1. Развивать представления учащихся о явлениях живой природы.
2. Развивать мышление, смекалку, наблюдательность, уметь сравнивать и делать выводы на основании рассуждений
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
2. Учиться замечать и ценить красоту мира растений.
- фронтальная.
- практические (упражнения).
–принимать учебные цели, проявлять желание учиться, внимательно и бережно относиться к природе;
–проявлять интерес к объектам окружающего мира.
–умение ориентироваться в учебнике, кратко пересказывать прочитанное, сравнивать и группировать предметы;
–наблюдать и самостоятельно делать выводы.
–участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
– выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
–отличать верно выполненное задание от неверного.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | - Снова прозвенел звонок – Начинается урок. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. - Проверьте, как организовано ваше «рабочее место». - Повторим девиз урока. | Повторяют девиз урока: Мы умеем думать, Мы умеем рассуждать. Всё, что нужно для работы, То и будем выполнять. | Личностные: создание ситуации успеха, доверия, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
2.Актуализация знаний. Цель: актуализация знаний о природе. | – Внимательно посмотрите вокруг себя, в окно на улицу. Что нас окружает? - На какие две группы можно разделить природу? Какая она бывает? – Разделите карточки с объектами природы на 2 группы в паре: сосна, машина, белка, мальчик, звезды, луна, гриб, компьютер. - Проверим: что отнесли к неживой природе, а что к живой природе? -Оцени свою работу Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это всё вокруг … – Назовите признаки живой природы. | Называют предметы вокруг себя. - Природа и рукотворный мир.
- Живая и неживая.
-Природа. - Рукотворный мир.
Ученики работают в паре, раскладывают карточки на 2 группы Отвечают на вопрос и проверяют по образцу. Ученики показывают «светофорчиками», если правильное высказывание - зелёного цвета, неправильное - красного цвета.
-Дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; ориентирование в своей системе знаний. |
3.Определение темы урока. | – Отгадайте загадку: Дышит, растёт, А ходить не умеет. - Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? - Чтобы говорить о растениях, мы совершим экскурсию, но куда, вы узнаете, если отгадаете загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. (Лес) -Действительно, мы с вами совершим путешествие в наш лес (плакат с изображением леса). Давайте посмотрим, что растет в нашем лесу? -Определим растения нашего леса и подумаем, все ли растения одинаковы в лесу? -Какое это растение? Русская красавица Стоит на поляне. В зелёной кофточке В белом сарафане?
-Весной зеленела Летом загорела Осенью надела Красные кораллы.
-Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год
-Стоят кругом сестрички: Желтые глазки, белые реснички . -И высок я, и могуч Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок, Ничего, что плод мой мелок.
-Тонкий стебель у дорожки, На конце его – серёжки; На земле лежат листки – Маленькие лопушки.
-Белые горошки На зелёной ножке.
-Летом рад я свежей Ягоде медвежьей А сушеная в запас От простуды лечит нас. - Перед чтением загадок какой вопрос я всегда ставила? - Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? Давайте проверим наше предположение по учебнику. Работа по учебнику стр.56 Прочитаем тему нашего урока. - Что вы уже знаете о растения? - Что бы еще хотели узнать? - Какие учебные задачи предложил решить Муравей Вопросник? | -Растение.
- О растениях.
Ответы детей.
Читают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя. Узнать: какие бывают группы растений, их признаки. Читают в учебнике. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; высказывают свои предположения, выражают свои мысли. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ориентируются в своей системе знаний Регулятивные: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему
|
4.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Рефлексия | - Ребята, ответы на трудные вопросы лучше искать одному или с друзьями?
Работа с учебником. - Рассмотрите картинки, какие растения относятся к деревьям, кустарникам и какие относятся к травам? Чтобы наш урок получился интересным и полезным, предлагаю вам стать исследователями. Вам предстоит провести небольшую исследовательскую работу. Мы будем работать группами. У каждой группы будет своё исследование. В результате работы мы должны будем ответить на вопросы: на какие группы разделены растения и какие признаки характерны для каждой группы. 1-я группа. «Травы» 2-я группа. «Кустарники» 3-я группа. «Деревья» 4-я группа. «Значение растений. Охрана растений» Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которые нужно раскрыть. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой. 1 группа. Ученики первой группы расскажут нам о том, что такое травы, назовут признаки трав. 2 группа. Эта группа расскажет нам о кустарниках и их отличительных признаках. 3 группа. Третья группа расскажет о деревьях и признаках деревьев. 4 группа. Четвертая группа раскроет вопрос «Какое значение имеют растения для человека?» На столах у вас лежат несколько источников информации (энциклопедии, атлас-определитель) и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.
Теперь мы сможем правильно распределить растения по группам?
|
Дети работают в группах. Изучают материал по учебнику на стр. 56
На листьях пишут название группы растений, рисуют схему, выделяют отличительные особенности, выписывают названия растений, относящихся к данной группе ( используют атлас-определитель). Вывод групповой работы: растения делятся на три группы.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить. Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале
-Да
| Познавательные: выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку.
Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формируют учебную задачу. Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
|
Физкультминут-ка «Весело в лесу»
5.Первичное закрепление. | «Весело в лесу» Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.) Вот лиса идёт по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте.) Вот голодная лиса (Ходьба на месте.) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.) Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.) Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА: Цель: проговаривание нового знания - Ребята, сейчас мы составим из ваших наработок схему, которая нам поможет усвоить новый материал. (нацеливает на внимательное прослушивание информации, подготовленное каждой группой)
|
Капитаны групп и их помощники озвучивают информацию по новой теме, прикрепляют на доску части схемы, которую составили. Делают выводы Травы Растения
 
Кустарники Деревья
   
хвойные лиственные
хвойные лиственные
Дети самостоятельно выполняют задание. После выполнения задания осуществляется фронтальная проверка. |
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные: умением выражать свои мысли. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
6.Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. Учитель раздает каждому ученику образцы гербария. Ребята, у вас у всех на партах есть гербарий разных растений, ваша задача определить, к какой группе относятся ваши растения и записать их названия в нужную группу в рабочей тетради, задание № 3. -После того, как вы запишите названия в нужные строки, придумайте еще несколько название к каждой группе и допишите. -Кто выполнил без ошибок? -Кто допустил ошибку? -Почему? -Над чем надо поработать?
|
Работа в тетрадях. Дети самостоятельно выполняют задания. Проверяют правильность выполнения задания по эталону
Ответы детей.
| Познавательные: ориентироваться в тексте. Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, формировать собственное мнение и позицию. |
8. Рефлексия деятельности Итог урока.
. | Оценивание. -Какую тему мы сегодня изучали? -Что узнали по этой теме? -Кому интересно было работать на уроке? -Какие трудности испытывали?
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке, на «Дереве успеха» -решил поставленные задачи, активно работал на уроке, прикрепи зеленый лист. -допускал неточности, был не очень активен, прикрепи желтый лист. -не смог достичь поставленных задач, не старался, прикрепи красный лист. |
Отвечают на вопросы.
«Дерево успеха»
Самооценка.
Учащиеся прикрепляют листики на дерево. | Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. |
|
Домашнее задание | стр. 56-59 в учебнике, прочитать, ответить на вопросы | Учащиеся записывают домашнее задание | |