Практическая работа к теме 3.4.
Педагогические технологии в работе классного руководителя (куратора)
«Проектирование фрагмента занятия «Разговоры о важном» с учетом возрастных, психофизиологических, эмоционально-волевых особенностей обучающихся».
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1–2 классов по теме
«КАКИЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЕСТЬ СИМВОЛЫ?»
Мусатовой Светланы Георгиевны,
учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 5»
Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Цель: воспитывать у обучающихся уважение к символам государства (герб, флаг, гимн), знакомство с гербом России, Челябинской области и Еманжелинска, правилами его составления.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.
Планируемые результаты:
Личностные:
проявление познавательного интереса, активности, инициативности в познании истории своей страны; проявление любви к Родине, доброжелательного отношения к окружающим.
Метапредметные:
восприятие и актуализация информации с помощью зрительных образов, понимание их смысла и назначения; участие в коллективном обсуждении и коллективной творческой работе, умение делать простые выводы.
Продолжительность фрагмента занятия – 10 минут
Форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентационных материалов, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую и индивидуальную работу.
Комплект материалов:
– сценарий;
– интерактивные задания;
– презентационные материалы;
– видеоролик;
– бумага А4, карандаши, цветные мелки, фломастеры.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная: введение в тему.
(Работа идёт по плану - https://razgovor.edsoo.ru/).
Часть 2. Основная: «Что такое герб»
(Работа идёт по плану - https://razgovor.edsoo.ru/).
*Фронтальная беседа + ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Для чего городу нужен герб?
Гербы, как и любые другие опознавательные знаки, выполняют функцию обозначения своих владельцев визуальными (то есть, воспринимаемыми посредством зрения) средствами: цветами и фигурами.
- Как вы думаете, почему на гербе областного центра изображён верблюд? Что он может символизировать?
*Слово учителя
Когда-то на территории, где сейчас находится Челябинск, стояла крепость с таким же названием.
Мечта обзавестись собственным гербом осуществилась в начале июня 1782 года, когда Екатерина II издала специальный Указ. Документ содержит его описание. На фоне щита внизу находилось изображение верблюда с тюками на спине. Караваны с этими вьючными животными регулярно двигались по территории Оренбургской губернии и заходили в Челябинск. Пространство верхней части изображения занимал герб Уфимского наместничества: силуэт куницы, которая стремительно мчится в серебряном поле. Так, свои первые очертания получил герб Челябинской области.
Позднее Челябинск вышел из состава Уфимской губернии. Но изменился герб только к 230-й годовщине областного центра.
*Индивидуальное задание – графический диктант
Отступите 8 клеток вправо и 8 клеток вниз, затем приступайте к диктанту.
1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 5 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 4 клетки влево, 1 клетка вниз, 6 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 4 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 7 клеток влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 5 клеток вверх, 3 клетки влево, 1 клетка вверх.
Или:
*Фронтальная беседа
(Информация для учителя: Лебедь одна из грациозных и восхитительных птиц, которая является символом верности и любви в супружеской жизни. Эти птицы не любят ходить по земле и передвигаются исключительно по воде. Лебеди являются рекордсменами по высоте полета над землей, ведь они были замечены на высоте более 8000 метров)
*Фронтальная беседа
На гербе какого города встречали лебедя? Найдите наш город на карте.
Опишите герб Еманжелинска
(Информация для учителя: считается, что черные лебеди имеют более мирный характер, по сравнению с белыми, у которых отмечается весьма задиристый характер поведения. Но цвет нашего лебедя зависит не от его характера, а символизирует цвет каменного угля, который добывали на месте Еманжелинских угольных копий, позднее, города Еманжелинска)
(Информация для учителя: Город Еманжелинск возник в связи с разработкой угольного месторождения. Добыча угля стала основой жизнедеятельности местного населения, что и нашло свое отражение в гербе в виде черного лебедя, увенчанного золотой короной, аллегорически показывая огонь и тепло, которое дает уголь.
Лебедь – постоянный обитатель озера Большой Сарыкуль, расположенного за северной окраиной города. К сожалению, сейчас озеро почти полностью обмелело, но в былые времена привлекало к себе и туристов, и любителей природы. Одним из них стал известный советский писатель Виталий Бианки, посвятивший нашему водоёму рассказы)
*Просмотр видеосюжета о Большом Сарыкуле
*Выполнение интерактивного задания: раскрась герб города нужными цветами.
*Работа в парах: сложи герб города из частей (по принципу пазл)
*Дома совместно с родителями найди информацию об озере Большой Сарыкуль, продумай систему мер по его восстановлению
Далее идёт рассказ о флаге и гимне – (Работа идёт по плану - https://razgovor.edsoo.ru/).
Соответствие разработки критериям.
Критерии оценивания разработки:
Критерий оценивания | Баллы |
Описание фрагмента занятия выполнено в логике представленных комплектов методических материалов | 1 |
Сформулированная(ые) педагогическая(ие) задача(и), решение которой(ых) планируется при реализации разработанного фрагмента, не противоречит(ат) целям и направлена(ы) на достижение планируемых результатов | 1 |
Продолжительность занятия позволяет реализовать все поставленные задачи и выполнить необходимые для этого действия в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся | 1 |
Представленный материал соответствует возрасту обучающихся, учитывает ведущие виды деятельности, интересы, психофизиологические свойства | 1 |
Во фрагменте предусмотрена организация не менее 2 видов деятельности обучающихся | 1 |
В разработке предусмотрены материалы, на основании которых может быть организована индивидуальная/коллективная рефлексия в рамках фрагмента занятия | 1 |
В разработке предусмотрены основания для проведения рефлексии в конце занятия | 0 |
Проект фрагмента урока содержит посыл к рефлексивной деятельности обучающегося после проведения занятия: осмыслению, анализу, наблюдению | 0 |
В проекте фрагмента занятия предусмотрена возможность проведения без использования технических средств обучения | 1 |
Разработанный фрагмент занятия может быть использован другим педагогом | 1 |
Итого: | 8 |
Интерпретация результатов:
6–10 баллов | Разработанный проект фрагмента занятия рекомендуется к практическому использованию в контексте сценария, представленного на федеральном уровне |