Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида Детский сад №2 «Светлячок» города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Консультация для педагогов
Какие мероприятия с родителями провести в разных возрастных группах в новом учебном году.
Выполнила
Музыкальный руководитель
Акмурзина С.В.
2019 год
Задача воспитателя – найти подход ко всем родителям детей в своей группе. Как это сделать, если они не проявляют интерес? Нужно учитывать особенности каждой семьи. Предлагаем вам проверить планы взаимодействия с родителями в разных возрастных группах и внести в них необходимые коррективы. Правильно выбрать формы и методы общения с родителями поможет наша шпаргалка.
Отношение родителей к мероприятиям в детском саду зависит прежде всего от того, как в нем организована воспитательно-образовательная работа, насколько активно в ней участвуют педагоги и администрация.
Чтобы выстроить взаимодействие с родителями, воспитатели ищут новые формы, но уделяют мало внимания содержанию и методам. Между тем от их правильного выбора зависят характер и результаты контактов между педагогом и семьей воспитанника.
Что должны учитывать воспитатели, когда они составляют план взаимодействия с родителями? Прежде всего это возраст воспитанников и степень активности и запросы родителей.
Особенности развития детей той или иной возрастной группы являются основой для всех мероприятий с родителями. Воспитатели должны рассказывать им, что важно для ребенка в данный период его жизни, на что обращать внимание, чему учить и что развивать, т. е. оказывать поддержку в вопросах охраны здоровья, развития и воспитания детей.
Для родителей также характерны свои особенности. Чаще всего воспитатели испытывают сложности с так называемыми трудными родителями. К ним относятся высокомерные, не воспринимающие воспитателя как авторитетное лицо, безразличные к работе детского сада родители.
Есть активные семьи, которые приходят по первому приглашению воспитателя, готовы участвовать во всех мероприятиях. Есть пассивные родители, которые не проявляют инициативу и всегда находят причину для отказа. Однако это не значит, что их нужно исключить из круга общения. В этом случае воспитатель должен использовать другие, наиболее подходящие формы взаимодействия.
Представляем перечень форм взаимодействия с родителями в разных возрастных группах и круг основных задач, которые воспитатель решает. Формы разделены на группы: для активных и малоактивных родителей. С помощью этой шпаргалки воспитатели могут скорректировать свои планы взаимодействия с семьями воспитанников в новом учебном году.
При умении заинтересовать родителей темой и содержанием общения, показать значимость контактов для развития ребенка, гибко спланировать время встречи, роль профессионального мастерства воспитателя возрастает.
Исходя из конкретной ситуации в группе, воспитатели могут выбирать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия.
Традиционные формы делятся на группы:
· коллективные – родительские собрания, групповые консультации, конференции (собрания проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года);
· индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
· наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
К нетрадиционным формам относятся 4 группы:
· информационно-аналитические – опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», информационные корзины;
· досуговые – совместные досуги, праздники, выставки;
· познавательные – собрания в нетрадиционной форме (КВН, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «Что? Где? Когда?»), групповые консультации, тренинги, практикумы, дискуссии;
· наглядно-информационные формы – информационно-ознакомительная (дни открытых дверей, видеоролики, визитные карточки ДОО, буклеты, переписка по электронной почте) и информационно-просветительская (выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм об особенностях развития и воспитания детей).
На одни мероприятия родители приходят в качестве гостей, на других активно участвуют в педагогическом процессе. Одни формы предполагают непосредственное взаимодействие, другие – опосредованное. Каждая из форм, если ее правильно выбрать, будет эффективна и позволит воспитателю достичь поставленной цели – вовлечь родителей в образовательную деятельность, научить взаимодействовать с собственным ребенком.
Типичные ошибки, которые допускают воспитатели:
· стремятся проводить много мероприятий с родителями, что снижает их качество и результативность;
· направляют усилия не на совершенствование знаний, а на их распространение;
· делают акцент на привлечение родителей к участию в различных мероприятиях, без погружения в проблему.
Содержание взаимодействия с родителями в каждой возрастной группе при общих принципах и подходах всегда имеет свою специфику. Тему любого мероприятия следует выбирать с учетом интересов родителей, тех вопросов, которые волнуют их в данный момент.
