостях. (Рисунки, поделки детей.) Наша задача – разделить животных на группы, знать отличительные признаки этих групп.
IV. Работа над новым материалом. Работа в группах.
– У вас на партах лежат конверты. Возьмите конверт – в нём задание.
В конвертах подготовлены рисунки животных:
1-я группа - ёж, лиса, крокодил, волк;
2-я группа - ласточка, клест, лягушка, синица;
3-я группа - окунь, ёрш, кузнечик, карась;
4-я группа - муха, божья коровка, медведь, жук;
5-я группа – лягушка, щука, жаба, тритон;
6-я группа –змеи, черепахи, лебедь, ящерицы.
-
– Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.
– Как, одним словом назвать всех животных каждой группы?
- Что объединяет животных каждой группы?
- Ответы на вопросы вы найдете в небольших текстах на ваших столах.
Ваша задача, заполнить таблицу, используя текст.
Птицы
Птицы — дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море.
Иногда говорят: «животные и птицы». Это неверно, потому что птицы тоже животные. Но от всех других животных они отличаются тем, что тело их покрыто перьями. Ни у кого больше перьев нет — только у птиц. Не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать.
И вообще птице без перьев не обойтись. Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары.
Класс животного | Где живет (обитает)? | Каков внешний вид? | Как передвигается? | Чем питается? |
Рыбы
Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, круглые, как мячик, крохотные — с муравья и огромные — больше слона. Рыбы - тоже животные, но обитающие исключительно в водной среде.
Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт — и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет. Рыбы передвигаются с помощью хвоста и плавников. Можно увидеть, что рыбки всё время двигают ртом; у них равномерно поднимаются и опускаются жаберные крышки по бокам головы.
Рыбы питаются водорослями, другими животными.
Класс животного | Где живет (обитает)? | Каков внешний вид? | Как передвигается? | Чем питается? |
Насекомые
Насекомые - это самый многочисленный класс. В теле насекомых различают три отдела: голова, грудь и брюшко. Каждый из них несет свои органы. Насекомые - это единственный класс членистоногих, большинство представителей которого способны к полету. Большинство насекомых предпочитает наземно-воздушную среду обитания. Трудно себе представить летний вечер без жужжания вокруг! А некоторые насекомые живут в почве. Они делают в земле ходы, питаются корнями растений и органическими остатками.
Класс животного | Где живет (обитает)? | Каков внешний вид? | Как передвигается? | Чем питается? |
| | | | |
Земноводные
Земноводные - так называют знакомых вам лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке. Само название «земноводные» говорит о том, что живут эти животные и на земле, и в воде.
В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, подобно рыбам. Когда же малыши-головастики подрастут, они теряют жабры и начинают дышать легкими, как и все наземные животные.
Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они не отходят далеко от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.
Все земноводные - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастики питаются подводными растениями.
Класс животного | Где живет (обитает)? | Каков внешний вид? | Как передвигается? | Чем питается? |
| | | | |
Пресмыкающиеся
Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени проводят в воде (болотные черепахи, морские черепахи, морские змеи, крокодилы). Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых пресмыкающихся роговые пластинки срослись с костями. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности окружающего воздуха и встречаются везде -от болот до пустынь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют.
Класс животного | Где живет (обитает)? | Каков внешний вид? | Как передвигается? | Чем питается? |
| | | | |
Млекопитающие
Млекопитающие - это животные, которые обитают в лесах (кабаны, лоси, зайцы, лисы, волки), горах (бараны, горные козлы), степях и полупустынях (тушканчики, хомяки, суслики, сайгаки), в почве (слепыши и кроты), океанах и морях (дельфины, киты). Некоторые из них (например, летучие мыши) проводят значительную часть своей активной жизни в воздухе. Тело этих животных покрыто шерстью От загрязнения и сваливания подшерсток предохраняет шерстяной покров млекопитающих. Эти звери периодически линяют. У млекопитающих при этом изменяется густота меха, а иногда и окраска. Млекопитающие характеризуются большим разнообразием кормов. По роду питания их обычно разделяют на плотоядных, всеядных и растительноядных.
Класс животного | Где живет (обитает)? | Каков внешний вид? | Как передвигается? | Чем питается? |
| | | | |
Проверка выполнения задания.
Составление сводной таблицы по видам животных.
| Покров | Среда обитания | Способ передвижения |
Птицы | | | |
Рыбы | | | |
Насекомые | | | |
Млекопитающие | | | |
V. Рефлексия. Итог урока.
С какими новыми группами животных познакомились на уроке?
Какие отличительные особенности есть у этих групп?
Сколько групп животных занесено в таблицу? Назовите эти группы.
Назовите представителей этих групп.
Что вам понравилось и запомнилось на уроке больше всего?