При этом воспитатель должен понимать, для чего он организует то или иное мероприятие. Одна из причин того, что общение с родителями строится стихийно, – это неумение воспитателей ставить конкретные задачи. В первую очередь нужно выявить особенности воспитания ребенка в семье, чтобы совместно с родителями выстроить его индивидуальную траекторию развития. Не менее важно изучить образовательные запросы родителей, их ожидания, совместно оценить уровень психо-физического развития ребенка. Среди главных задач также: повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания, информировать об особенностях возрастного развития детей, познакомить с развивающими играми и упражнениями.
Перечень мероприятий с родителями
по возрастным группам с учетом их активности
Возрастная группа 1-я младшая
Родительское собрание
Анкетирование
Папка-передвижка
Буклет, памятка
Общение в чатах и мессенджерах (социальных сетях)
Работа электронной страницы группы на сайте ДОО
Групповая, индивидуальная консультации
Выставка дидактических игр
Выставка поделок из природного материала
Конкурс поделок
Практикумы по ознакомлению с формами и методами развития детей в разных видах деятельности
Интерактивные семинары
Родительское собрание
Анкетирование
Папка-передвижка
Буклет, памятка
Общение в чатах и мессенджерах (социальных сетях)
Работа электронной страницы группы на сайте ДОО
Фотоколлажи
Выявить особенности воспитания в семье, чтобы совместно построить индивидуальную траекторию развития ребенка.
Изучить образовательные запросы родителей
Информировать об особенностях развития детей данного возраста
Познакомить с основными линиями развития ребенка.
Научить развивающим играм и упражнениям, методам и проемам развития детей, в условиям семьи.
Обеспечить практическим материалом (речевыми и двигательными играми, тематикой изобразительной деятельности, конструирования)
Возрастная группа 2-я младшая
Родительское собрание
Анкетирование
Папка-передвижка
Оформление родительского уголка
Консультация
Папка-портфолио
Выставка поделок из природного материала
Совместный досуг
Выставка дидактических игр
Конкурс поделок
Буклет, памятка
Общение в чатах и мессенджерах (социальных сетях)
Работа электронной страницы группы на сайте ДОО
Родительская конференция
Практикумы
Родительский клуб
Родительское собрание
Папка-передвижка
Оформление родительского уголка
Консультация
Папка-портфолио
Анкетирование
Выставка поделок из природного материала
Совместный досуг
Выставка дидактических игр
Конкурс поделок
Буклет, памятка
Общение в чатах и мессенджерах (социальных сетях)
Работа электронной страницы группы на сайте ДОО
Познакомить с особенностями адаптации детей к ДОО, совместно определить способы смягчения адаптационного периода.
Познакомить с признаками кризиса трех лет и методами, которые помогут его преодолеть
Познакомить с особенностями игровой деятельности детей и ее значением для развития.
Сформировать навыки речевого, двигательного, познавательного развития, развития изобразительной деятельности.
Организовать обмен опытом по развитию самостоятельности у детей в семье
Возрастная группа средняя
Родительское собрание
Анкетирование
Папка-передвижка
Родительский уголок
Консультация
Папка-портфолио
Выставка поделок из природного материала
Совместный досуг
Совместные экскурсии
Выставка дидактических игр
Конкурс поделок
Буклет, памятка
Совместная проектная деятельность
Литературно-музыкальные, спортивные конкурсы
Общение в чатах и мессенджерах (социальных сетях)
Работа электронной страницы группы на сайте ДОО
Родительская конференция
Совместные практикумы с родителями и детьми
Родительский клуб
Родительское собрание
Папка-передвижка
Родительский уголок
Консультация
Папка-портфолио
Анкетирование
Выставка поделок из природного материала
Совместный досуг
Совместные экскурсии
Выставка дидактических игр
Конкурс поделок
Буклет, памятка
Совместная проектная деятельность
Литературно-музыкальные, спортивные конкурсы
Общение в чатах и мессенджерах (социальных сетях)
Работа электронной страницы группы на сайте ДОО
Консультировать по вопросам особенностей развития детей, чтобы совместно построить индивидуальную траекторию развития ребенка.
Изучить особенности развития различных видов деятельности детей.
Консультировать по вопросам создания предметно-игровой среды в условиях семьи и развития игровой деятельности детей.
Организовать совместную деятельность родителей и детей.
Сформировать установку на восприятие «сильных» и «слабых» сторон ребенка, поддерживающую позицию.
Организовать обмен опытом.
Возрастная группа старшая
Родительское собрание
Консультация
Папка-передвижка
Буклет, памятка
Фотовыставка
Выпуск газет для родителей
Беседа
Конкурс поделок
Совместные праздники
Совместные экскурсии
Совместные конкурсы
Литературно-музыкальный конкурс
Совместная проектная деятельность
«Домашние» задания
Общение в чатах и мессенджерах (социальных сетях)
Работа электронной страницы группы на сайте ДОО
Совместный практикум с родителями и детьми
Квесты
Родительский клуб
Клуб знатоков родительских секретов
Ток-шоу для родителей познавательной направленности
Родительские конференции
Родительское собрание
Папка-передвижка
Консультация
Буклет, памятка
Фотовыставка
Выпуск газет для родителей
Беседа
Конкурс поделок
Совместные праздники
Совместные экскурсии
Совместные конкурсы
Совместная проектная деятельность
Литературно-музыкальный конкур
Домашние» задания
Общение в чатах и мессенджерах (социальных сетях)
Работа электронной страницы группы на сайте ДОО
Работа «Службы доверия»
Консультировать по вопросам особенностей развития детей, чтобы совместно построить индивидуальную траекторию развития ребенка.
Познакомить с особенностями познавательного развития детей, спецификой детских вопросов и ответов на них.
Информировать о том, какие компьютерные игры можно использовать в семейном воспитании, как их оценивать точки зрения педагогической ценности.
Организовать совместную деятельность детей и родителей.
Оказать помощь в выборе направлений индивидуального развития детей в системе дополнительного образования.
Расширить образовательную среду в семье
Решить проблему снижения детско-родительских контактов и «отдаления» детей и родителей.
Совместно выработать пути решения сложных вопросов воспитания детей.
Консультировать по индивидуальным запроса.
Организовать обмен опытом.
Возрастная группа подготовительная к школе
Родительское собрание
Консультация
Папка-передвижка
Буклет, памятка
Фотовыставка
Выпуск газет для родителей
Беседа
Конкурс поделок
Совместные праздники
Совместные экскурсии
Литературно-музыкальный конкурс
Спортивные конкурсы
Совместная проектная деятельность
Общение в чатах и мессенджерах (социальных сетях)
Работа электронной страницы группы на сайте ДОО
«Домашние» задания
Совместный практикум с родителями и детьми
Квесты
Клуб знатоков родительских секретов
Родительский клуб
Ток-шоу для родителей познавательной направленности
Родительские конференции
Родительское собрание
Папка-передвижка
Консультация
Буклет, памятка
Фотовыставка
Выпуск газет для родителей
Беседа
Конкурс поделок
Совместные праздники
Совместные экскурсии
Литературно-музыкальный конкур
Спортивные конкурсы
Совместная проектная деятельность
Общение в чатах и мессенджерах (социальных сетях)
Работа электронной страницы группы на сайте ДОО
«Домашние» задания
Работа «Службы доверия»
Получить информацию о способах и формах подготовки детей к школе в условиях семьи.
Научить способам развития познавательного интереса и положительной мотивации у детей к обучению в школе.
Сформировать «поддерживающую» позицию при переходе ребенка от дошкольного уровня образования к начальной школе.
Информировать о том, какие компьютерные игры можно использовать в семейном воспитании, как их оценивать с точки зрения педагогической ценности
Организовать совместную деятельность детей и родителей.
Оказать помощь в выборе направлений индивидуального развития детей в системе дополнительного образования.
Совместно выработать пути решения сложных вопросов воспитания детей.
Консультировать по индивидуальным запросам.
Организовать обмен опытом.